У фильмов, снятых по играм, есть одно общее свойство: почти все они оказываются редкостным отстоем. Исключения из этого правила можно пересчитать по пальцам, и то они довольно спорны. Возможно, это связано с тем, что кино и игры всё-таки являются разными видами искусства и используют разные выразительные средства. Даже не "возможно", а так и есть, но причина не в этом, а в том, что надо хоть немного вкладываться в сценарий. Недостаточно просто взять раскрученный бренд в расчёте на то, что фанаты валом повалят в кинотеатры рассматривать знакомые буфера и под любимый бренд схавают любое говно. Оно, конечно, так и произойдёт, но что останется от этого фильма через несколько лет.
Итак, речь о Ларе Крофт.
Название: Лара Крофт: Расхитительница гробниц
Оригинальное название: Lara Croft: Tomb Raider
Год: 2001
Режиссёр: Саймон Вест
Сценаристы: Майк Верб и Патрик Массет (тут явная ошибка: сценаристов в этом фильме сократили за ненадобностью и для экономии средств на спецэффекты)
В главной роли: Анджелина Джоли, которую я теперь ненавижу.
Оценка на кинопоиске: 6,954 (кинопоиск говно)
Оценка на IMDB: 5,6 (уже ближе к истине)
Оценка на Метакритике: 33% (в этот раз метакритик как никогда близок к цели)
В первый раз я смотрел этот фильм лет десять назад, тогда я был на десять лет моложе, поэтому из фильма я ничего не понял. Сегодня я просмотрел этот фильм во второй раз, и хотя сейчас мне уже за двадцать, впечатление "я ничего не понял" усилилось.
Итак, добро пожаловать в Египет.
Лариса готовится расхитить очередную гробницу - в её конце лежит карта памяти. Но внезапно появляется Трансформер!
Уже два говённых фильма в одном - боюсь, я столько не выдержу.
После долгого боя Лариса успокаивает десептиконскую морду и забирает карту памяти, но Мегатрон внезапно снова включается и собирается продолжить атаку. Лариса оборачивается и останавливает его криком "Stop!".
Вот бы этот фокус со всеми роботами срабатывал. В "Терминаторе" там, например.
Программа у Мегатрона понятна и не вызывает вопросов.
Лариса меняет карту памяти на ту, что только что взяла. А теперь - дискотека, товарищи!
Дальше появляется и центр управления Мегатроном. Кулхацкер жалуется на жестокость, с которой Лариса расправилась с его роботом.
Оказывается, всё это время действие происходило ни в каком не в Египте, а в поместье Крофт. Нас обманули, расходимся.
Далее действие переносится в Хогвартс, где происходит заседание масонской ложи иллюминатов (которые на самом деле ни разу не масоны, я в курсе).
200 очков Гриффиндору!
Докладывает какой-то человек, представляющий собой гибрид Локи и Стивена Сигала.
Ах да, ещё он Джораха Мормонта в "Игре табуреток" играл.
Итак, то, что в этом фильме называют сюжетом: каждые пять тысяч лет происходит мега-парад планет, и очередной такой парад будет вот прям щас через несколько дней (какая свежая идея). Масоны непременно должны этим воспользоваться, в связи с чем им для чего-то понадобилось две половины неизвестного артефакта, поиск которых и поручают Сигалу. Сигал обещает найти их за неделю, хотя понятия не имеет, где их искать.
Лариса в это же время также наблюдает за начинающимся парадом.
Потом ей снится сон, где батя (который, судя по всему, жил в палатке, как Муаммар Каддафи) рассказывает ей про него же.
Наутро Лариса обнаруживает в своём доме новую потайную комнату.
А в комнате - часы, которые явно механические, поэтому начали идти недавно.
Но эту комнату уже чёрт знает сколько лет не открывали - вот ведь незадача-то.
Лариса несёт часы своему рабу-кулхацкеру, который спит со своими гаджетами.
