«Позывной Пассажир»: реальность страшнее вымысла.

May 20, 2024 17:17




Недавно в российских кинотеатрах завершился показ фильма «Позывной Пассажир» о
войне в Донбассе, а затем его пустил в эфир канал «Россия». Когда
смотришь художественное кино о событиях, внутри которых живёшь долгие
десять лет, испытываешь особые ощущения: от правдивых кадров становится
ещё больнее, от лживых - испытываешь горькое недоумение.

До фильма «Позывной Пассажир» потуги российского кинематографа снять кино об ополченцах Донбасса выглядели тошнотворно. Это была или мутная чушь типа фильма «Донбасс. Окраина» с
отвратным названием и невнятным содержанием, или лихая агитка ЧВК
«Вагнер», завёрнутая в обёртку художественного переосмысления
действительности - фильм «Солнцепёк», где ополченцы представлены в виде
глупо погибающей безликой массы, вместо которой приходят бравые
«музыканты» и лихо побеждают всех врагов. Эти поделки ловко обходят
важные вопросы, скользкие темы и оставляют после себя единственное
послевкусие из разряда «что это вообще было?».




Конечно, для российского зрителя, лишь
два года назад заметившего войну в Донбассе и восемь лет до этого
просидевшего в глухом подвале без выхода в интернет или без доступа к
телевизору - такие фильмы могут показаться неким откровением. Но для
участников и очевидцев происходящего эти ленты - лишь бессмысленные и
бестолковые пустышки. А вот фильм «Позывной Пассажир» к такой категории
отнести нельзя. Кроме нескольких натяжек и передёргиваний, которые всё
же пробрались в сюжет, в целом он вызывает сильные эмоции, почти как
после просмотра страшной киноленты о событиях Великой Отечественной
войны «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова.

Ради интереса я прочитала с десяток
отзывов и рецензий на фильм «Позывной Пассажир» и именно из-за них
решила написать нетипичную рецензию. Многие отзывы строились на тезисах,
что «такого быть не могло», «в фильме использованы глупые пропагандистские сцены»
и т.д. Кринж, позор, халтура, пропаганда - пишут о фильме десятки
болванов, ничего не понявших, ничем не интересующихся. Поэтому мой
рассказ коснётся неизвестных, малоизвестных или забытых фактов о наших
событиях, которые легли в основу самых сильных сцен фильма или были
переосмыслены. Как говорится, осторожно, спойлеров будет много.

Фильм снят по книге Александра Проханова
«Убийство городов». Известный писатель и философ несколько раз приезжал
в Донецк, охваченный войной, в период самых сильных обстрелов 2014-2016
годов. На одном из мероприятий я тогда познакомилась с писателем и до
сих пор помню его рассказ, как к нему домой на день рождения приехал
президент Владимир Путин и внимательно слушал рассказ
Проханова о подвиге донецких ополченцев, которые вызвали огонь
артиллерии на себя во время наступления украинских боевиков на Саур-Могиле.

«Владимир Владимирович слушал очень внимательно, переспрашивая те или иные моменты. Потом помолчал и сказал: „Они поступили как герои. Так же, как делали их предки в годы войны с
немецкими фашистами‟», - сообщил подробности той встречи писатель. А после появилась его книга, которая и стала сценарием для фильма.



Александр Проханов

Главного героя, пережившего тяжёлую трансформацию из тусовщика, бездельника и гламурного прожигателя жизни в идейного ополченца, сыграл Антон Шагин. Он тоже не является чужаком для Донбасса, и его жизнь оказалась плотно переплетена с тем, что содержалось в роли.

«Мои неоднократные поездки на
Донбасс дали представление и понимание об этой трагедии. Я видел глаза
людей, которые находились много лет под бомбёжками со стороны ВСУ, и
это, конечно, не оставило равнодушным. После первой поездки я вернулся
другим человеком. Я собираю деньги на помощь бойцам, езжу на Донбасс.
Всё пошло на пользу дела, весь внутренний багаж пригодился на съёмках», - рассказал актёр после премьеры фильма.

Более того, брат Антона - Константин Шагин - ушёл добровольцем в зону СВО, получил несколько ранений, после лечения и восстановлений снова возвращался на фронт. То есть, по сути,
Антон Шагин в работе над фильмом через себя пропустил всю боль, что показана в фильме.



Антон Шагин

По сюжету фильма главный герой, Николай Рябинин,
отправился в Донбасс искать своего брата, ушедшего в ополчение и
пропавшего без вести. Самому герою это не нужно, о войне в Донбассе он
высказывается типично для 85% россиян: «это события в чужой стране»,
«меня, нас, это не касается». Для полного набора нарративов не хватало
только «они там неправильно встали», «вы что, третьей мировой войны
хотите?» и прочей ерунды из информповестки времён Минских соглашений,
которая для оправдания невмешательства усиленно насаждалась всё теми же
пропагандистами российского ТВ, которые сейчас быстро переобулись,
заявляя, что «всегда сочувствовали и переживали».

