"Праведник" - фильм, книга и воспоминания

May 17, 2024 06:14

Смотрела в эти праздники по телевизору фильм Сергея Урсуляка «Праведник».

Для тех, кто не смотрел, поясню, что имеется ввиду некое почетное звание, присуждаемое Институтом Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» людям, которые спасли в годы Холокоста хотя бы одного еврея. Для этого им нужны некоторые документы и свидетельства спасенного еврея. В честь такого праведника сажают дерево.


Одним из таких Праведников был Николай Яковлевич Киселев (19 декабря 1913, село Богородское, Башкирия - 27 октября 1974, Москва) . В 1942 году он вывел с территории, оккупированной немцами, через линию фронта 218 евреев. Они прошли 700 км. Шли по ночам, по 40 км за один раз.

Про эту историю в СССР не знали. Но в 2002 году Инна Павловна Герасимова, в то время директора Музея истории и культуры евреев Беларуси и председателя Фонда «Холокост» Беларуси нашла документы про этот, как она его потом назвала, Марш жизни. Одновременно в музей обратился один из спасенных Киселевым евреев, гражданин США Шимон Хевлин (род. 1928 год). Герасимова составила представление для комиссии «Яд ва-Шем», а Хевлин дал показания. С признанием Киселева Праведником мира были трудности, так как нужно было спасти еврея, но не того, что был в составе какой-то группы, и не по приказу, как это сделал Киселев, а по велению души. Но Хевлин доказал, что даже выполняя приказ, Киселев проявлял настоящее милосердие и заслуживает звания Праведника, и звание было присвоено Киселеву в 2005 году.

В 2008 году вышел документальный фильм «Список Киселёва. Спасённые из ада», в 2016 году - книга Инны Герасимовой «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев», в 2022 - фильм Урсуляка «Праведник».

В этом посте я хочу рассказать об этих фильмах и о книге.

В свое время Урсуляк начинал с художественных фильмов («Сочинение ко дню Победы»), но потом перешел к сериалам («Ликвидация»). «Праведник» сделан так, что лучше бы он был сериалом.

Картина не слишком похожа ни на ранее появившиеся документальный фильм, ни на книгу, хотя некоторые факты сходятся.

В фильме два главных героя: это сам Николай Киселев, которого совершенно замечательно сыграл Александр Яценко, и подросток Моше Таль, прототипом которого послужил как бы Шимон Хевлин, потому что именно Таль дал свидетельство о том, что Киселев спас евреев.


Но это все, что роднит героя фильма и прототип. Больше ничего из их биографии и характера не совпадает. Из документального фильма видно, что Хевлин - очень позитивный, веселый и добрый человек, жизнь которого удалась, тогда как Таль - мизантроп, который всех ненавидит, живет один. И Хевлину было в 1942-ом 14 лет, а не 17 лет, как в Талю фильме, наконец, Хевлин имеет светлые волосы и глаза, а Таль - жгучий брюнет. А ведь других актеров на роли выбирали похожими на их прототипов.


Этот придуманный Таль испытывает смешанные чувства к Киселеву. С одной стороны, он понимает, что Киселев его спас, с другой ненавидит.
Характер у паренька непростой. Он грубит своим замечательным родителям (их роли исполняют Хабенский и Хаматова), которые решают, что он должен бежать из гетто и доверяют ему сберечь семейную реликвию - золотую астролябию, которую их древний предок сделал еще в те времена, когда евреи жили в Толедо (до их изгнания из Испании), и маленькую сестренку. Это надо понимать символично: Моше доверяют прошлое (реликвию) и будущее (девочку) еврейского народа. Но он потерял и то, и другое. Поэтому он и сделался таким мизантропом, живет в Израиле один, ненавидит женщин и арабов.

