Ярослав Лупий. Трансформация

Aug 23, 2024 12:24







Очень серьёзная фигура в украинском кино. Плодотворно (по советским меркам) работал на Одесской киностудии. С 1975 года снял восемь полнометражек разной степени Советской идеологии, но все с неизменной любовью к ридной неньке. После 1991 стоял у истоков образования кинокомпании Галичина-фильм и снял ещё несколько картин в разной степени Бандеровской идеологии. Награждён многими наградами, как советскими, так и украинскими.



Вообще информация о Ярике Лупий довольно скудная. Сначала вообще непонятно как уроженец села из подо Львова, младший сын репрессированных пособников, сумел с лета закончить режиссёрский факультет в КГИТИ и сразу же начать работать на большой киностудии. Немножко становится понятным, когда выясняется кем были старшие братья. Средний Олесь был известным в Украине прозаиком, драматургом и самое главное сценаристом, а старший Георгий, с молодости был связан с УПА и позже первым директором Лычаковского кладбища (оно же музуй-заповедник) где и прилагал свои усилия по продвижению бандеровщины всеми возможными способами.



Памятник дивизии CC «Галичина» во Львове (2008 год)

Но нам интересна именно трансформация Ярослава Лупия, как лица наиболее публичного из трёх братьев, поэтому и вынужденного изворачиваться больше других. Вообще первый раз я познакомился с творчеством Лупия, посмотрев его последний фильм 2004 года. Фильм назывался «Секонд хенд» и позиционировался как мистический триллер. Добавлю от себя что это очень малобюджетный мистический триллер с конкретно упоротым сюжетом.



Рассказывает он о неком молодом украинце, прикупившем в секонд хенде пинджачек. В кармане пинджачка украинец обнаружил приглашение на похороны. С чем и пожаловал по указанному адресу. В плохо построенной декорации большого дома у моря украинец обнаружил портрет красивой украинки, с которым и начал общаться, поселившись надолго. Общался украинец посредством надписей на стенах, на чистейшей мове. В ходе общения выяснилось что украинку убили много лет назад и трэба отомстить. Злодей якобы убивший украинку занимал большую должность, поэтому украинец сначала украл дочку злодея, потом заманил его жену, а потом его самого и совершил акт мести. В финале выясняется что всё это подстроено неким коллективом из секонд хенда, за бабки устраивающим подобные подставы.

Фильм кажется топорным подражанием мистическим западным триллерам, но вот его финал наводит на некоторые размышления. Что на самом деле хотел сказать этим фильмом Лупий? Каких кукловодов он имел ввиду? Возможно этот последний фильм должен был стать неким откровенным личным высказыванием, но ввиду крайней малобюджетности он прошёл практически незаметно. Потом я посмотрел один из первых фильмов Ярика, описанный как остросюжетный боевик на тему послевоенной борьбы с бандеровскими бандами.



Фильм назывался «Багряные берега», был снят в 1979 году. Снимались известные в Союзе актёры, такие как например Стежко, Алексеенко, Виктор Мирошниченко. Вся эта бадяга снималась по сценарию Олеся Лупия, на Одесской киностудии. На самом деле фильм вовсе никакой не остросюжетный боевик, а это скорее романтическая драма о национальном примирении.



Речь там идёт о украинцах из Центральной Украины, которые отправились в Западную, возводить мост взамен разрушенного бандеровцами. Главный герой Василь Данилюк, только что вернувшийся с фронта, а так же его отец и сын. Всех их селят в хату учительницы Катри, муж которой по слухам в банде. Василь начинает подбивать клинья к Катре, хотя там уже есть претендент - Мартын Шумик тёмная личность. Тем временем новый мост опять сжигают.



Финал как бы раскрывает всю внутреннюю драму. Мартын оказывается предсказуемо главарём бандеровцев. Банда его малочисленна но настырна, опять и опять пытается разрушить мост. А всё потому что Мартын без взаимности влюблён в Катрю. И даже мужа её прибил, хотя тот и был своим. Вообще Мартын явно не отличается высоким моральным, своих опять же сдал конвою. Это всё от любви-с. Ну ничего, Василь объяснит дебилу что сейчас самое главное мост и национальное примирение. В самом финале они даже немного подерутся, горячие украинские хлопцы.



В общем фильм очень вялый, прям чувствуется что Ярик снимал его с большой оглядкой. Да и бандеровцы там какие-то вялые, нет в них настоящего чувства. Ну сожгли мост, ну прибили там какую-то училку, правда за кадром. И сразу разбежались по лесам, едва завидев взвод советских автоматчиков.



Потом я посмотрел ещё один фильм «Даниил - князь Галицкий» или «Данило - князь Галицький» ибо снят он был всецело на мове. Писни украинские опять же, очень мелодичные. Даже монголо-татары аутентичные, из Бурятии выписанные, вместе с бубнами и шаманами. А в роли немцев литовцы, всё достоверно. Костюмы у всех прекрасные, наверное каждый со своим костюмом, лошадью и сброей снимался, 1987 год всё же.





