Год - 2023 Страна - Киргизия, Казахстан. Режиссёр - Диас Бертис. Актёры - Рауан Ахмедов, Айбар Салы, Дамир Амангельдин, Тамирлан Джангазиев.
Ах нулевые, нулевые.... Первая половина нулевых - к власти приходит ВВП и его команда, а гоповская клика, опасаясь быть отправленной новыми правителями на парашу, делает уже агонические, но ещё успешные попытки сохранить позиции путём атаки на разум молодёжи: в области кино - снимаются "Бригады" и "Бандитские Петербурги", одни внаглую рекламирующие АУЕшный (здесь и далее - запрещено в РФ) образ жизни и романтизирующие его, другие - скрыто, частично вуалируя; в области музыки - вброс в русский гангста-рэп, подымают головы Басты и Касты, попсовик Сергей Жуков создаёт группу "Фактор-2", блатняцким тоном исполняющую про шалав и про то, как круто пить шампусик и курить в 11 классе, равно как и приставать к молодым учителям (очевидно, с целью ещё и запомоить "студенческие песни"), ряд авторитетов берёт шефство над детскими домами, чтобы создавать армии урук-хаев; зараза пролезает и в книжный мир, до сей поры считавшийся западловым - тоннами выпускаются серии книг про блатных супергероев. На первых порах атака успешная - если небыдло забило на криминал и идёт работать, создавать бизнес и учиться, попутно вкладываясь в ИТ-сферу, то сомневающееся быдло всё же толкается всем этим в криминал, порой полностью (если проживало в гоп-районах), порой частично (до первого срока/поимки и поставки на учёт). Несмотря на их старания, к 2008 году (плюс-минус пара тройка лет) гоповское движение в крупных городах сходит на нет, и быть пацантре не только больше не модно, но и опасно.
Тем не менее, некие "личности" пытаются возвратить те времена, либо же хайповать на них - раз в 5-летие происходит крупный вброс АУЕшной романтикой в массы. Реальные Пацаны, Физруки, а затем Слова Пацана (во многом не сам сериал, но его пиар нездоровый) и так далее. За рубежом, впрочем, то же самое - сериал про "уютного семейного мужика" Тони Сопрано, сменивший развесёлые комедии с развесёлыми гопниками Гая Ричи (расплодившими на наших широтах гопоту с погонялами Борис-х*й попадёшь), будет сам сменён сначала опупеей про Шелби (очень популярной у футбольтных фанатов и гопотёлок), а затем под сраку лет Слай вспомнит, как на побегушках у мафии таскался и, преднамеренно всрав потенциально неплохую серию боевиков "Неудержимые", снимет(ся) в новой гопоопупее "Король параши Талсы", а которой будет вы*бываться на ментов и угрожать им, почему-то (гуглим канал Полис Активити на ютубе, чтобы было понятно) через секунду не превращаемым ими за это в решето как собаку. Во ВСЕХ случаях главгероев играют знаменитые актёры, певцы и юмористы, вплоть до писателей, с целью охватить аудиторию побольше. И если в РФ ситуация с гопотой наладилась быстрее, то в СНГ с этим пришлось повременить - об этом нам и расскажет недавний сериал от киргизов с поддержкой казахов - Чёрный Двор, снятый по воспоминаниям киргизского КВНщика Ростислава Ященко, утверждающего, что это всё произошло с ним самим и его друзьями.
Смотреть этот сериал, как водится, я не хотел - мало нам отгремевшего Слова Пацана, мало нам чрезмерно зачастившим нарезкам с прославлениями гопоты из Юззз, СП, ху*ты про шелби и сопранов, так ещё и казахи, опасался я - ведь у них на каждые 2 минуты по три подцанских цитаты! Однако, о чудо, я ошибся, и первая же серия затянула меня. Сериал повествует про район Бишкека - Чёрный Двор, в котором строились общежития для бывших уголовников, и начинается он с того, как четыре малолетних придурка под руководством немалолетнего пятого решают, что хватит быть на побегушках у старшей гопоты и пора заняться делом, как Саша Белый и его подельнички из только что отсмотренного сериала "Бригада", и приводит это к п*здецу - первое же дело, ограбление таксиста, приводит к убийству последнего, а первые заработанные бабки помогают мало. Давайте поподробнее. Типажи героев соблюдены чётко:
* Боб, главный герой, прототипом которого является КВНщик Ященко. Строго воспитывается отцом-военным, ныне мастером карате (отсыл на забытого Ким-Ин-Хо?) и матерью учительницей, но так как дружить больше не с кем, ходит с остальной тройкой и пропитывается от них и старшаков блатной романтикой, но при этом является "сомневающимся", и спасти его ещё можно. Бабник, на чём завязана важная сюжетная линия. В решающий момент не пошёл на ограбление таксиста, что и спасло его по итогу. Постоянно преследуется гопотой (в том числе и той, в которую скатятся друзья) на тему "помоги, ты же пацан, ты же с нами", и за него борется отец, при этом [Спойлер]осознаёт и встаёт на светлую сторону. Влюблён в Зарему с соседней улицы, но та [Спойлер]изменяет ему с его другом, более альфачистым, чем сам Боб.
