Януш Маевский. От «Локиса» до «Чёрного Мерседеса»

Dec 01, 2024 10:10





Janusz Majewski



Эти фильмы лежали у меня на диске года наверное с 2016 го, с тех пор как я увидел экранизацию Маевского «Локис». Причин для интереса было две: Во-первых другие фильмы поляка обещали быть такими же безбашенно трэшевыми, при этом ещё и с обнажёнкой. Во-вторых, Маевский хочешь-не-хочешь является живым польским классиком, причём мейнстримного кино, а это для меня уже диковинка, в отличие от всяческих Сколимовских, Занусси да Кисьлевских.



Janusz Majewski

Снимал он много, начиная с самого начала 60х. Был и преподавателем и функционером, потом правда он рассказывал что каждый Божий день на своём посту боролся с проклятым рыжимом… и так десять лет. В 1990м правда его поперли с должности, но он сделал вид что сам ушёл и сосредоточился на преподавательской деятельности и усилиях доказать свою лояльность. Хотя в общем-то никакой коммунистической идеологии особой в его фильмах я не заметил. Тут надо уточнить, что это касается старых фильмов, а вот начиная с 2010 года Януш несколько изменил своим принципам, вероятно страшный тоталитарный рыжим не смог прогнуть дядьку так как сейчас это сделал условный «вашингтонский райком».

Ещё немного биографии. Родом Януш из Львова, того что Польского Львовского воеводства, 1931 года, из семьи служащего местной администрации. В 1944 году, правда семейство сбежало и скрывалось у родственников. Как позже утверждал Маевский, сбежали они именно от нацистов, потому что дескать папа был в Армии Крайовой. Так или иначе, но Янош успешно отучился в университете в Лодзи и после на факультете кинематографии, где кстати познакомился с Полански.



Роман Полански и Януш Манвский

Начинал Маевский исключительно с короткого метра и документалок. За двадцать лет, до середины 70х, таких набралось около тридцати. Уже тогда критики отмечали его жанровые экранизации в ретро стилистике, вроде «Голубой комнаты». Именно эта тема получила развитие у Маевского в полном метре. Об экранизации Мериме «Локис» я уже писал вот здесь. А с 1975 года полнометражки пошли косяком.



«Заколдованные столики» «Zaklęte rewiry» в Советском прокате «Отель «Пацифик», совместный с чехами фильм 1975 года. Драма по автобиографическому роману Хенрика Ворцеля. В главной роли снялся будущая польская звезда Марек Кондрат, позже снявшийся и во многих других картинах Маевского.

Отсылает фильм в 30е годы, в один из престижных ресторанов Варшавы. Речь там идёт о деревенском пареньке, которого взяли посудомойкой, а он сделал карьеру до главного кельнера. Собственно фильм и является некой производственной драмой из жизни общепита. Унижения, побои, отсутствие личной жизни, погоня за наличностью. В финале, обернувшись назад, молодой человек бросает к чертям этот самый кабак и уходит.



«Дело Горгоновой» 1977 года выпуска. Криминальная судебная драма, на основе реальных событий 1931 года. Речь идёт о действительно странном преступлении в доме инженера Зарембы. В ночь была убита старшая дочь Зарембы и подозрение сразу пало на гувернантку и любовницу Зарембы Риту Горгонову.

Фильм очень подробно реконструирует следствие и судебный процесс. Относительно и того и другого чувствуется едкий сарказм. По сути все силы были направлены именно на то что бы обвинить гувернантку. Думаю что и поныне судебная система сильно не изменилась, безотносительно страны происхождения.



В 1986 году Маевский снял свой самый кассовый фильм «Дезертиры» «C.K. Dezerterzy», совместного польско-венгерского производства. В главной роли в картине снялся всё тот же Марек Кондрат. Снят фильм по роману Казимира Сейды, здорово косплеющего Гашека. Всё это опять же в ретро стилистике, с большим количеством казарменного юмора, эксцентрики и эротическими эпизодами.

Похоже на анекдот. Поляк, чех, венгр, итальянец и еврей решили дезертировать из австро-венгерской армии. Хоть фильм фактически имеет анти-германское направление, как и роман Гашека, но наблюдая картину Маевского мне показалось что всё это довольно прозрачный троллинг анархии охватившей восточную Европу во второй половине 80х.