Когда они осмотрели часы изнутри, Лариса расхерачивает их и обнаруживает вот эту фиговину.
"Всевидящее очко" - знаменитая масонская пирамида с глазом.
Лариса едет искать знакомого специалиста на аукцион, где случайно едва не покупает какую-то фигню.
Дальше в сюжете появляется Крэйг - другой археолог, с которым Лариса не поделила какие-то четки, найденные при расхищении какой-то гробницы. В течение всего фильма я безуспешно пытался понять, накой этот персонаж вообще здесь нужен. Так и не понял.
Наконец Лариса находит своего специалиста и он исследует масонские часы.
Они замечают, что часы идут в обратном направлении, а Лариса вспоминает, как батя рассказывал ей, что с масонским очком связан какой-то треугольник.
Однако это всё им ничего не даёт и Лариса отправляется восвояси.
Но уже ночью специалист-часовщик звонит Ларисе домой и рекомендует ей поговорить с ещё одним человеком. Этим человеком оказывается Сигалоки.
Лариса приходит к Сигалу, однако предусмотрительно не берёт с собой часы, ограничиваясь фотографиями.
Сигал заявляет, что ему об этих часах ничего неизвестно, но Лариса ему не верит - и правильно делает, так как ночью за часами приходят гости.
Акробатическая экшн-сцена, большая часть врагов повержена, но часы всё равно украдены.
На следующий день Ларисе внезапно приходит письмо от отца (спасибо Почте России), в котором он объясняет, что это за артефакт, разделённый на две части, и что для его сборки нужны масонские часы. Треугольник может управлять течением времени, но если его применить неправильно, то можно разрушить целый город.
В общем, Ларисе нужно найти и уничтожить треугольник раньше, чем до него доберутся иллюминаторы.
Лариса вылетает в Камбоджу благодаря своим друзьям-военным (очередной киноштамп: если у тебя есть друзья-военные, то они тебя могут хоть на орбиту Плутона доставить за просто так и в любое время).
В Камбодже Сигал уже вовсю пытается вломиться в храм, эксплуатируя для этого пятьсот тысяч камбоджийских рабов.
Лариса проникает в храм с чёрного хода и сразу находит нужную дырку для ключа, в это же время Сигал проходит с парадного и собирается вставить ключ в другую дырку. Здесь же с ним Крэйг и рыжий дрищ (персонаж ещё более бесполезный, чем Крэйг).
Лариса убеждает их, что её дырка более правильная, вставляет ключ-часы на последней секунде допустимого времени (ну да, конечно, парад планет же вещь точная, все планеты имеют строго заданную и известную скорость), бревно начинает раскачиваться как маятник, бревно должно попасть в резервуар и пробить его, чтобы жидкость пролилась, для того чтобы... В общем, не спрашивайте меня, что происходит на экране.
Лариса похищает половину треугольника, в результате чего каменные гаргульи в храме внезапно оживают.
Правда, противниками они оказываются довольно слабыми: легко рассыпаются от пуль. Впрочем, от удара с ноги тоже.
Но когда с мелкими гаргульями покончено, появляется гаргулья-босс. FIGHT!
Лара выпускает в него несколько обойм из пистолета: босс лишается лица, после чего поворачивает голову другим лицом. Осталось ещё две жизни!
Тут нужна военно-морская смекалка. Лариса толкает бревно (которое так и качалось туда-сюда), чтобы оно протаранило босса. FATALITY!
Лариса сбегает из храма в камбоджийские джунгли, там её догоняет Крэйг и требует по-хорошему отдать половину треугольника.
Ну так как Лара Крофт и от бабушки ушла, и от дедушки, то уж от Крэйга, который ещё даже Бондом не стал, ей уйти вообще никакого труда не составило: она прыгнула в водопад.
Где-то в камбоджийских джунглях Лариса находит телефон и выходит на связь с Сигалом.
Сигал назначает встречу в Венеции в алюминатском Хогвартсе.