* Дамир, мальчик из богатой семьи - мать его бизнесвумен (которой некогда заниматься его воспитанием), и по факту Дамир ни в чём не нуждается, больше того, у него появился шанс поехать в Америку. Помню нулевые, в каждой гоп-компашке такой мажорик был, спонсируя команду, и был единственным, кого по итогу родители вытаскивали, когда компашка попадала в просак. Здесь, однако, не так - Дамир самый ссыклявый из компании, самый чмошный и по итогу, [Спойлер]отправив на тот свет своими руками ещё пару человек, отправит следом и себя.
* Масяня (Максут) - дерзкий спортсмен, "крутой" и "стремящийся". Очень наглый, драчливый, при этом понятия для него - это всё, что в итоге приведёт его к краху. Олицетворение идейного гопника, ПОЧТИ пришедшего успеху. Попал в гопоту, беря пример с отсидевшего отца-алкаша и из-за пофигизма матери.
* Муха - олицетворение тупого быка, сначала делающего, потом (не) думающего. Крайне наглый, тупой, и единственное, что его держит на светлой стороне - его добрая мама (как и в случае с Дамиром - одиночка). Увы, любовь к маме толкает его (а следом и остальную банду) на ещё преступления, а мама, как водится, трагично больна, её надо лечить.
* Наконец, Гарик. Взрослый неудачник, которого гопота не трогает - не уважаем, но за себя минимально постоять может. Он и подбивает ребят на преступление. Прагматичен, хитёр - первые бабки спустил на улучшение своего внешнего вида, снял бабу и осмелел, честно пытается помочь подельникам и до определённого момента даже прикрывает их, при том затаскивая их силой чуть ли не дальше. Страдает, как и актёр, его игравший, от нелюбви матери, притом актёр своим примером показал, что можно пойти в криминал (как Гарик, им сыгранный) или стать актёром, как он сам. В критической ситуации пасует и сливается обратно в чмыри.
Этот сериал я хвалю, считаю его пригодным к просмотру, и сейчас, как всегда по порядку, я объясню почему:
1) Типажи соблюдены чётко и реалистично - почти так всё и было, и пусть режиссёр Бертис говорил, что намеренно утрировал поведение, отвечу - ничего ты в характерах не утрировал, всё так и было. Помимо подростков, хорошо отображены родители, показывающие, насколько разными могут быть семьи, в которых дети ушли в гопоту, развенчивая миф о "гопота бывает только в неполных семьях или у алкашей и гопоты". Хорошо показано, каково ВСЕМ участникам процесса - от семей жертв, до семей героев, делающие ОТЧАЯННЫЕ попытки спасти детей, от честных до взятки в суд.
2) Что лично запомнилось - много-много курева в сериале, настолько что создателям пришлось показывать надписи на полэкрана, что курить плохо. Гоповремена - ещё и эпоха курения, курили не то что каждый второй, а 7 из 10, и я относился к оставшейся тройке. Курить было стильно, модно, молодёжно - а сейчас я смотрю на эти жалкие попытки 40-летних и старше бронхитных прокуренных распи*дяев бросить, и мне очень НЕ жалко их. Этот момент хорошо антуражирует то время.
3) Также хорошо антуражируют и декорации. Каждый сантиметр декораций выглядел именно так, как выглядели гоп-районы тогда. Очевидно, в Бишкеке во многих местах ничего визуально не поменялось (напомню, 20 лет прошло), потому эпоху воссоздать было несложно. В этом вопросе сериал - услада для глаз, это огромный плюс.
4) Гопотёлки и последствия встреч и траханья с гопотой - 100% так и было. Матерки родителей, осуждения, беременности и попытки суицида, падение репутации до шалавы как среди людей, так и среди тех, кого любила - и в отличие от "Слова Пацана", где момент с Айгуль выглядел натянуто, здесь, с Заремой, почти всё логично и по делу. Момент, где Боб говорит ей [Спойлер]"мне за Светку предъявила, а сама с моим другом трахалась" - шикарно. В жизни, повторюсь, всё так и бывает.
