Ну вот, и у нас, наконец-то, появился фильм более или менее приближенный к лучшим западным образцам в жанре Sexploitation. Основное отличие фильмов sexploitation от собственно эротического заключается в том, что демонстрация обнажённого женского тела здесь скорее всё-таки средство, а не цель. Но в любом случае, sexploitation-фильмы всегда используют сексуальную тематику, зачастую балансируя на грани китча, с целью привлечения внимания зрителей. Бюджет фильмов данного жанра, как правило, невелик.
Раньше такую категорию фильмов на Западе называли trash movie (киномусор), но потом разбили на два десятка жанров, в т.ч. фильмы, которые эксплуатируют и освещают разнообразные аспекты человеческой сексуальности. И жанр сериала. который нами в этой статье будет рассмотрен относится именно к sexploitation.
Фильм этот называется сериал "Чистые". Поскольку кино у нас сейчас продюсерское, то сразу укажем и того, кто осчастливил отечественного зрителя этим образчиком фильма категории С в жанре sexploitation.
Это Федор Сергеевич Бондарчук. Он же исполнитель одной из главных ролей, содержателя притона проституток, некоего князя кавказской национальности, представителя кутаисских и тифлисских авторитетов, Лариона Лаурсабовича Чубинова, погоняло Батюшка. Вот он в полный рост. Как же его жизнь то потрепала. Князя, естественно.
Предварительно фильм рекламировался как
«Чистые» - амбициозный проект, который пытается рассказать откровенную и драматическую историю о жизни куртизанок в дореволюционном Петербурге. Это не просто историческая драма с элементами эротики, а история о человеческих пороках, стремлении к свободе и борьбе за собственное «я».
Ну какие куртизанки в дореволюционном Петербурге? Куртизанки они все в Парижах были. Бальзак про них писал. И снимали про них те же французы. Вот как в очень популярном в свое время французском сериале "Блеск и нищета куртизанок". Многие просто рыдали над судьбой Люсьена де Рюбампре и белошвейки Эстер, когда фильм в мае 1977 г. транслировался по ЦТ. Вот они какие настоящие куртизанки. Маленькая белошвейка Эстер в исполнении Корин Ле Пулен.
А что и кто у нас? Но об этом ниже.
Режиссер фильма Николай Хомерики вот как рассказал о своем замысле
Это 1903 год. У меня не было желания снимать какой-то исторический сериал конкретно об этом времени, но автор сценария сказал, что этот год очень интересен и в Санкт-Петербурге тогда происходило много важных событий. Особого декадентства там на самом деле нет. Там есть, конечно, красивые костюмы, роскошные интерьеры, но все это не обязательно называть декадентством. Атмосфера там действительно непростая - это история о том, как девушки работают, скажем так, разводчицами. Они не впрямую проститутки, а просто играют определенные роли и затем выманивают у клиентов деньги. И с этим связано немало драматических ситуаций.
Ага, "разводчицы", это уже интереснее, чем просто проститутки. Проститутки - это грубо, это банально, а вот "разводчицы" - более интеллектуальный вид занятий.
Это о мире женщин 100 лет тому назад и о том, как они пытаются добиться свободы. Например, главная героиня хочет стать врачом, но для женщины в то время это было практически невозможно. На тот момент таких примеров в истории было всего пару штук - считалось, что это чисто мужское занятие. И конечно, героини все время хотят отойти от того дела, которым занимаются, но у них это не очень получается. А может быть, и получается, не буду говорить.... это высказывание. Высказывание о том, что свобода не где-то, свобода внутри нас. И в «Чистых» много актуального, потому что за прошедшие сто лет мало чего поменялось. Вот такая незамысловатая мысль. Буквально сейчас решается вопрос о продолжении сериала, о втором сезоне. Я бы хотел продолжить работу, потому что это очень редкое сочетание зрительского и авторского кино. Это та ниша, нащупав которую хочется еще в ней поработать.
