Сериал «Бизон. Дело манекенщицы» -- Советский Союз, которого не было.

Feb 11, 2024 06:02

На смену безумно уставшему майору Черкасову, лысому протагонисту из бесконечной серии «Мосгаз» спешит упертый майор Бессонов в новейшей франшизе Первого канала «Бизон». Валерий Тодоровский решил в этот раз избавить себя от бремени режиссерства и огня критики, спрятавшись за ширмой генерального продюсера. Снял сериал режиссер-постановщик Сергей Чекалов, который нашему зрителю практически неизвестен и до 2014 г. снимал свое кино исключительно на Украине.


Сергей Безруков делал свою роль Бизона с оглядкой на Владимира Высоцкого

«Сценарий детективного сериала «Охота на Бизона» мы писали более пяти лет, и я очень доволен тем, каким захватывающим он получился. Мы увидим советский, как сейчас говорят, гламур, который был скрыт и недоступен простым советским людям - но этот мир существовал, и он был по‑своему опасным, увлекательным, а мир моделей - особенно интересным и притягательным. Ну и кто знает - возможно, «Охота на Бизона» станет началом большой детективной саги, которая будет иметь продолжение…» (В. Тодоровский).




Открыточный СССР в глянцевом сериале

«Сериал красивый, с яркой и динамичной историей. Здесь невероятные женщины и мужчины, здесь серьезный брутальный главный герой, который может и ногой дверь открыть, и в драку полезть - и при этом быть трепетным влюбленным. Майор Бессонов в исполнении Сергея Безрукова - невероятно сложный персонаж. Настолько сложный, что его, скорее, можно было бы отнести к антигероям. Но он при этом предельно честный и требовательный по отношению к себе». (С. Чекалов).
«Я не так много играл сотрудников милиции - сразу могу вспомнить участкового в известном сериале «Участок» - тоже, кстати, Первого канала, но там я был лейтенант. А в «Охоте на Бизона» стал старше по званию: теперь я майор. Бизон - это прозвище моего героя, так его за глаза называют знакомые и коллеги, и не просто так, а за волевой характер и прямоту, за настойчивость и напор, когда дело касается расследования преступлений. Майор Бессонов - неординарный, он очень разный в своих проявлениях. И конечно, без лирической линии в сериале тоже не обошлось. Для меня этот проект - актерская удача и очень интересная история!» (С.Безруков).


-- Я здесь главный!

Если честно, у меня нет особых предубеждений против Сергея Безрукова. Актер мне глубоко симпатичен, и я всегда смотрю его новые работы. Несмотря на то, что не все его роли получаются идеальными. Мало того - у меня жена обожает Сергея Витальевича и не позволяет критиковать его светлый образ. Говорит, что я ему завидую (ха-ха, не завидую, правда-правда!). Мы даже специально ходили на его спектакли «Псих» и «Похождения Чичикова», будучи проездом в Москве в разные годы.
Сергей Безруков - это наше все, березки, поля, листочки, песни, Есенин, Пушкин, Высоцкий. Даже Иешуа Га-Ноцри из булгаковского «Мастера и Маргариты». Критиковать Сергея Витальевича - это равносильно преступлению против всего русского, светлого, святого. Даже подумать страшно! Не замай!

Поэтому новый сериал Первого канала «Бизон. Дело манекенщицы» я ждал с нетерпением. Предыдущий сериал «Бендер», где Безруков… ладно, лучше не буду. Тогда и про сериал «Шпион» не буду, где впервые Безрукову доверили роль вроде отрицательного героя-шпиона, но с сюжетной интригой, напоминающей приключения известных киноразведчиков -- и Штирлица («Семнадцать мгновений весны»), и Тульева («Ошибка резидента»), и Вайса («Щит и меч»).

В сериале «Бизон» Сергей Безруков решил пойти проторенной дорожкой Владимира Высоцкого. Ведь Сергей Витальевич давно и серьезно занимался наследием Владимира Семеновича - принимал участие в ежегодном фестивале-премии «Своя Колея» и записывал его песни, снимался в фильме «Спасибо, что живой», ставил спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в Губернском театре. Почему я связываю новый телесериал «Бизон. Дело манекенщицы» с Высоцким?


Сергей Безруков в роли Владимира Высоцкого в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011 г.

