Когда я был молодой и красивый глупый, случилось мне прожить год в Ипонии. Было это очень давно, было это хорошо... Настолько хорошо, что даже и сейчас икается
вспоминается.
Кстати, кому вообще тема джапанства и жизни иностранца там интересно, очень
рекомендую.
От многих тогда слышал рефлексии, что, мол, как же это, вокруг одни японцы, и ты там один такой белый человек... Некого даже найух послать в доступной форме...
Но если обилие азиатских граждан вокруг не напрягало и даже более того - не вызывало вообще никаких эмоций, то присутствие в круге общения народу -дцати наций и стран восторгало неимоверно.
Как ни крути, но на исторической родине, хоть и присутствовала некая умеренная различность типов лиц, но не было такого глубокого культурного различия. Мы все были "родом из СССР" и имели один общий культурный бэкграунд.
Тут же в одночасье я оказался в ситуации, когда ежеминутно говоришь с австриячкой-поляками-новозеландцами-американкой-индонезийкой-сингапурцами-китайцами-греком-кореянкой-бразильцами-японцами-японобразильцами-японоканадцами и так далее - по кругу. Усугубляло сюрность то, что западные пиплы ничего особенного в этой ситуации не усматривали. Типа, так и надо.
И вот мы тут, и вокруг наблюдаем такое же смешение наций, культур и языков. Но мы стали старше, разборчивее, приглядчивее и нетерпимее.
Собственно, я к чему все это - один из моментов для приезжающих жить в западную страну - это как раз обилие "цузых". С которыми надо как-то ладить. И к которым надо привыкать. И готовить себя к этой встрече, чтобы не было культурного шока.
С чем/кем вы неизбежно столкнетесь в Канаде, исключая здешние Нерезиновски типа Торонто, весь Квебек (там все не как у людей по-своему) и Маритаймы, ибо последние -
замкадье, где жизни по определению нет:
КАНАДЦЫ и АБОРИГЕНЫ
- Белые, местноурожденные в 2-3-... поколении. С ними все более-менее ясно. Единственная забавная особенность в том, что в канадском Средиземье (Манитоба-Саскечеван-Альберта) почти каждый второй радостно заявляет об украинских предках.
Вообще же, хотя многие и наслышаны, откуда пошла их фамилия, но где именно это "откуда" расположено - либо не ведают, либо просто не парятся.
- Индейцы.
Что бы там не писали разные фениморы куперы и не показывали гойкомитичи, индейцы до прихода белых были абсолютными дикарями. Папуасами. С минимальной продолжительностью жизни, болезнями, высокой смертностью ввиду постянных междоусобиц. Если бы все шло по уму, они со временем бы ассимилировались и растворились в доминантной культуре белых. Однако, в 60-70е годы нашлись умные люди, раскрутившие тему "хозяев земли, на которую пришли белые захватчики", и с тех пор успешно вытягивающие из кармана налогоплательщика очень жирные суммы на "содержание" т.н. First Nations, на земельные иски к правительству Канады, на поддержание инфраструктур, здравохранения и так далее.
Сейчас большинство индейцев довольно неприятные люди, обиженные на всех и вся и считающие, что им все должны. Многие либо побираются в городах, либо сидят на алкоголе и наркоте. Резервации, хотя и находятся зачастую в очень козырных местах, а прямые дотации вождям исчисляются сотнями и сотнями миллионов, представляют из себя очень унылое зрелище - дикая грязь вокруг убогих домов, запустение и неухоженность, а также мощный криминал - та же наркота, оружие, контрабанда сигарет.
- Эскимосы, они же инуиты.
Эти граждане живут локально на севере. Все сказанное об индейцах выше в меньшей степени относится и к ним. В меньшей - так как живут они там, куда макар телят и в страшном сне не погонит и кроме них там особо никто и не обитает.
ПОНАЕХАВШИЕ .
Теперь перейдем к откровенно понаехавшим. До 60-х годов иммиграция была практически исключительно из Европы. Об этих людях сказать особо нечего. Очень часто лишь небольшой акцент отличает их от обычных канадцев-канадцев. Хотя и есть нюансы с Восточной Европой, но это уже явление более позднее, наших дней. После социальных потрясений 60-х, после прихода к власти пидораса поборника мультикультурности Трюдо - в основном зачем-то стали брать из Азии и Африки. В результате мы получаем следующую картину. Что бы не говорила статистика, но в самых популярных у иммигрантов городах - Торонто и Ванкувере - белые уже стали меньшинствами.