Еще бы не хотелось еще поработать. На такую жилу набрел. Голых актрис, как в женской бане. Нецензурная брань, наркотики, многочисленные, подробно показанные разнообразные формы совокуплений - лежа, сидя, стоя. От порнографии отличается только одним, о чем со смешком поведал Хомерики - мы законы знаем, чтобы не обвинили в окончательной порнухе, мы гениталии старались не показывать крупным планом.
Время действия - 1903 г. Место действия - г. Санкт-Петербург. Почему именно 1903 г.? А потому, что в тот год произошло ужесточение законодательства о занятии проституцией. Заниматься этим промыслом теперь было можно с 21 года. Проститутки должны были получить лицензию на занятие проституцией и сдать свой паспорт в полицию. Взамен они получали т.н. "желтый билет", "сменную карточку" в качестве замены личного удостоверения личности. Владельцы карточки проходили периодические медицинские осмотры. Это требование было отменено в 1909 году.
Некая княгиня Анна Константиновна Чубинова в своем особняке содержит тринадцать молодых девушек. Когда-то она их всех взяла маленькими из приюта и воспитала. Они зовут ее Матушка. И став взрослыми должны отработать доброту и ласку Матушки. Вот они все в красном. Каждое утро они должны дарить Матушке "подарки". А точнее просто нести все заработанное непосильным трудом накануне. Матушка с утра выгоняет их в город и там они слоняются по улицам в поисках клиентов.
Хомерики называет их "разводчицами". Матушка "чистыми". А так-то они на самом деле проститутки проститутками. "Чистыми" почему Матушка их называет - а потому что они занимаются проституцией без лицензии. То есть, если полиция не застукает их за безлицензионной деятельностью, то вроде бы они и не были проститутками, официальных то данных на них нет. А если застуает - то никто не виноват. Расплата будет жесткой.
Матушка законченная садистка и наркоманка. Играет ее Виктория Исакова. Играет, как обычно, со своей шаблонной нервической скороговоркой и бегающими глазками. Наркоманка получилась достоверно. Но все равно, надо бы актрисе разнообразить набор своих актерских штампов. А то одно и то же. Хорошо еще, что Матушку прикончат в третьей серии. Не успеет надоесть.
Для разнообразия, а может с дальним толерантным прицелом на завоевание американского кабельного ТВ, среди "чистых" "разводчиц" есть чернокожая Франческа или Франя. Особым спросом у клиентов она, как это ни странно для авторов фильма, не пользуется. И потому Матушка ее постоянно наказывает. То за волосы драть начнет, то утюгом грудь прижгет. В конце концов Франя сбежит, ее поймают и Матушка ее убьет. А зачем авторам фильма эта неудачница? Убили, а труп спустили в Неву.
Для убийства в доме есть специальная комната, обитая парчой. А в полу этой комнаты имеется люк, открыв который, труп можно сбросить в реку. Вот такие "Парижские тайны". И это не удивительно, ведь автор сценария Александр Родионов сын авторов сценария "Петербургских тайн", ребенком присутствовал при написании сценариев очередных серий этого сериала.
Главные героини фильма - две "чистые" Ксения и Степанида, она же Стеша.
Ксения работает под несчастную вдову. Ходит по улицам и ждет кто ее пожалеет. Вот такой должна быть, по мнению продюсеров, романтическая и привлекательная вдова начала прошлого века. По моему, не очень, простовата.
А Степанида роняет где ни попадя платочек и ждет кто его из мимо проходящих пешеходов мужского пола поднимет. Но вот с нею происходит неприятность. За проституцию без лицензии ее забирают в полицейский участок и там ее насилует околоточный. При этом заражает сифилисом.
Сифилис - это вторая проблема, после проституции, которая интересует авторов фильма. Как его лечили в домашних условиях в те дальние времена, когда до изобретения пенициллина еще сорок лет? Авторы фильма предлагают лечить его в парной в бане. Оказывается, помогает. Степаниде помогло.
Ну, вот теперь и сравните бальзаковскую куртизанку Эстер и наших "чистых" Степаниду и Ксению.