Как мне кажется, у Сергея Витальевича был и есть серьезный гештальт по Высоцкому, который он стремился изо всех сил закрыть. Ведь лебединая песня Владимира Семеновича - телефильм «Место встречи изменить нельзя» 1979 г. с брутальной ролью Глеба Жеглова. И роль Бизона, майора Кирилла Бессонова в детективном ретро-сериале «Дело манекенщицы» с песнями Высоцкого, должна была стать оммажем, низким поклоном культовому сериалу.
Поэтому звучат за кадром песни Высоцкого - может быть, было бы неплохо, если бы сам Безруков спел их (а он неплохо поет), получилось бы уместно и аутентично. В сериале есть забавный момент, когда титульную песню «За Тех, Кто В МУРе» поет начальник Бизона на застолье. В отличие оригинала, где чувствуется пьяная злость и досада героя песни, а здесь она исполняется весело и с улыбкой, как на детском утреннике.
Сама песня была написана еще в 1965-1968 гг. и была уже хорошо известна поклонникам Высоцкого. Когда Владимир Семенович готовился к съемкам в «Месте встречи», то настаивал на том, чтобы режиссер Говорухин взял три его песни. Во всеми любимый фильм могли войти «За Тех, Кто В МУРе», «Песня О Конце Войны» («Сбивают из досок стволы во дворе...») и «Баллада О Детстве» («Час зачатья я помню неточно...»). Песни не были включены в фильм по решению режиссера Станислава Говорухина: «Это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова».

Отметьте для себя - в советское время режиссеры не хотели, чтобы шлейф славы или амплуа актера могли оттенить персонажа, выйти на передний план и помешать зрителю увидеть режиссерское решение роли героя. С Высоцким это было проще простого - взял бы Глеб Егорыч в руки гитарку и сбацал бы «Охоту На Волков». И все! Нету Глеб Егорыча, остался только Высоцкий.

«Вообще образ Владимира Семеновича постоянно присутствует в моей жизни: я же потом еще сыграл Влада Вертикалова в фильме «Таинственная страсть», ежегодно участвую в «Своей колее», поставил спектакль о Высоцком у себя в Губернском театре. В сериале будет эпизод с выступлением Высоцкого на концерте. Кстати, эту сцену предложил снять я. И не более того, не считая небольших советов, которые давал актеру, сыгравшему Высоцкого и спевшему его песню. Впрочем, я принес на съемки свою гитару, авторскую гитару. Она была сделана под заказ - это точная копия семиструнной гитары Высоцкого. Мне было очень важно, что Владимир Семенович в «Бизоне» будет представлен не только песней». (С.Безруков).


Безруков намеренно кроил своего Бизона по лекалам «Место встречи изменить нельзя». Он безудержно курит, как паровоз, где машинистом курящий Жеглов, да так, что дым ощущается, чуть ли не от экрана телевизора. Часто крупным планом и без перерыва. Я не ханжа и всю жизнь провел в обществе курящих коллег, но когда курят в лицо - не терплю. Здесь экранный персонаж из брежневской эпохи, когда курили все, особенно в чисто мужских коллективах. Вроде логично, но не убедительно для актера Безрукова. Мы привыкли видеть Сережу в роли положительных персонажей без вредных привычек.


Кирилл Бессонов курит возле современных жалюзи. Широко жил МУР в 1974 г.

Привычки персонажа выходят на передний план, закрывая собой сюжет и других героев. Но Бизон совсем не похож на Высоцкого-Жеглова, Тихонова-Штирлица или Машкова-Гоцмана из «Ликвидации». У них это выглядит органично, во время раздумий и не занимает хронометраж в мизансценах. Они хорошо курят - Бизон отвратительно и часто.


Брутальный Давид Гоцман смотрится, как зубр угрозыска. Ну, а Сергей Безруков -- «Бизон».

Как с ним целуется его пассия, модельная манекенщица (хотел добавить, что она в нем нашла, но потом вспомнил, что это Безруков, и она его узнала)? То, что она сама курит... -- так у нее сигареты другой системы! Это девочки другого круга и уровня, не чета менту-майору. Если из его зева такое амбре, да еще если с водкой… Зачем вообще в пару невысокому Безрукову поставили актрису-модель Айсель Прат, она выше его на голову?


-- Сережа, а я тебя выше, даже прислонившись к стене!


Высокое операторское искусство -- как снимать актеров разного роста надо было учиться у фотографов Дмитрия Медведева в его бытность президента России. Кристина смотрит на Бизона, как на мышь.

А почему у советских манекенщиц такие вызывающе откровенные наряды - в их декольте можно томик «История КПСС» спрятать, разве партия и правительство не устанавливали длину юбок и ширину вырезов?! И что это за характеристика в некоторых хвалебных рецензиях - элитная манекенщица? В СССР? Уж прямо как про эскортницу…


Смелое декольте для советской девушки, пусть и манекенщицы.


Айсель Прат свое декольте смело демонстрирует вместо убедительной актерской игры

Вторая привычка - мороженое. Обычно, мороженое, жевательную резинку или конфеты люди начинают употреблять, когда бросили курить или пить. Чтобы чем-то занять рот, обычно сладким. Здесь нелогичная связка - курит и еще жрет кушает мороженое. Дескать, в детдоме не хватало сладкого. А потом бросает неожиданно мороженое. А как? Да просто так! Чо я, не мужик что ли?!