Но вернёмся к сюжету. Искать брата
Рябинина заставляет отец, так как мать находится при смерти. Николай
отправляется в зону боевых действий, где в автобусе отдаёт незнакомому
украинцу свою еду и курево. Вскоре москвич попадает в подразделение
ополченцев, где становится свидетелем бомбёжек украинской авиации
мирного села, гибели детей и ополченцев, с которыми накануне
познакомился. Среди ополченцев честно показан интернационал - это и
сербы, и буряты, и чеченцы, и русские. Добровольцы и местные, вставшие
на защиту Донбасса, вооружённые, чем попало, в неуставной форме, без
пайков и снабжения. Жаркое лето, скромные сельские домики, местные
жители, которые кормят и поддерживают отряд ополчей. Над сельской
библиотекой реет советский красный флаг. Командир суров, справедлив,
немногословен. Лица ополченцев - настоящие, без фальши и напускной красоты.

Все образы вполне достоверны. По
реальным событиям, большинство местных жителей и в ЛНР, и в ДНР
действительно поддерживали и подкармливали ополченцев, а реальные
командиры падали с ног от усталости и проблем. Такими были, например,
командиры казаков в ЛНР Павел Дрёмов и Евгений Ищенко.
Их уважали и любили и в народе, и в ополчении за принципиальность,
смелость и неготовность идти на сделку с врагами. Оба были подло убиты в
тылу, и в версию «украинской ДРГ», которая их якобы устранила, не верит
никто. Они сильно мешали договороспособным персонажам, и такой версии
придерживается большинство.



Павел Дрёмов



Евгений Ищенко

Тем временем в фильме ополченцы, к которым прибился Рябинин, гибнут после авиаудара, в селе погибают и
местные жители, и маленькие дети. Одному из ополченцев, бывшему
уголовнику и по сюжету абсолютному подонку, удаётся сбить самолёт и
пленить украинского лётчика. Мотив уголовника прописан крайне странно -
он ожидал получить от ополченцев денежную награду за сбитый самолёт. Это
было типичным натягиванием «совы на глобус», так как с нищих и
полуголодных ополченцев, не получающих ни копейки в те времена, взять
было нечего, и алчный уголовник это видел с самого начала.

Между тем, факты уничтожения украинских
самолётов ополченцами в реальной жизни было много. Настолько, что
украинская авиация перестала летать над опасными зонами. В Шахтёрском
районе ДНР сбитым укролетунам удалось катапультироваться, и их чуть не
разорвали на куски мирные жители. «Асов Порошенко» от расправы спасли
ополченцы, которые подоспели на место приземления парашютистов. Весной и
летом 2014 года украинская авиация часто бомбила мирные города на
Донбассе, а лётчики отличались своей беспощадностью и жестокостью в
отношении мирного населения.


26 мая 2014 года - авианалёт на Донецк, тогда погибли 40 человек, 31 человек получил ранения.
2 июня 2014 года. «Су-25» нанёс ракетный удар по находящемуся в самом центре
города зданию бывшей Луганской областной государственной администрации и
скверу имени Героев Великой Отечественной войны. Туда было выпущено
около 20 неуправляемых авиационных ракет. Погибло 8 человек, из них - 5
женщин. Ещё 28 человек были ранены осколками.

2 июля 2014 года украинская авиация нанесла авиаудар по посёлку Станица
Луганская и селу Старая Кондрашовка, где не было никаких военных
объектов или баз ополченцев. Жертвами авиаудара тогда стали 12 человек. В
том числе, пятилетний Ванечка Ермилов со своим отцом. Ещё 8 человек получили тяжёлые ранения.

15 июля 2014, когда город спал, ВВС Украины бомбили жилые дома в Снежном в
ДНР. Под завалами разрушенных домов погибли 12 человек. Десятки оказались ранены.

30 июля 2014 года украинские лётчики нанесли удар по городу Красный Луч, сбросив 8 стокилограммовых бомб.

13 августа 2014 года после авиудара по пляжу в городе Зугрэс погибали
целыми семьями. В тот день украинские ВВС убили 13 человек, в том числе
троих детей. Ещё около полусотни получили ранения, 2 человека скончались
в больнице от полученных ран.

В фильме тоже есть отсылка к подобным событиям. Украинского лётчика приволокли к селянам и женщина, потерявшая при бомбёжке ребёнка, застрелила его из охотничьего ружья. Показана
очень сильная сцена, когда селяне - и дети, и подростки, и старики -
дружно встали на защиту своей землячки, демонстрируя солидарность с её поступком.