Третья проблема, которой заинтересовался Александр Родионов, изучив, как он сам пояснил, газеты того времени, письма и воспоминания тех жителей, это
Новый на тот момент городской тренд - уличные банды, которые будто бы и не были помехой обычной жизни в огромном городе Петербурге. В том числе потому, что, по мнению, например, полиции, они не представляли угрозы для так называемых приличных людей. Хулиганы дрались друг с другом, а также нападали на тех, кто по моральным законам того времени сам был в этом виноват,- может, на пьяниц, а может, на женщин, которые смели идти без сопровождения. Меня поразила эта встроенность хулиганов в город и какая-то тоже карнавальность их существования, с шарфами разных цветов, которыми они гордились и которые были приметами конфликтующих группировок.
А ведь это очень познавательно - у каждой банды свой отличительный шарфик , и действительно карнавал. И никакой угрозы те хулиганы приличным людям не представляли. Почти что тимуровцы против квакинцев.
Главным представителем хулиганов в фильме является василеостровский "паренек" Сеня Клоп, который просит звать его Арсеном, по имени знаменитого литературного героя французского писателя Мориса Леблана - благородного разбойника, парижского апаша Арсена Люпена. Правда, первый рассказ про Арсена появился в 1905 г., а действие происходит в 1903г.,но это же мелочи.
Играет Сеню Клопа самый сейчас востребованный из актеров-мужчин, козлопетровские отдыхают просто, простой паренек из Новосиба, сам по весне отсидевший за мелкое хулиганство 7 суток, Никита Кологривый. У него за 5 последних лет уже 80 фильмов и почти во всех главные роли.
Видите у него шарфик синий. Значит, он в банде "Синих шарфов". Их враги - банда "Красных шарфов". Потом обе эти банды одна из "чистых" девченок, в целях самообороны, покосит из ручного пулемета. А че, круто. А Сене Клопу Батюшка за измену отрежет голову.
Никита ведь не только сам иногда похулиганить не любит, он ведь еще в "Слове пацана" Кащея играет. Так что опыт кое-какой имеет, и потому Сеня Клоп у него получился очень колоритным. Правда, отдает таким, "одэсским", колоритом. Так и ждешь, что Клоп заговорит с таким, всем известным, одэсско-еврейским "акцентом" Давида Марковича Гоцмана, что внедрил в современный культурный код Владимир Львович Машков.
По ходу фильма авторы нас все время пытаются убедить, что "матушкины" девушки в красном не только формально, то есть не состоят как проститутки на учете, но и душой "чистые". Как в старой детской дворовой песне про негра из Мадагаскара
Мы тоже люди, мы тоже любим,
Хоть кожа черная у нас,
Но кровь чиста!
Так и у этих проституток или разводчиц - душа чиста. Но ведь никто их ни в чем и не обвиняет. Это не они такие, а проклятый царский режим. Сценарист Александр Родионов очень тщательно по газетам и письмам того времени изучил вопрос.
В те годы города росли, но люди, которые бежали туда из деревни, часто не могли себя там найти. Многие пробовали жить честным трудом, но при этом зарплаты, например, швеи просто не хватало на жизнь. Честный труд в те времена для многих означал, что тебе просто надо отказаться от собственного будущего, оставаясь навсегда в нищем и униженном положении. И если тебе страшно смириться с такой судьбой, то ты можешь пойти в проституцию, не понимая, что это самый короткий путь к социальной, а затем и физической смерти. Потому что начало XX века - это еще и время страшной эпидемии сифилиса. Сохранились книги социологов, анкетировавших женщин,- попытки понять, с чего начинается путь в эту беду. И очень горько думать, как часто это начинается с попытки обрести социальную свободу: от нищеты города, от предрассудков деревни - чтобы оказаться в настоящем рабстве.
Вот она - Россия, которую кто-то потерял.
Задача, конечно, сложная, но благородная. Обличить проклятый царский режим с его проблемами нелегальной проституции, распространенности венерических заболеваний и хулиганских проявлений. Это же такое только Федору Михайловичу Достоевскому или Александру Ивановичу Куприну удавалось высокохудожественно отобразить.