Сколько же я его съел в каждой серии?

Я однажды в армии, в учебке съел две банки сгущенки зараз, ну очень хотелось сладкого. Но это была разовая акция, потом успокоился. А здесь постоянно - мороженое и курево. Две взаимоисключающих привычки для одного персонажа - перебор.

Затем эти фразочки Глеб Егорыча из «Места встречи…» -- ну зачем они? Ведь фильм с Высоцким еще не вышел - на дворе 1974 год. Я это называю грабли Деревянко - в сериале «Обратная сторона Луны» главный герой дарит фразу «Вор должен сидеть в тюрьме!» Владимиру Высоцкому на квартирном концерте. Сергей Безруков решил пойти по этому скользкому пути - Бизон произносит эти фразы, будто ими пропитана атмосфера того времени, а Высоцкий только подобрал их.


Возле сакраментального плаката происходят все диалоги

В «Бизоне» очень много как бы правды, но немного искаженной в угоду идеологическим воззрениям генерального продюсера Валерия Тодоровского. Пример. Откуда в МУРе взялся лозунг «КПСС и милиция существуют для народа и служат народу»: это перелицованная 6-я статья брежневской Конституции, в которой о милиции ни слова, а Ленин там ни к чему, потому что умер, так и не узнав, что такое КПСС.
В то время везде висели «Народ и партия едины!» и «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи». Это называется подмена, в надежде, что бумеры, увидев знакомые слова в другом порядке, не заметят ничего, а миллениалам и зумерам (молодежи поколения ЕГЭ) и так все пофигу.


-- Петр Анатольевич мне лично читал лекции. Судоплатов. Слышал про такого? - А как же!

Бизон ходит с вечно недовольным лицом и бурчит с диссидентскими нотками. Он ненавидит КГБ и откуда-то знает Судоплатова. В те годы имя Павла (а не Петра!) Анатольевича Судоплатова не было известно широкой аудитории - его реабилитировали только в 1992 году! Это видный сотрудник советских спецслужб ОГПУ, НКВД-НКГБ, репрессированный в 1953 г. и осужденный на 15 лет. Его имя было засекречено на долгие годы.

Почему сотрудники МУРа - следователи? Это оперуполномоченные или инспектора, но никак не следователи - те работали в следственном управлении или прокуратуре. Многие муровцы ходят в джинсах - им МВД выдает их или на свою шикарную зарплату могут позволить? Вообще, вся эта суета с джинсами - как некий режиссерский фетиш, что нет другого счастья в стране советской, только штаны вражеские натянуть.


Бизона подрезают жестким ударом в печень (опытный уголовник бьет именно так) - это почти смертельная рана, хорошо, что выжил. А он огурчиком скачет на второй день по делам. Ну ладно, кровь пошла сквозь бинты, полежу чуток и пойду злодеев ловить.

Кстати, про Кристину и ее болезнь - человек с больной печенью не будет регулярно потреблять алкогольные напитки и предаваться чревоугодию без ограничений. Строгая диета -- стол № 5. Да и про трансплантацию органа в 1974 г. - в США на потоке этого еще не делали.

По радио передают о 25 съезде КПСС, а он случился только в 1976 г. - а у нас на дворе 1974 г. Похоже, что радиосигналы прошли через временной континуум и другие параллельные миры и выскочили на два года раньше. Фантастика!


На окнах в МУРе солнцезащитные жалюзи современного образца (пластиковые), ламели - я правда не уверен, но вроде их первый патент на изобретение выдан в СССР в 1976 г. Да и потом они были большой редкостью в кабинетах высокого начальства, тем более в милиции.


Шикарный получился киллер у Константина Адаева

Несмотря на откровенный глянец картинки складывается ощущение, что красивая жизнь исключительно у богемной тусовки, состоящей из цеховиков, манекенщиц, фарцовщиков, гомосексуалистов, цекистов, диссидентствующих писателей, гэбэшных ликвидаторов, сыночков-мажоров и прочей шелупони, присосавшейся к телу Советского Союза. А у обычных ментов-бизонов утром кофе не хватает в банке. Суровый быт, кабачковая икра на столе, трехкомнатная квартира, и та от тестя-генерала досталась.


Этикетку леща сделали практически верно -- один в один, правда, граммовку (520 гр.) не указали и забыли про томатный соус.

А здесь весь «цвет советского общества» постоянно, как в заводской столовке при ткацкой фабрике, торчит в ресторане ЦДЛ. А это между прочим, корпоративный ресторан для членов Союза писателей и прочих литераторов с корочкой, а без членского билета туда не пускали --- ни ментов, ни киллеров, ни манекенщиц. А у девочек зарплата 80 рублей! Особо не пошикуешь, и за вход пятерку халдею в ливрее не дашь.