Через некоторое время к отряду ополченцев, где остался Николай, присоединился украинский перебежчик,
угнавший танк. Было ли такое? Да, и часто. Тогда, десять лет назад,
переходов на нашу сторону украинских вояк было много. Все ещё надеялись,
что Россия вмешается, и будет, как с Крымом - мирно и тихо, без
огромных потерь, без крови и страданий. Но не случилось.

А в 2014-м из ВСУ бежали массово: кто в непризнанные республики, кто в Россию. Вот несколько примеров. Один из командиров 25-й аэромобильной бригады взял с собой БМП и перешёл на
сторону ополченцев ДНР. Военный украинской армии пересёк линию
соприкосновения с ЛНР на БМП, после чего добровольно сдался
подразделениям Народной милиции возле Кировска. По словам представителя
пограничного управления ФСБ РФ по Ростовской области Николая Синицына,
военнослужащие 72-й бригады ВСУ, сложив оружие, перешли на российскую
территорию. Ранее через КПП «Гуково» российско-украинскую границу
перешли 438 солдат и офицеров 72-й бригады.

Так что и этот момент в фильме -
практически документальный. Украинский танкист переходит к ополченцам, а
утром начинается атака ВСУ. Украинцы давят танками скромные и бедные
сельские дома, врываясь внутрь через проломы, убивают женщин и детей.
Один из россиян в рецензии на фильм патетично написал: «Никогда не
поверю, например, что 12-летний мальчик мог с красным флагом загородить
дорогу украинскому танку, и танкист, высунувшись из люка, мог так легко
застрелить его из пистолета. Не верю, что человек на такое способен.
Хоть гитлеровец, хоть бандеровец, хоть кто...». Речь идёт о сцене,
где мальчик, мечтавший стать ополченцем, но которому отказал командир,
приказав идти учиться, подхватив знамя погибших ополченцев, загородил дорогу танку ВСУ.

Но события, которые происходили в
Донбассе, гораздо страшнее любого вымысла и выпадов невежд. Ведь было,
когда люди своими телами пытались останавливать украинские танки, а их
расстреливали в упор. Не жалели украинцы и детей Донбасса, имена
погибших 300 детей и подростков теперь увековечены на Аллее Ангелов в Донецке.



А по поводу того, что «хоть гитлеровец, хоть бандеровец не могли стрелять в детей» приведу рассказ Лилии Родионовой, у которой я брала интервью. С начала войны Украины против Донбасса
Лилия Родионова возглавляла комиссию по делам военнопленных и пропавших без вести в ДНР.

- Мы уже тогда стремились
документировать преступления украинских боевиков в Донбассе на
официальном уровне. Знали и верили, что это обязательно пригодится для
доказательной базы. В 2015 году донецким судмедэкспертам я доставила
костные останки из района донецкого аэропорта, занятого украинскими
боевиками. Экспертиза установила, что останки принадлежали девочке 13-15
лет и мальчику 15-16 лет. Смерть детей наступила от огнестрельных
ранений в голову. Позже я услышала показания пленного боевика «Правого
сектора» (запрещён в России как террористическая организация). Он
рассказал, что они держали у себя двух подростков, подкармливали их и
заботились о них. О дальнейшей участи этих детей боевик умолчал. А мы их
нашли - застреленными. Скорее всего, подростков держали в рабстве, а
потом избавились от них. Такая вот «забота»...

Кроме этого, Лилия раскрыла много других подробностей, о которых мало кто знает или не хочет знать.

- Мы собирали данные о пропавших
людях. Каждое обращение - это история жизни и история смерти. Смотрю на
фото в своих папках и вижу глаза пропавших людей. Вот Константин Озеров,
пропавший в Ждановке. К нему в дом вломились украинские боевики, надели
мешок на голову, забрали его и сына с племянником и увезли. Сына и
племянника потом отпустили, а Константин исчез бесследно. Удалось
узнать, что порядка 30 человек тогда были похищены украинцами, их везли в
автобусе с мешками на головах в посёлок Коммунар, там избивали, пытали и
убивали. Именно в Коммунаре нашли первое большое массовое захоронение
жертв украинской агрессии. Вот фото семидесятилетнего пенсионера Юрия
Галушко, который шёл через п. Пески навестить родных, а украинские вояки
замучили его и убили. Погибали и пропадали женщины, а выжившие,
оказавшись в лапах нацбатов и солдат ВСУ, наотрез отказывались
рассказывать, что там с ними происходило. Очень много людей, которые
вообще уже никогда ничего не расскажут.