В 1998 году Маевский сподобился снять сиквел «Дезертиров» - «Золото дезертиров». С постаревшими героями, о периоде Второй мировой. Однозначно конъюнктурный фильм о поляках, чехах, венграх и евреях, под руководством англичан добывающих золото рейха. Но картина успеха уже не имела.



В 2005 году Маевскому стукнуло 74, он решил заканчивать карьеру и снял грустную камерную драму «После сезона», с известным польским актёром Леоном Немчиком. «После сезона» стал последним фильмом Немчика из его более чем двухсот.

Фильм камерный, рассказывает о престарелом бывшем актёре, промышляющем аферами. Остановившись в межсезонье, в небольшой гостинице дядька знакомится с молодой женщиной. Фильмы Маевского всегда были полны пикантными эпизодами, однажды он даже снял короткометражку для известного цикла «Эротические истории». Не лишён подобной тематики и этот.



В 2010 году Маевский выпустил крайне политизированный фильм. То что раньше за ним не наблюдалось. Фильм называется «Mała matura 1947» «Маленький экзамен зрелости 1947». Вероятно Януш хотел снять нечто с автобиографическими мотивами или фантазиями. Речь там идёт о некой польской семье приехавшей из Львова в Краков. Вскоре папашу содят в застенки кровавой гебни, как шпиона, а его сын подросток, вдохновившись, сколачивает целую банду оголтелых антикоммунистов.



В 2015 году Яношу стукнуло 85, но тут видно открылось второе дыхание, он снял неожиданную музыкальную комедию. Ну или комедию о музыкантах. Фильм называется «Эксцентрики» «Excentrycy, czyli po słonecznej stronie ulicy». И опять же отсылает к послевоенному времени. 50е годы, некий джазовый музыкант с говорящим именем Фабиан, возвращается из эмиграции, из Англии в небольшой провинциальный городок. Этот самый Фабиан просто брызжет энергией и собирает вокруг себя самых ебнутых жителей. Созданный коллектив рвёт населению шаблоны, между тем у самого Фабиана есть шанс склеить сразу двух бап. Как не странно, фильм зашёл и его даже отметили многие критики. Мало того картина даже номинировалась на золото ММКФ.



Последний фильм Маевского относится к 2019 году. Называется «Чёрный мерседес», снят по собственному Маевского роману. Это криминальная драма, опять же в исторических декорациях Варшавы времён немецкой оккупации. По сюжету фильм является как бы проекцией старого «Дело Горгоновой», но мама дорогая, как же он упорот.



Начинается всё с того что зарезали жену адвоката Хольцера Кристину. Подозрение падает на служанку которая пропала. Потом выясняется что под именем Кристины Хольцер укрывал свою бывшую ученицу еврейку Анету, которая очень богата, но приперлась за каким-то в Польшу из Англии. Потом оказывается что сам Хольцер состоит в сопротивлении и в то же время водит дружбу с молодым одноглазым эсэсовцем, который кроме того ещё и гей (!).



Дело расследует некий комиссар из «синей полиции», который тоже в сопротивлении. Думаю если бы эсэсовец-гей оказался бы в сопротивлении тоже, я бы нисколько не удивился, но всё оказалось проще. Эсесовец-гей влюбился в Хольцера, но безответно, поэтому он стал шпилить Анету. Анета между тем придумала изощренную месть - родить для эсэсовца еврейченка. Разъярённый эсэсовец гей убивает Анету, служанку, помощницу адвоката, самого адвоката и в расстроенных чувствах прибегает к своему любовнику штурмбаннфюреру. Потом эще в финале побег эсэсовца в женском платье. Мне кажется сюжет был бы идеальным, если бы одноглазый эсесовец-гей ещё являлся инвалидом-колясочником. А так просто «реалистичная» жанровая реконструкция о Второй мировой. В общем подводя итоги, можно сказать что мои ожидания по упоротости оправдал в полной мере последний фильм Маевского, пожалуй только «Чёрный мерседес» дотягивает до классического «Локиса».

забугорная дичь, атака клоунов, допрыгались

Previous post Next post
Up