В Хогвартсе Сигал предлагает Ларисе партнёрство (уж коль скоро она завладела его половиной треугольника, а он - её масонскими часами).
А также рассказывает, что батя Ларисы тоже был алюминатом.
Click to view
Лариса обещает подумать.
В следующей сцене нам показывают, как Крэйг моется в душе, затем ходит по комнате голым, поняв, что сюда проник кто-то посторонний.
Глубинный смысл этой сцены остался выше моего понимания. Видимо, мышцы Крэйга прорекламировать.
Конечно же, проникла в комнату Лариса, и она считает Крэйга предателем.
- Хоть ты и предатель, но я всегда рада тебе.
- Я тебе тоже, как видишь.
Лара вместе с личным рабом-кулхацкером присоединяется к иллюминаторам (ей-богу, не понимаю, почему Сигал её не завалил сразу, как только получил артефакт) и едет за второй половиной треугольника в Россию.
Ох уж эта чёртова страна, в которой нет ничего, кроме снега. Неужели эти древние люди пять тысяч лет назад не могли спрятать кусок этого артефакта в более тёплых местах?
А вот на этом нам придётся ездить - ничего-ничего, эти русские на них и землю пашут.
С Ларисой тем временем заговорила местная девочка-чукча.
Дословный диалог:
- Пайдёщь щярез ресное озеро?
- Да.
- Кратеру?
- Да, кращеру мечеора.
- Не ижи. Рискуешь всё. Увидь щво ещё рааз.
- Увидечь кого?
- Твой отец.
Итак, они попадают в пещеру с огромной моделью солнечной системы.
Пещера демонстрирует им свои пецифекты (если кто не понял - это собака прыгает сквозь аномалию)
"Здесь нет времени" - заключает Лариса. Очень логичный вывод. Чего ещё здесь нет? Пространства, может быть? Ну или там, температуры?
Начинается солнечное затмение - последняя фаза парада планет, и механизм сам собой начинает работать. Почему? Магия. Как с масонскими часами.
Крэйг говорит: "спорим, что кусок в солнце" и прыгает на эту оррери. Типа все остальные люди, которые уже минуту по этим планетам лазили, не догадались. Лара отправляется туда же.
Всех проходных персонажей части механизма либо распидорасивают, либо просто сбрасывают в воду, остаются только Лариса и Крэйг. Наконец Лариса находит скважину, вставляет ключ и исчезает внутри солнца.
Которое довольно быстро выплёвывает её обратно (видимо, невкусная) с куском треугольника.
Главный иллюминатор толкает речь на тему успехов партийного строительства
Но Сигалу это надоедает не меньше, чем нам, и он отдаёт наёмникам команду расстрелять парторга.
Тем временем парад планет наступил.
Ага-ага, именно такой, да. Все планеты в одну линию.
Теперь уже Сигал пытается соединить части артефакта, но у него почему-то ничего не выходит.
Лара, мне нужна твоя интуиция, чтобы понять, что делать с треугольником
*тут вставить шутку про тот треугольник, что у Лары в трусах*
Сигал внезапно достаёт нож и кидает его в Крэйга. Есть, наконец-то одним бесполезным персонажем меньше.
Крэйг падает в воду, его наматывает на шестерёнки, Лариса зачем-то прыгает в воду за ним, пытается его поцеловать под водой - влюбилась что ли? В любом случае эта сюжетная линия такая же бесполезная, как и Крэйг.
Теперь чтобы спасти Крэйга, Ларисе надо собрать треугольник. Она кидает масонские часы в аномалию и там они разваливаются на части.
Одна из них - "песчинка", которую Лариса забирает и кидает в треугольник (недостающая деталь). Треугольник наконец склеивается
И взрывается, разбросав Ларису и Сигала
Внезапно смена плана, камера оказывается в том древнем городе, который когда-то уничтожили треугольником люди, не читавшие инструкцию. В этом городе стоит пирамида
Над пирамидой парит треугольник, Лариса и Сигал бегут к нему (откуда они здесь взялись?)