5) Милиция - утрированно чутка, да и актёры немного уступают Эльдару из "Слова Пацана", но антураж показан правильно. Выбивание показаний в нулевые, мрак, жесть и самое главное - приходите через 3 дня! Это фирменная фишка нулевых, фирменная фраза ментов оттуда. Три дня, за которые преступники могли уйти, ребёнок - пропасть, труп и оружие - быть спрятанными надёжнее. Если бы начали искать сразу, нашли бы уже ко второй серии.
6) Положительные штампы. Обычно сценаристы делают всё возможное и тупое, чтобы героев до самого конца не поймали. Здесь их ловят гораздо раньше и интрига состоит не в том, как и когда поймали, а в том, КТО же всё-таки убил того таксиста? То что оного убьют - не спойлер, но само убийство не покажут сразу. Во многом, все уходы от милиции сделаны реалистично... Но не без жирных косяков, о которых ниже.
7) Музыка - в тему. Больше сказать нечего. Неплохую Пыяла-сан никто не поёт по сто раз, вместо него хоррорная музыка из Терминатора.
8) Отмечу хорошо поставленный экшен, на голову опережающий боевые сцены и погони в более богатых сериалах. Драки поставлены прекрасно, пусть иногда и с перегибом в сторону техничности, погони, убийства и прочее - тоже выглядит и жутко, и круто. Планы у многих сцен длинные, что безусловно плюс монтажёрам.
9) Хорошая актёрка и режиссура. Сцены с пугающимся Дамиром, который боится собственной тени и видит убитых людей - зачёт. Ополоумевшие Муха, Масяня и Гарик - тоже. Более-менее вменяемо видно преображение Боба из колеблющегося в адекватные - это сыграно лицом и даже более того, постановкой света - я недавно был в театре, а там одним светом можно показать целые сюжетные повороты, тут было так же. Так же, очень много уделено психологической проработке последствий преступлений, в отличии от других подобных сериалов, где "убили-забыли".
10) Несмотря на чернушность, позитивный финал для положительных персонажей, и херовый - для отрицательных.
Но самое главное, за что сериал хвалят все, кому он понравился - сведённая к полному минимуму блатная романтика и все попытки показать хоть с какой-то стороны, что криминал это хорошо или на крайняк весело - тут этого нет, и глядя на этот сериал, начинаешь думать, а не блатные ли агитки часом такие вещи, как Слово Пацана, так и трешак от Гая Ричи? Я всё больше склоняюсь, что да, а с недавних пор в этом даже уверен. Почему? Вспомните, сколько на ютубе блатных нарезок с блатными моментами из всего вышеупомянутого трешака про гопоту. Юззз, например, где смесь долбослава с алкашом "наводит порядок" и "строго наказывает" плохое быдло с улицы, как "красиво гуторит" он с главгероем, чтобы быдло проникалось при просмотре (если не верите, ради прикола загляните в нарезки к этим комментам, перепись долб**бов населения увидите). Опять же, Король Талсы, где стильный Сталлоне "ставит на место" полицейских. Да даже Штрафбат, который я когда-то хвалил, показывает, как Юрий Степанов круто играет в рулетки и ставит на место оборзевших зэков - всё это показывает, что "блатным быть сложно, опасно - но круто". А это, ИМХО, тоже романтизация и так вот - в сериале такого нет, как и финальной драки понятийного с перековавшимся с проигрышем последнего сами помните откуда. Что ещё важнее - показали ПОСЛЕДСТВИЯ, которых в криминальных драмах и гопоагитках почти не показывают. Этого не покажут в СП, максимум, Пальто красиво играет на пианинке с уверенным лицом. А если и погибают такие деятели, то красиво, победив кучу врагов (Скарфейс), либо от руки подлеца и крысы, успев непременно толкнуть длинную подцанскую цитату - некрасивую правду никто не любит, и это тоже можно считать гопоагиткой. В ЧД всё покажут, почти до самого конца - если падать, то полностью, и не только падение детей, но и родителей.
А теперь минусы, они серьёзны, но при первом просмотре о них забываешь.