Отдельная страшная история - как
украинцы поступают с пленными. Но об этом и много написано, и без
прикрас показано в фильме «Позывной Пассажир». Одного из танкистов
вешают на дуле танка после пыток. Было ли такое?

Осенью 2014 года в аэропорту Донецка
бойцы ДНР нашли тела трёх убитых танкистов, которых пытали украинские
военные. У ополченцев, ещё живых, были вырваны зубы, потом украинские
боевики обвязали ноги наших бойцов проволокой, прицепили к танку и
несколько часов волочили по площадке перед аэропортом. Об этом случае
рассказал российский журналист и блогер Максим Шевченко,
который наблюдал, как уносили тела запытанных танкистов. По словам
Шевченко, все трое погибших раньше были донбасскими шахтёрами.

А я вспоминаю, как разговаривала с комендантом Дебальцево о гибели ополченца, которого запытали насмерть
украинские вояки, срезая со спины полоски кожи. По заключению
судмедэксперта, это делали с живым человеком. Я читала заключение и видела эти фото...



В фильме украинцы запытали командира ополчения, и это сделал его однокурсник по военному училищу, который
ненавидит Россию и служит Украине.

«Россия вас предала и бросила. Вы никому не нужны!», - заявляет садист и принуждает ополченца к предательству.

Командир гибнет под пытками, но не предаёт. Эту сцену можно назвать ключевой и метафорической. Как
писатель, Александр Проханов любит использовать метафоры, и она понятна:
несмотря на тысячи смертей, Донбасс не предал и стойко стоял за Россию.
А главный герой фильма, Николай Рябинин, выжил. По дороге домой, в
Москву, он осмысливает события, останавливает автобус и уходит в поля. «Куда ты?», - спрашивают героя. «К своим», - отвечает он.

Из несоответствий показанного происходящему лишь несколько моментов. Зачем-то действие перенесено в
2015 год, хотя показаны события 2014 года. Зачем-то отряд ополченцев
держит оборону какой-то шахты и охраняет её. Полуправда подаётся так,
будто ополченцы все погибли за эту шахту, а не защищая родную землю и
своих земляков. И вот это в фильме бесит больше всего. Мотив подвига
ополченцев оказывается смазанным и замыленным, как будто он с потолка
взялся. Открытая концовка фильма, при всей очевидности, зрителей
расстроила или разочаровала. А вот самая точная или типичная реакция рецензентов.

- Я так и не понял. Наши погибли все! Победа осталась за ВСУ? То есть, все «сепаратисты» перебиты,
ВСУшник-танкист выходит победителем в дуэли со своим однокашником по
танковому училищу, тем самым командиром отряда ополченцев. Мирных, кто
пошёл за Россию, погибло - без счёту. Кого может замотивировать подобное кино?.

- Наверно, пока это сюжет не про
победу, а про жизнь и смерть, которую мало кто видит. И я не вижу. Но
чувствую, и где-то благодаря фильму, что сладко живётся в наших городах
благодаря тому, что там бандеровцы найдут свою смерть от ружья ополченца
и нашего солдата. Потому как нежить на той стороне захватила исконно русские города и сёла.

- По фильму и по книге все наши погибли, и бандеровская мразота торжествует, но главное - в другом.
Позывной Пассажир, он же Николай Рябинин, обретает смысл жизни. И посыл
фильма прост: настоящий человек должен стать на защиту своей Родины,
если он хочет быть настоящим человеком.

- Жаль, что пока нас водили за нос
Минскими соглашениями, правда о ДНР и ЛНР игнорировалась экранами по
всей России. Молодцы люди, снявшие фильм, как русский мир без должной
поддержки стоял насмерть. Может показаться, что много жести, но в
действительности жестокости, к несчастью, гораздо больше. Более того,
ещё целых восемь лет Донбасс принимал на себя страдания. На примере
Белгорода медленно «доходит» до сытого общества.

- Поскольку я сам из Донбасса, скажу: в этом фильме всё настоящее. Именно так и было в донбасской
глубинке в те страшные восемь лет, когда Донбасс оставался один на один с
регулярной украинской армией. И очень хорошо, что сейчас хохлотвари
получают по полной программе.

- Смотреть страшно, но «ИДИ и СМОТРИ». Тут уже не пожелаешь приятного просмотра.

Фильм, несмотря ни на что, стоит времени и сил на просмотр. Пожалуй, он пока единственный, который отражает
события без прикрас. Жаль, что его создание и прокат опоздали. На долгие десять лет.
М.Харькова
https://antifashist.com/item/pozyvnoj-passazhir-realnost-byla-strashnee-vymysla-kak-donbass-stoyal-za-rossiyu.html

свежачок, полезно, положительный пример

Previous post Next post
Up