А у нас только Федор Сергеевич Бондарчук в наличии. Он и продюсер, он и исполнитель главной роли. Когда Ксения со Стешей Матушке за то, что она их подружку-негритянку убила, тоже головенку то раскроили и через люк в Неву спустили, и думали все, чистые и свободные, сами на себя сейчас работать смогут, то тут появился вместо Матушки Батюшка. Ларион Лаурсабович Чудинов. И всем "чистым" выдал план-задание - по пятьсот рублей в день каждая должна приносить. А то ему надо и тифлисским авторитетам отстегивать и коррумпированной полиции. Да и сам он, поглядите какой худенький.
А худенький Федор Сергеевич от работы и забот тяжких. Все таки тринадцать молодых, здоровых, красивых... актрис. И все практически постоянно голышом на съемочной площадке. То все вместе в бане моются и массажисты им массаж делают. То им необходимо многочисленные совокупления с разными мужчинами изображать стоя, сидя, лежа.
И ведь не каждой достанется симпатяшка Никита Кологривый, он только с главной героиней Стешей свою крепкую попку заголяет в классической миссионерской позе.
А вот Ксении достается Борис Каморзин. Он изображает импотента, заживо гниющего, некоего тайного советника Спировича, которого Ксения за тройную плату должна обслуживать.
Это самое приличное изображение Каморзина в фильме. А так-то просто нет слов, какой-то фильм ужасов, самое жесткое порно покажется легкой эротикой. И ведь актрисам, как пояснил режиссер, повышенный гонорар за такие подвиги в голом виде не платили. Все на чистом энтузиазме и за идею свободного искусства.
Или еще один импотент, князь Какирев. Его "чистые" девчонки всею толпой в 11 пар рук пытаются в голом виде возбудить, а у него... ну никак. В итоге он оказался садистом, который только и может что-то, когда начинает избивать женщин.
Надо отметить, что работают актрисы, изображающие "чистых" на совесть, не стесняются и не халтурят. Недаром на кинофестивале в г. Иваново фильм получил приз за лучший актерский ансамбль.
Но вот только на одной женской бане из дюжины актрис далеко не уедешь. Ведь заявлен "исторический детектив". Но ничего "исторического", а тем более "детективного и в помине нет. Обычная халтура. Режиссуры нет, сценарий- влажные фантазии, операторская работа - как на смартфон снимали, про исторические костюмы молчим.
Актерская игра - тоже нет. Хотя девушкам и играть то особо нечего, ходи голой туда-сюда, фактура, кстати, вполне. Есть на что приятно посмотреть. Про мужиков молчим, так как полное убожество. Никита Кологривый еще пытается изобразить что-то хулиганского, но все равно банально, нет изюминки.
Но зато начинаем осваивать категорию С, киномусор sexploitation, к которому в той же Америке стали относиться гораздо строже. Но мы же все никак не можем их догнать, и остается только перегнать их вчерашний день.
Только вот возникает вопрос - вот тут недавно богемную тусовку разогнали всяким тряпками за "голую вечеринку". Типа, время суровое, военное, скромнее надо быть. А тут - никогда, что называется, не такого было и вот опять, Федор Сергеевич Бондарчук нам эту самую "голую вечеринку" на ТВ-экраны притаранил. Вот чувствую, что опять Роскомнадзору придется отзывать прокатное удостоверение. Куда только потом денут восторженные рецензии, которыми сейчас полны СМИ?
Хотя авторы обещают второй сезон.
https://dzen.ru/a/ZqE1PaK9SiYVvdST Поскольку сериал "Чистые" выходил раз в неделю после дождичка в четверг, то предыдущая статья охватывала первые шесть серий из восьми. И задуманное продюсерами и авторами еще не представало в полном своем великолепии. И совершенно неясна была главная идея. Ну, ведь только наивный зритель мог поверить, что все это великолепие молодых, обнаженных женских тел представлено, чтобы, как поясняли режиссер и сценарист. рассмотреть проблемы проституции, распространенности сифилиса и уличное хулиганство в царской России начала ХХ века. Нет, конечно. На кой бес современному зрителю весь этот стресс, что испытывали нелегальные проститутки г. С.-Петербурга в 1903 г., когда СМИ заполнены гламурными историями современных коллег героинь фильма. А настоящую порнографию, качественную, профессионально сделанную тоже можно легко найти. А не эту школьную самодеятельность.