Лариса успевает схватить треугольник первой, Сигал почему-то падает вниз
Волшебный индийский монтааааааж (c) BadComedian
Лара вдруг оказывается в палатке своего бати в прошлом.
Ничего не напоминает?
Батя грит малаца хороший треугольник зделали говорит, нет, не надо меня спасать, иди спаси Крэйга, а потом уничтожь треугольник, чтобы он не достался иллюминаторам (потому что иллюминаторы круглые, а треугольник треугольный).
Лариса возвращается в наше время. Крэйг поднимается из воды, из его тела вылетает нож и останавливается на полпути между Крэйгом и Сигалом.
Лариса берётся за нож и титаническими усилиями разворачивает его (с чего она вообще взяла, что он полетит туда, куда надо?)
А он шевельнулся, я видел!
Потом Лариса расстреливает треугольник.
Течение времени восстанавливается, нож прилетает Сигалу в плечо.
Вот ведь незадача-то. А вроде кидал куда надо...
Затмение прошло. Пещера начинает рушиться. Все, включая наёмников, навострили лыжи на выход, но Сигал останавливает Ларису. Он рассказывает, что это он убил её отца, спёр часы с портретом её мамы, съел её черепашку и изнасиловал её собаку.
Разумеется, Лариса остаётся, чтобы разобраться с главгадом, который вскакивает на ноги удивительно легко для человека, который только что свалился от удара ножом в плечо.
Вот эта сцена - ящитаю, это пять. Не знаю, как там у Ларисы с нормативами по македонской стрельбе, но что точно, так это то, что линии огня этих двух пушек должны проходить по бокам от его башки, то есть при выстреле она ему максимум уши опалит (в то время как он явно целит посередине и попадёт точно в лоб).
Главгейша и главгад устраивают драку на кулаках, побеждает, разумеется, Лариса (разумеется, не сразу, а сначала она как бы проиграла - у нас же блокбастер тут, публика же таких поворотов хочет).
Наконец, Лариса побеждает и забирает часы.
Ололо, пора отсюда сваливать!
Смена плана. Мы снова в поместье Крофт. Лариса неожиданно в платье - дворецкий от удивления роняет поднос.
А тут её встречает починенный Мегатрон
Дворецкий и раб-кулхацкер уже приготовили пистолеты
Ну делать нечего, придётся опять портить дорогую технику.
Только гляньте, какая красавица! Загляденье.
Итог.
Итак, на примере "Лары Крофт" мы видим, что фильм-блокбастер можно снять вообще без всякого сценария. Набор экшн-сцен и киноштампов без малейшего понимания, какой вообще смысл в происходящих событиях. Нам показали просто "несколько дней из жизни Ларисы Крофт", но с таким же успехом могли не показывать их вовсе.
Я раньше думал: зачем Нолан взялся переснимать фильм про Бэтмена с Джокером? Ведь был же уже Джокер в фильме Бёртона, сыгран Джеком Николсоном. Зачем ещё? А потом я посмотрел "Тёмного рыцаря" и понял зачем. Затем, что Нолан умеет снимать. Затем, что его фильмы интересно смотреть. Затем, что в нём хорошо проработаны персонажи и нет бесполезных Крэйгов, которые никак не раскрыты и непонятно какую роль играют в сюжете. Затем, что у него сценаристы не курят бамбук, а пишут нормальный сценарий, в конце концов.
Про Нолана было сказано чисто для примера (уж больно пример показательный).
Ну а по Ларе Крофт вердикт вынесет Дэви Джонс:
Click to view
Кстати, недавно смотрел тут другое кинцо про Ларису. 2013 года, которое на всех платформах вышло.
Конечно, это должна была быть игра, но получилось кинцо в стиле PS3 с регулярными QTE-вставками. Так вот, это кинцо было в разы лучше, и даже несмотря на то, что оно не игра - мне его было интересно смотреть и участвовать. Всем рекомендую. А фильм 2001 года - закопайте обратно.