В своих потерях Моше винит Киселева и потому не хочет рассказать комиссии, раздающей звания Праведников, о том, как тот его спас. А женщина из комиссии ему названивает, достает его, чем очень раздражает.
Почему Моше считает, что Киселев виноват? Он забрал у него астролябию, чтобы обменять ее на сахар для спасения одного мальчика: у того началась гангрена, а врач сказал, что если присыпать рану сахаром, то гангрена пройдет. (В реальности гангрену расплавленным сахаром лечили Илье Родошковичу, который тоже выжил, но сахар обменяли на что-то еще, а не на мифическую астролябию). Киселев отдал жадному крестьянину золотую астролябию (ему донесли, что Мойше ее прячет) в обмен на пару кило сахара, но взял расписку о том, что принесет через несколько лет мешок сахара, а крестьянин отдаст ему золото. Сахар тогда был очень дорог, и крестьянин счел это выгодной сделкой. В свою очередь Киселев пообещал Мойше вернуть астролябию хозяину. Но вот Мойше уже старый, а астролябии у него нет.


Но, конечно, дело не в астролябии. Гораздо обиднее было исчезновение сестры.
Мойше не сразу попал в лес, а бродил с сестрой по городу. Там он повстречал некую Любу. Эта Люба была еврейкой и служила немцам из-за того, что те держали в заложниках ее семью. Она находила беглых евреев и сдавали врагам. Так она быстро вычислила, что Моше и его сестра - евреи, и предложила им убежище. Вначале она не хотела их сдавать, но ее шеф - Эрнст Шмюкер, гауптштурмфюрер СС - вновь напомнил про семью, и Люба сказала, что нашла еврейских детей. Но когда за ними пришли, их уже дома не было. Моше успел уйти, хотя он не знал, что Люба - предательница. Он спрятался у одного крестьянина, но в тот дом пришли немцы, в том числе, сам садюга Шмюкер. Он забрал девочку с собой, а Моше сбежал в лес и примкнул к партизанам.



К этому времени вокруг партизан было уже много примерно таким же образом, как Моше, спасшихся евреев. Партизаны же решили, что нужно переправить евреев через линию фронта, так как старики, женщины и дети сильно мешали им. Это сложное дело поручили Киселеву, пообещав ему звезду Героя Советского Союза. Киселев примерно месяц формировал отряд из евреев, и был готов отправиться в путь.

Тут в отряде появилась Люба, некоторые люди ее знали и стали упрекать в том, что она выдает евреев СС, она возражала, а Моше подтвердил, что она его спасла. Ночью Люба сбежала, а утром на отряд вышли немцы. Люди разбежались кто куда, кого-то ранили. Все решили, что их местонахождение сдала Люба.

Отряд долго шел по немецким тылам, маньяк Шмюкер за ним гнался, но не мог поймать. Тогда он вновь поручил Любе пойти в отряд Киселева. Она уже поняла, что не увидит больше свою семью. Но тут она обнаружила, что Шмюкер держит у себя маленькую сестренку Моше. Она ее выкрала, спрятала на сеновале, а сама пошла в лес. Там она сразу нашла Моше и сказала, что его сестра жива, и она его к ней проведет. Непонятно: то ли она хотела искупить вину, то ли хотела так завоевать доверие. Но вслед за Любой опять пришли немцы, и Киселев ее застрелил. А она не успела рассказать, где спрятала сестру Моше.

Вот этого он и не мог 53 года простить Киселеву. Находясь в Израиле, Моше просматривал каталоги и лавки антикваров в надежде, что его астролябия всплывет. Однажды ему сказали, что такую шутку приносили чинить. Он узнал адрес хозяев своего сокровища и пошел к ним. И тут он увидел девочку, как две капли воды похожую на его сестренку. Она с родителями приехала из США, и у них была та самая астролябия, потому что сестра Моше выжила, Киселев выкупил астролябию, нашел девочку и вернул ей семейную реликвию. Впоследствии женщина оказалась в США (и сейчас там), а кто-то из ее детей решил перебраться в Израиль.
Тут Моше резко добреет, улыбается и сам звонит в «Яд ва-Шем», чтобы рассказать о праведнике Киселеве.