В общем, до последней восьмой серии главная идея фильма, если она, конечно, была, не просматривалась сквозь набор самодеятельного кекса. И только в конце восьмой серии все прояснилось. Как говорится - кто ты, зачем и почему.
Теперь уже можно более вооруженным взглядом оглядеть представленную картину.
Две главные героини фильма - нелегальные проститутки Ксения и Степанида. Ксения темненькая, а Степанида - светленькая. Трудятся они в числе других 13 нелегальных проституток на Матушку - княгиню Чубинову. Матушку выгоняет своих работниц по утру в город, они должны ходить по улицам и зарабатывать для Матушки деньги. Живут они в ее доме на казарменном положении. Шаг вправо или влево - попытка к бегству, прыжок на месте - попытка улететь. Все это карается смертью. Помогает Матушке осуществлять контроль над работницами василеостровский хулиган Сеня Клоп. Вот они Матушка и Клоп.
Но переборщила Матушка с суровостью. Убила негритянку Франю. А за это Ксения и Стеша убили Матушку, и через секретный люк в доме спустили ее тело бездыханное в Неву. И вдвоем теперь стали руководить нелегальным борделем.
Но недолго. На смену Матушке пришел Батюшка, ее муж князь кавказской национальности Ларион Лаурсабович Чубинов, зверь похлеще Матушки. Поставил им норму выработки - 500 рублей в день с каждой проститутки. Это или он полный беспредельщик или авторы фильма плохо изучили историю вопроса. В те времена с гимназиста по льготному тарифу брали 1 рубль, а со взрослого - до 3 рублей. И это на стационаре, при всех условиях легальной проституции.
Но девушки не растерялись. Ксения ушла с объекта к купцу первой гильдии, старообрядцу и миллионщику по имени Иуда. Имя у него такое. Но внешность явно не старообрядческая. Старообрядцы бороды должны носить в соответствие с Ветхим Заветом - "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей". Но он хоть православной веры.
А вот перед этим она крутила с его сыном-гимназистом, с очень русским старообрядческим именем Вениамин, которого играет Марк Эйдельштейн. Вот тут однозначно никаким старообрядчеством и не пахнет. Да и с такими патлами его бы на порог гимназии не пустили бы.
Гимназист Вениамин, кстати, застрелился из-за несчастной любви к проститутке Ксении. Но не насмерть. Пуля так удачно попала в мозг, что повредила только органы зрения. Ослеп паренек. А папа тут же Ксению себе и прибрал. Требует, чтобы родила ему наследника взамен слепого Вениамина.
Пока Ксения с миллионщиком Иудой кувыркается, Степанида вылечилась от сифилиса, охмурила Клопа и предложила избавиться от Батюшки. Тот попробовал, но неудачно. В один прекрасный день Степаниде прислали голову Клопа на блюде. А нечего у Батюшки баловать
Но и Батюшка долго не протянул. Не сошелся в проценте отчисления со своей крышей из петербургской полиции. Вот он спорит за долю малую. А зачем крыше хоть что-то этому лицу кавказской национальности с его тифлисскими авторитетами отдавать. И во время осмотра работниц сексуального фронта они тут же и придушили Лариона. Теперь они командуют нелегальной проституцией. Расценки те же. 500 рублей в день с каждой.
Но при этом столичные полицейские не какие-нибудь тифлисские авторитеты. У них размах, новые идеи и применение научно-технического прогресса. Девушек уже не гонят в поисках клиентов шляться по улицам. Клиентов привозят к ним в бывший княжеский особняк. где они устраивают перед клиентами всяческие сатурналистические оргии в обнаженном виде с участием медиума, который представляется выходцем с Марса.
По желанию клиентов Степанида и медиум совершают в их присутствии соитие. и этот процесс снимается на кинопленку. То есть вот оно - зарождение отечественной порнографии, к которой робкими шажками, опасаясь уголовной ответственности, пытается приблизиться описываемый нами сериал. Но, как говорится, лиха беда-начало.