Общая направленность фильма на то что Данило всё таки не последний древнерусский князь, а скорее первый украинский. Вот и политику он проводит исключительно на Запад ориентированную. И монголо-татар таки разбил, хитрый потому что. Кроме того и Львив основал, а это уже знаковое событие. В общем со всех сторон положительный фильм. Плохо только что все батальные сцены сняты исключительно в ночное время, поэтому больше похожи на известные майданные события с факелами и коктейлями Молотова.



Третий фильм снимался в 1993 году. Называется он «Секретный эшелон». Скажу откровенно, какое же разительное отличие от унылых советских постановок. В этом фильме сразу чувствуется страсть, и снято всё с огоньком. Это потому что фильм повествует о зверствах клятых москалей в отношении украинского народа и особенно женской его части. Вероятно Ярик снимал его по личным воспоминаниям, поэтому картина переполнена яркими подробностями и бесспорно исключительно правдивая.



1948 год. Простая украинская школа. Учительница предлагает ученикам вырвать из учебника страницу с изображением тов. Сталина с Горьким. Несчастная не понимает что это… подстава! Непонятливую учительницу по имени Ольга Явор с малолетней дочкой тут же хватает кровавое НКВД. В течение 15 минут их сажают в теплушку для скота, в эшелон под зловещим номером 007. А вместе с ними ещё пол деревни бап от осьмнадцати до пятидесяти.



В это время муж Ольги Святослав работает на Всесоюзной стройке ДнепроГЭС. Он узнаёт о неприятности и спешит на выручку. Угрожая директору колхоза его же наганом, Славик узнаёт подробности о своей семье, но только не о секретном эшелоне 007, потому что секрет о секретном эшелоне 007 вообще никто не знает, ведь это секрет мать твою. Тем не менее Славик отправляется на поиски секретного состава.

А в это время мы знакомимся с подробностями собственно секретного эшелона 007. Собственно в вагоны без удобств напихано стопицот хохлушек, многие с детьми. К ним приставлены стопицот злых конвоиров с ППШ, во главе которых самый злой конвоир-начальник, который не теряя времени сразу же выхватывает молодую хохлушку себе в вагон. Есть ещё начальник состава, он добрее, но ничего сделать не может, «потому что винтик в бездушной машине».



Так и едет секретный эшелон неизвестно куда, а конвоиры в конец распоясавшиеся, пьяные и грязные хватают украинок одну за другой и тащут в свой вагон. Потом некоторые украинки мрут и их закапывают прямо у насыпи, а некоторые украинки вешаются, а некоторые заболевают и их увозят на скорой. Вот. Ещё украинок даже продают случайным грузинам за вино. Но среди конвоиров есть таки один молодой конвоир украинец, которого буквально силой заставляют насиловать украинок. Это и была их ошибка.

Ну а пока Славик ищет секретный эшелон 007. Буквально рискуя жизнью, раскидывая толпы НКВДешников, уголовников и Бог знает кого ещё. Один раз Славика чуть было не расстреляли, но он сбежал, прыгнув с откоса как Чапай. Он по крохам узнаёт информацию о эшелоне 007. Оказывается украинок везут в Вологодский край на некое «банно-прачечное предприятие». Один знакомый машинист рассказал что это на самом деле бордель для офицеров Красной Армии, по типу тех что открывал тов. Жуков на Халхин-Голе.



Итак поезд 007 едет на север, из него раздаётся грустная украинская писня. А на встречу другой такой же поезд, только полный молодых украинцев, те и другие смотрят друг на друга и поют свои грустные писни. А молодой украинский конвоир, не вынес всего этого и поджёг вагон с пьяными конвоирами-кацапами. После этого, решено было пустить 007й в расход. Эшелон загоняют на «зону», больше похожую на полуразрушенную мехбазу. Там толпа злобных ЗК с номерами на спинах, начинает хватать истерящих украинок из вагонов. Хрен знает, наверное тов. Сталину видней, но это какой-то странный «расход».



В общем тут как тут, из под кучи угля выскакивает Славик с автоматом и давай поливать ЗК длинными очередями. ЗК валятся как снопы бросая украинок и награбленное. Поезд пробивает ворота и Славик начинает расстреливать уже конвоиров. А украинки разбегаются по окрестным лесам, в том числе и Ольга с дочкой. Вот такой вот хеппи-энд.

Надо сказать что картина поразила меня своей страстностью и напором. Много я смотрел унылой клюквы девяностых от Митты и от Озерова и многих других, но такой бесбашенно оголтелой не встречал. Эта её жгучая ненависть сочится из каждого кадра и застилает даже откровенно малобюджетные косяки и туфту. Молодец Лупий, заслужил и премию Ленинского комсомола и Орден «За заслуги» Украины.

бюджет - бутылка водки, вас найобывают!, стремительным домкратом, атака клоунов, допрыгались, альтернативная история, клюквища

Previous post Next post
Up