Конечно, возникают вопросы. Например, как Киселев мог вернуть астролябию, если Моше еще в 1945 уехал из СССР? Сообщается, что он после спасения воевал (ему в фильме 17 лет в 1942 году), а потом не вернулся. А почему Моше не предпринял ничего, чтобы найти сестру? Хотя бы в 80-х годах он мог этим заняться. Его прототип Хевлин в 1947 вместе с родителями воспользовался правом вернутся в Польшу, а затем эмигрировал в США, но уже в 70-х, как только стало возможно, он стал регулярно приезжать в Белоруссию, навещать свое бывшее местечко Долгин (Долгиново) и Минск. А ведь его семья никого в СССР не оставила. Они все уехали, только старший брат погиб на фронте, но они знали, что его больше нет.

Так зачем нужен такой персонаж, как Моше Таль? Неужели, чтобы показать, какие евреи вредные? Конечно, нет. Для большего драматизма? Куда уж больше?

Но не только Таль показан как бука. Те евреи, которых Киселев ведет через леса на большую землю, тоже доставляют хлопоты (Среди актеров выделяется Сергей Маковецкий).
Командиру приходится проводить с ними беседы о том, чтобы они не молились громко, не соблюдали Субботу, ели все, что дают, в том числе, свинину. Евреи предъявляют Киселеву претензии за то, что советская власть отобрала у них мастерские, лавочки, еще что-то, кого-то из их родных репрессировала. Киселев не знает, что на это ответить.


К тому же евреи не знают русского языка, а говорят на идиш: объяснения идут через переводчицу Аню. Все это понятно: Западная Белоруссия, где происходят события, оказалась в СССР только осенью 1939 года.

Но подчеркивание этих подробностей нетипично для наших фильмов о войне. Например, в вышедшем в 2008 году документальном фильме ничего такого нет. А ведь там сняты оставшиеся в живых участники похода. Они были детьми в 1942 году. В 1946 и несколько позже почти все уехали за границу, и сейчас живут в Израиле и США. Только один из них жил в Москве. По-русски говорят с заметным акцентом, но ни про какие отнятые лавочки или репрессии не вспоминают, а Киселева исключительно благодарят и называют ангелом. Они справедливо говорят, что приказ-то дали, но за его соблюдением никто не наблюдал, и Киселев мог прекрасно их 100 раз бросить и уйти жить в деревню. Но он вел их 700 км и довел до места назначения.

Так зачем в фильме это противостояние? А зачем выдумана еврейка-предательница? И, вроде как, ее можно понять: она спасает свою семью, но ей стыдно. Были и такие евреи, но в данном случае, отряд Киселева с ними не сталкивался.

Кстати, а как это Люба с полпинка находила евреев в лесу, а немцы не могли?

Сам марш через леса показан не слишком подробно. Авторы фильма больше сосредоточились на взаимоотношениях героев. Они опять-таки выдумали любовь одного из сопровождающих отряд партизан (Киселев был не один) к еврейской девушке. Причем, партизан этот - бывший уголовник по кличке Ферзь (Евгений Ткачук). Уж он добивался-добивался девушки, вначале чуть не изнасиловал, потом просил руки и согласился сделать обрезание. И, разумеется, прошла свадьба по еврейскому обычаю, а девушку через несколько дней убили. Зачем такой штамп?


Показана несгибаемая пожилая женщина, мать двоих сыновей, которая полна желания мстить немцам. Она отправляет одного из сыновей на вылазку вместе с партизанами. Но сын этот - умственно-отсталый и может только бросать гранату: мать ему объяснила, как это делать. Этого мужчину ранили. Он был толстый, тащить его на себе было невозможно. Киселев дал ему гранату и велел кидать, когда немцы приблизятся, потому как ему нельзя попадаться к ним живым. Так он и погиб вместе с немцами. А мать потом одобрила действия Киселева.

Такого случая не было. Но в книге описана интересная история с бабушкой Шимона Хевлина. Семья оставила ее в лесу, так как женщина не могла идти быстро. Решение принимала семья, все плакали, так как думали, что бабушку съедят дикие звери.
Но старушка не умерла: ее подобрал партизанский отряд, где она готовила еду и стала даже как бы их талисманом. Они назвали ее Бабушка леса. Это был тот же отряд «Месть», бабушку спас зам. командира Сафонов (Тоже признан Праведником Мира). Герасимова добавляет, что он так поступил потому, что был из Сибири и не страдал антисемитизмом. А разве не странно, что антисемитами были только те, кто хорошо знал евреев?
Эта старушка в 80 лет стала первой, кто вошел с партизанами в освобожденное Долгиново. Шимон Хевлин потом к ней приехал, потом она вместе с одной из дочерей еще и эмигрировала в Израиль.