А теперь вкратце упомянем об основных типажах брата-понаехавшего, с которыми вам предстоит встретиться.
- Китайцы.
Китайцы есть разные. Есть КНРовские, гонконговские, тайваньские, сингапурские (по мере убывания численности и роста адекватности). Есть и другие, но их исчезающе мало.
Чтобы понять ху из средний китаец из Срединной Империи (имми в первом поколении), достаточно прочитать несколько топовых тематических постов у многоуважаемого
cathay-stray. В бытовом и рабочем плане тут - это люди сравнительно тихие, не особо амбициозные, временами кажущиеся (или являющиеся таковыми) туповатыми тормозами. На работе если есть хотя бы пара китайцев, они будут кучковаться. Говорят при этом не стесняясь на китайском, в полный голос. Очень неохотно делятся опытом и знаниями с коллегами и новичками - если они не китайцы.
Опять же, по сугубо личному опыту - это одни из самых вопиющих игнорамусов в плане знаний об окружающем мире, стране и культуре. Причем, у них нет любопытства и стремления узнать больше.
В бытовом плане от них стоит ожидать специфических кухонных запахов, иногда грязи, хотя и не запредельной, все же сюда едет не совсем деревня.
Китайцы - шовинисты. Причем, им не надо доказывать, что они самая древняя культура и все такое. Они это знают . И между собой о белых могут говорить весьма пренебрежительно, используя словечко
лаовай (аналог "гайдзина" у японцев). Если брать аналоги привычные - это как обращение "пиндос" и "канадол" (как правило, предваряемое словом "тупой...") у здешних русскоязычных.
Гонконговские en masse тусуются в Ванкувере (который неспроста получил погоняло Гонкувер). Тайваньцы попадаются реже. А сингапурцы вообще редкие птицы. Хотя именно они, как правило, самые цивильные и приятные в повседневной жизни.
Среди китайцев много специалистов (инженеры, техники, акупунктурщики, продавцы и т.д.). Они охотно учатся и стараются встроиться в сушествующий порядок вещей и традиций. Очень часто берут местные имена - Джеймсы, Вильямы, Вивьены, Джейны и прочие. При том, что в девичестве оно было каким-нибудь Хуй-Суй-Вчай с непередаваемой игрой тонов.
Второе поколение ассимилируется еще активнее и, зачастую, кроме легчайшего акцента и разреза глаз, их ничто не отличае от обычных канадцев.
Легко путаемы (визуально и для неопытного глаза) с китайцами - корейцы, японцы и (иногда) вьетнамцы.
Корейцы (в меньшей степени) и японцы (в большей) врастают в местное общество стремительно, этому способствует их куда меньшая численность, на порядок более высокая цивилизованность (в сравнении с китайцами из КНР), а также (у многих) причина смены страны проживания - в отличие от колбасной иммиграции из Китая, многие японцы стремятся избавиться от давления социума.
Они не стремятся кучковаться так, как это принято у китайцев (чайна-таун, китайские лавки-сервисы). Среди них (особенно японцев) больше всего распространены смешанные браки, поэтому второе поколение может иметь этническую фамилию, но никаким концом не напоминать ее настоящего носителя.
Японцев и корейцев довольно много в Ванкувере, где на улице вполне можно уловить и японскую, и корейскую речь.
В отличие от китайцев, японцы очень любопытны, с интересом узнают новое, легко идут на контакт.
Вьетконг из себя представляет весьма пеструю толпу. Это и потомки беженцев из Южного Вьетнама, свалившие от любящих коммунистических объятий Дядюшки Хо. Это более поздние экономические беженцы. Это и этнический криминалитет, традиционно занимающийся наркотиками.
Если первая категория вполне себе нормальные граждане, может разве что с тяжело понимаемым акцентом, то две вторые не стремятся смешиваться, любят кучковаться в этнических районах, что ставит их в тот же ряд, что и выходцев из Юго-Восточной Азии и Индии, о которых речь в следующей части.