1) Погоняло "Масяня". Положенец с таким погонялом - ну такое. 2) Зэки обращаются друг к другу "мужики". Я хз, может, в Киргизии дело и обстоит так, но верится в это с трудом. Я так же понимаю, что вы хотели плюнуть в лицо гопоте таким способом, однако пропадает реализм. 3) Слабое знание милицейской матчасти. Одного смыва с рук достаточно, чтобы доказать причастность ребят к убийству и хранению оружия. Далее, почему ребят в ряде сцен допрашивали без адвоката? Хотя, может они сами ступили и согласились. Думаю, многие найдут и другие косяки. 4) Слабо верится, что суровая Зарема, которая остра на характер и язык, не послала бы одноклассниц после оскорблений в свой адрес. Наши ПТУшницы в нулевые на такие подколы сразу бы начали драку. Впрочем, мне наверняка скажут - это Киргизия, там другие порядки. 5) Нападение на тюремную охрану как в самом начале, так и в одной из последних серий. В первом случае перекрыли бы всё и непременно поймали, во стором их бы развезли по разным хатам или тюрьмам и из ШИЗО они бы долго не вылезали, а тут что-то легко отделались. Впрочем, тоже можно на нулевые списать, всякое было, вон, в интервью с беглым Железогло что-то подобное упоминается. 6) Показали перековавшегося, но не показали нормальных, кроме, может быть, Масяниного брата, что уехал на заработки. Где они, нормальные, которые видели всё это со стороны, но не поддались и не попали? 7) Очень важные моменты про прошлое героев, которые их и их родителей раскрывали, показали слишком поздно, когда несколько героев уже помереть успели. 8) Одному из героев предъявляют за "вовлечение малолетних в дело". Очень странная предъява от тех, кто этим занимается в свободное от убийств и грабежей время. 9) Рояли в кустах под конец и местами топорные штампы. 10) Версию без цензуры очень непросто найти.
Вывод? Отличный сериал, показавший, как оно было. Не без огрехов, но их можно пропустить мимо глаз и ушей, он покажет то самое начало нулевых. Автор фильма пытается сделать вывод - что же привело ребят на зону? Тупые родители? Житие в говне? Романтизирующие сериалы? Заставление силой вступать в банды? Страх? Желание выделиться и стать круче? Всё это показано, но чёткого ответа автором не даётся, однако зрителю понятно - всё это вместе, в зависимости от персонажа. ЧД уступает "Слову пацана"в качестве съёмки, но опережает его в реализме и полном отстутствии показа блатной крутизны. СП более попсовый и "развесёлый" в первых сериях, ЧД же держит планку мрачности и антуражности всю дорогу, дёргая зрителя за нервы. Вы меня если спросите, каково моё мнение? В обзоре на СП я уже отвечал, что гопоагитация может повлиять на уход твоего сына в гопоту, однако для увеличения шансов на это нужно ещё много вещей. Во-первых, среда: если все кругом гопники и иначе выжить трудно, многие со страху пойдут туда. Во-вторых, отстутсвие адекватного контроля со стороны близких: папа-мама на работе, слишком строгие/слишком мягкие. В-третьих, генетика и психические отклонения (желание творить херню из-за психики), первая в меньшей степени, вторая - в большей, и что интересно, это показали на примере Дамира. В четвёртых - "спонсоры" и верхушка, если они рядом. Блатоте нужно молодое пополнение, чтобы давить числом сначала соседей (да, как у колхозников), а затем и всех остальных... Ну или на крайняк, заставить за пивом сбегать или на шухере постоять. В пятых - отстутствие альтернативы. Нефором быть нельзя, рокером нельзя, обывалой нельзя, книги - нельзя. Только гопник, только хардкор. В-шестых - выгода тем, кто сверху, я о происхождении термина "Социально близкие". Гопота - хороший ресурс для творения всякой фигни и быстрого усмирения тех, кто против. Если из этих 6 пунктов есть хотя бы 4, будет много гопоты, по отдельности же условное "Слово Пацана" или "Карты, деньги два ствола" твоего сына в гопоту не отправят, современный хипстер посмотрит на Короля Талсы как на клоуна. А вот если ПРИ ЭТОМ этого хипстера напугать и показать ему, что другого выхода нет, если мама скажет "сам виноват, что тебя бьют" - он сам побреется и спортивку напялит.
А сериал хороший, киргизам спасибо. Дал мне, почти 40-летнему человеку, заставшему подобные события, пищу для разума. ПС. За то, что сделали с Алтухой - бальзам на душу. Только где то я это уже видел. ППС. Вот только поможет ли? Тут пишут, что самым популярным персонажем сериала стал таки Масяня, доросший до положенца. Надеюсь, дело в его фанатках, палящихся на внешность актёра. ПППС. В процессе обсуждения сериалов на гоптематику я пару раз обосрал "клан Сопрано", решив, что по факту он пропагандирует мафию. На мой вопрос, почему я не прав, они сказали - мы смотрим на шикарную игру Джеймса Гандольфини (безусловно, актёр он хороший), и мафиозные понты в сериале тут не при чём. На мой вопрос, смотрели ли они с ним что-то ещё, например, "Великан" или "Последний Замок", они слились.