В фильме же показано, как старушка сама осталась сидеть у дерева, сказав, что дальше не пойдет. И все на этом.

Или в фильме отряде есть еврей, скрывающий, что его жена - немка. Но евреи это знают и ненавидят эту семью. Во время очередной засады немцев женщина выбегает на видное место, чтобы отвлечь немцев от своего мужа и детей. Она бежит по лесу и читает вслух немецкий стишок - все время пребывания в отряде ей пришлось молчать, типа, она контуженная. Немец, который ее догнал, услышав родную речь, опустил автомат: «Немка?» - «Еврейка!» - «Та-та-та». Ну, штамп на штампе!

Зловещего гауптштурмфюрера СС, который выискивает евреев, играет немецкий актер. Он ходит с идиотской улыбкой по лесу и с сильным акцентом декламирует «Люблю я пышное природы увядание, в багрец и золото одетые леса» - типа, интеллектуал. Еще он все время все фотографирует.



А зачем он приютил у себя еврейскую девочку? Ведь за то же самое он прекрасно расстреливал крестьян. Надо было показать, что немцы - тоже люди?

В фильме есть только один эпизод, о котором рассказали оставшиеся в живых очевидцы событий. С одной семьей (отец Иосиф Кремер, мать, сын) шла девочка Берта 3-х лет. Она постоянно очень громко плакала. Когда отряд прятался, ее плач мог привлечь внимание немцев. Все высказывали родителям свое недовольство и требовали что-то сделать. И вот те решились утопить ребенка в болоте, но Киселев не дал. Он взял девочку на руки, и она успокоилась. Но в фильме он сразу отдал Берту родителям, а в действительности он постоянно нес ее на руках, кормил, и она не плакала. А эти родители прежде, в гетто, уже удавили семимесячного ребенка, потому что тот тоже плакал и мешал им прятаться от немцев в яме. Но они потом все эмигрировали в 1947 году, Берта живет в США , у нее несколько детей и внуков.

Собственно, в реальной жизни именно этот эпизод должен был помочь присудить Киселеву звание Праведника, так как в данном случае он не выполнял приказ, а спас девочку по велению души.

Другой реальный случай, который тоже служил доказательством в пользу Киселева, был тот, что он отдал свою лошадь одноногому мужчине и потом помогал ему. Тот тоже выжил, потом жил в Киеве.

Теперь вопрос: какая польза была Киселеву от получения этого самого звания? Он умер еще в 1974 году в 60 лет. Правда, его дети имели право на гражданство Израиля как дети Праведника народов Мира. У Киселева остались сын и дочь. Не знаю, нужно ли им было гражданство Израиля.

За кадром фильма осталась и история любви Киселева и Ани - девушки, которая сопровождала отряд. Они потом поженились.
Вообще, о судьбе Киселева после похода в фильме нет ничего, кроме того, что умер к 2005 году: Моше об этом спрашивал.

В целом фильм оставляет впечатление чего-то недоговоренного, половинчатого. Чтобы разобраться в этом вопросе, я посмотрела еще документальный фильм 2008 и прочла книгу И.Герасимовой, которая открыла миру эту уже забытую историю.

Разве не интересно, почему история оказалась забытой? А этому есть свои причины, и корни этого лежат глубоко. На эту тему будут следующие два поста.

Продолжение
https://uborshizzza.livejournal.com/6042247.html
https://uborshizzza.livejournal.com/6042424.html
предыдущий отзыв https://movie-rippers.livejournal.com/661016.html

книга - лучше, пятничный кинозал, зачем это сняли?, кено и немцы, мотороллер не мой, доставить любой ценой, циничный пересказ, альтернативная история

Previous post Next post
Up