Загадочная история Бендажамина Баттона: рецензия

Jan 26, 2009 10:43



Режиссер: Дэвид Финчер
Сценарий: Эрик Рот, Робин Суикорд
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Джулия Ормонд, Джейсон Флеминг
О чем.
Бену Баттону не повезло. На мой скромный взгляд, все дети при рождении не красавцы, но с ним случился явный перегиб. Ошалевший от такого сына папенька собирается было утопить его, как котенка, но волей обстоятельств его коварный замысел срывается. Неудавшийся душегуб относит сына к дверям дома престарелых. Надо сказать, папенька был не дурак, и сразу понял, где мальчику окажут самую квалифицированную помощь. Бен должен был бы умереть на следующий день, если бы время для него шло в ту же сторону что и для всех. Но уже к десяти годам Бен выглядел как вполне нормальный бодрый старичок, а к совершеннолетию - импозантным мужчиной средних лет. И в то же время рядом с ним вполне нормальной жизнью жила женщина которую он любил - Дейзи. Однако перед ними в полный рост вырастает проблема, что любовь любовью, а подгузники за Беном рано или поздно менять придется... 
В целом.
Давайте сразу определимся. Я в общем и целом люблю то, что делает Финчер. Кое-какие из его фильмов ("БК", "7емь") попросту великолепны, другие, как "Зодиак", немного нудноваты, и все же хороши. Однако я совсем не разделяю той непонятной эйфории и щенячьего восторга который выплескивается в рецензиях на известных киносайтах. Вернее я могу подписаться под многим из того что написано, про хороший подбор актеров, музыку, атмосферу и все прочее. И пожалуй я о них не буду говорить, ибо скучно. Но при этом нельзя не отметить еще некоторые вещи.

У меня уже после часа просмотра (а это заметьте едва треть фильма) сложилось стойкое ощущение deja vu, которое росло и множилось с каждой новой сценой. Давайте же посмотрим вместе:
Итак, у нас рождается мальчик, очень необычный мальчик. В детстве наш мальчик скажем прямо не блещет здоровьем, к тому же не умеет ходить. Ну и он прямо скажем не является звездой всех вечеринок. Но вскоре, задействовав огромный жизненный потенциал он начинает ходить, а потом и вовсе становится более-менее нормальным человеком. У нашего мальчика появляется девушка, которой он нравится такой какой есть, странный и непонятный. Мальчик уходит на войну, и обещает девушке постоянно писать и держит слово. В то же время девушка живет свой жизнью во время которой попадает, скажем так, в очень странную компанию, в которой царят отношения, совсем не такие, к каким привык наш герой. Герой возвращается с войны возмужавшим и сформировавшимся человеком, вновь встречает девушку, но сейчас ей не до него. Она не может и не хочет бросить свою жизнь, свою компанию ради него. Его это пугает и они расстаются с девушкой на некоторое время. В качестве дополнения, в компании есть мужчина-мачо, который имеет виды на девушку и относится к ней очень запросто, совсем не так как может позволить себе герой. Потом с девушкой случается нечто, что вырывается ее из своей компании, и у героя вновь появляется шанс.
Все, я устал. Теперь внимание, вопрос на миллион рублей: канву сюжета какого фильма я сейчас пересказал? Ну же, ну же, не стесняйтесь. Форест кто-кто?
А после просмотра мне открылась просто-таки страшная тайна. Сценаристом ББ выступил Эрик Рот, который написал сценарий к чему? Вы не поверите. К "Форесту Гампу". Вот такая загогулина. В принципе можно убрать из названия выражение про "Загадочную историю", чтобы параллели были еще более явными.
В общем и целом, в этом может и нет ничего плохого. Финчер в подобном неостросюжетном жанре по сути новичок, но при этом он максималист и перфекционист. И он хотел, чтобы и этот его фильм тоже получился великолепным, как и предыдущие. И право слово, лучшего эталона для фильма, нежели бессмертное творение Земекиса не найти. У меня возникают только два вопроса. Нельзя ли было чуть дальше уйти от оригинального фильма, все-таки Эрик Рот не новичок в сценарном деле, и я не верю, что он был настолько зашорен процессом, что не заметил вполне очевидных параллелей между двумя своими работами. Проблема еще и в том, что когда фильмы столь композиционно похожи, то очевидно желание сравнить их, и это сравнение не в пользу Баттона (я вообще не очень верю, чтоб какой-то похожий фильм смог бы выиграть это сравнение). Особенно это касается драматизма, которого откровенно говоря Баттону вначале не хватает. Ну да, старый некрасивый, но живет вполне нормально, никто его не обижает, война тоже какая-то тусклая и Бенджамин выступает в ней в основном в роли свидетеля. Вспомните, что было в те же моменты в Форесте.
При этом нельзя не отметить, что в завершающей части все куда лучше, оригинально и неизбито.
Кроме того вызывает смущение непонятно для чего вставленный эпизод на набившую уже оскомину тему "Бабочки в дельте Амазонки", который похож не на раннего Финчера даже, а скорее на "Вавилон" Иньяриту, особенно если учесть, кто играет главные роли в фильме. Мало того, что он заимствованный, так еще и совершенно не ложится в ткань повествования. Загадка какая-то одним словом.
Ну еще надо заметить, что с фантастической составляющей все как-то напутано (в рассказе напомним, Баттон родился не сморщенным младенцем, а настоящим стариком), так что я тщетно пытался разобраться, в какую же сторону движется его сознание? От старости к молодости, или от молодости к старости, или от молодости к молодости?
При всем при этом фильм ведь действительно хороший, даже очень, но скажем так, на главного фаворита "Оскара" не тянет. Хотя конечно на фоне "Горбатой горы" выглядит горой негорбатой.

Сценарий: 4
Актеры: 5
Видеоряд: 5
Интересность: 4.5

драма, Дэвид Финчер, Кейт Бланшетт, фэнтези, мелодрама, Брэд Питт

Previous post Next post
Up