И первые робкие попытки создания отечественного порнографического сериала не исчезнут втуне. И возможно, Диана Милютина, что играет Степаниду, в последних сериях работающая за совесть и просто на износ, обретет славу Анны Полины, Алены Еременко или Ангелины Дорошенковой, снимающейся у самого Пьера Вудмана со ставкой 10 тыс. долларов в час.
Но и полицейские недолго кировали над проститутками. Главного из полицейской крыши убивает террорист. А остальных девчонки и сами разогнали. Благо теперь Степанида фаворитка у некого великого князя, члена императорской фамилии, и его жены. Тот самый медиум, с которым Степанида снималась в первых российских порнофильмах, ввел ее в дом этого вельможи.
Степанида в свое время посещала лекции по медицине и попыталась для своих подруг сделать противозачаточную мазь. Но в итоге у нее получился омолаживающий кожу тела косметический крем. И крем этот очень понравился великой княгине. И теперь она требует, чтобы Стеша изобрела препарат внутреннего применения. который омолодил бы весь организм.
Великий князь даже по блату устроил так, что Степаниде разрешили врачебную практику. Стеша старается, но ее опыты на крысах приводят к онкологии у подопытных. Она просит ученых помочь ей, но те не воспринимают ее всерьез.
Попутно авторы фильма пустили фоном интриги в высшем свете, которые привели к русско-японской войне.
Но в финале сериала происходит событие, которое явно тянет на создание второго сезона сериала. В столице объявляется некая пророчествующая Старица, она совершенно не помнит своего прошлого и как ее ранее звали. Помнит, что подобрали ее в воде. Вот она.
Ну, да это ожившая Матушка, которую Ксения и Степанида огрели ломиком по голове и сбросили в Неву. Модная в высшем свете пророчица, которая требует искоренить нелегальную проституцию. И вот она уже с толпой простого русского народа, вооруженного лопатами и вилами в своем бывшем особняке.
Ксения и Степанида ждут, что она с ними будет делать. Сразу на вилы их подымут, как нелегальных проституток, или дадут пожить.
Но Матушка теперь Старица. Теперь она борется со злом в виде нелегальной проституции. Она хочет сжечь этот особняк, где ею было столько причинено зла. И обнимает Ксению и Степаниду. "Помогайте мне уничтожить зло, и пока вы со мной, никто вас не тронет". Звезды в шоке. Финал.
Значит, что получается? Зло, по мнению авторов фильма, в нелегальной проституции. Где работницы этой сферы услуг никак не защищены в правовом отношении и являются жертвами произвола в руках недобросовестных работодателей. Поэтому проституция должна быть только легальной и легитимной, как это и было при проклятом царизме. Не хватает только призыва к современным исполнительной и законодательной ветвям власти о легализации проституции в наше время. Ведь у работниц современной секс-индустрии только и есть одна защита куда обратиться за помощью - вот сюда. Эта реклама в конце каждой серии.
Открытый финал подразумевает продолжение. Каким оно может быть? Вряд ли интересным. Все сказано и показано в первом сезоне. Поэтому, чтобы поддержать зрительский интерес, авторам остается количественно и качественно увеличить число сцен т.н. "клубнички", с использованием современных знаний и технологий этого процесса. А это опять для актрис работа на износ. Согласятся ли они?
А если обойтись без ЭТОГО, то остается только показать, как исправившаяся Старица вместе с двумя раскаявшимися проститутками становятся зачинателями феминисткого движения в России. Выходят на связь с Кларой Цеткин и Розой Люксембург, и учреждают Международный женский день. В финале их троих принимает у себя в кабинете Председатель Совнарком РСФСР т. В. И. Ульянов-Ленин и говорит им:" Архиважное дело делаете, дорогие мои бывшие проститутки. Архиважное. В мировом масштабе! Предлагаю лозунг - Проститутки всех стран, соединяйтесь! Только так победим!"
Ладно, пусть снимают, что хотят, а мы посмотрим.
https://dzen.ru/a/Zqygud2Y-gOtt82p