Биркин со своей музой, убиенной манекенщицей Милой Никаноровой (Лика Маркелова).

Хорош и убедителен модельер-гомик Биркин (Геннадий Смирнов) - здесь с кастингом 100% попадание в образ. У Смирнова все сибаритствующие персонажи с холеной червоточиной и внутренней болью - верю! Вторая манекенщица Зоя (Анна Богомолова) явно похожа на советскую модель и по типу внешности и манерам - в пику «неземной» Кристине, непохожей на гражданку СССР образца 1974 г.

Герой «Пищеблока» (здесь напарник Бизона Данила, актер Олег Зуев) со своей молодостью и непосредственностью смотрится искренне, хотя длинная шевелюра в милиции вряд ли приветствовалась.


Прическа соответствует молодежным стандартам того времени, но не милицейскому регламенту

Сам сериалообразующий сюжет с убийством девушки-модели и приводящий к заговору внутри ЦК против Брежнева гениален в своей опупенной идиотии. Россыпи якутских алмазов под управлением уголовного авторитета Оленевода, который успел посидеть при всех хозяевах Кремля? А потом его поставили алмазы добывать со своей карманной армией и личной авиацией? Вы - серьезно? Добычу алмазов, золота и прочих высокоценных камешков и руды всегда курировала и охраняла Госбезопасность СССР. Там не забалуешь! Почитайте книжку Вадима Туманова «Все потерять -- и вновь начать с мечты», друга Высоцкого и известного советского золотодобытчика.

Диссиденты, действующие в одной связке с уголовниками и цеховиками - вы, понимаете, что бросаете тень на святое для каждого либерала дело. О чем потом будут всякие БиБиСи и голоса Америки вещать? Что солженицыны-резуны-войновичи продали душу за доллары в чемодане и квартиры в Париже? Такой плевок в лицо советской интеллигенции, которая получается Родину продавала?!


Писатели-диссиденты: Михаил Столетов (Игорь Иванов) и Борис Лещинский (Сергей Гилев)

ЦК и Политбюро КПСС занималось паленой джинсой и прикрывало цеховиков - вы что там, грибов объелись?! Зачем им это надо было - они могли в любых количествах и любых брендов получать оригинальную джинсу самолетом из Парижа («Где мой миленький живет!») и Нью-Йорка в дипломатических грузах. Им всего хватало, у них все было. Они на корню выжигали любые попытки самодеятельного хозяйствования. Зачем им такой дворцовый переворот, чтобы идти по китайскому пути?! А потом на том же пути к стенке встать (в Китае это быстро - еще и счет за пулю пришлют)?!


На самом деле они изо всех сил стремились сохранить статус-кво, чтобы Брежнев жил как можно дольше и не трогал существующий порядок. Даже известные косыгинские экономические реформы в 1965 г., весьма скромные и не трогающие власть КПСС, были свернуты к началу 70-х. Понятия хозрасчета и рентабельности предприятий были свернуты в трубочку до горбачевской перестройки.

Наш народ любит смотреть ретро-сериалы, да и вообще, всякие телепрограммы про «старину далекую» времен СССР. Поэтому так популярен бесконечный цикл на НТВ с Леонидом Каневским «Следствие вели…», где самый цимес в ретро-отступлениях от повествования. Да и на других каналах полно передач, посвященных жизни в Советском Союзе.
Именно в таких воспоминаниях, связывая их с собственной жизнью, зритель получает свой эмоционально-ностальгический эндорфин. Приятно вспомнить, как покупал булку хлеба за 18 копеек и сдавал молочные бутылки по 20 копеек. Как смотрел в кинотеатре «Зорро» или «Синьор Робинзон». Как учил «Венсеремос» на конкурс патриотической песни, а в пионерском лагере - «Гоп-Стоп-Дуба». В нас это живет до сих пор, нам все это близко и понятно.
Именно поэтому любой фильм про «то время» должен или быть точным в деталях, или настолько увлечь сюжетом и игрой актеров, что на детали не будешь отвлекаться. Но получается так, что сериал «Бизон. Дело манекенщицы» не блещет ни тем, ни другим. Поэтому, извините, будем разбирать детали.

Отдельно хочется сказать про моральный облик Бессонова - заныкал безумно дорогую коллекционную марку за 500 тысяч франков в личных интересах. Пусть даже и не для себя - это все равно корыстный умысел. Убивает гэбэшного киллера не в пылу схватки, а после - именно казнит канцелярским ножом, многократно его втыкая, хотя могли узнать от него информацию о заказчиках из Политбюро. Как говорил бандит Круглый из «Брата»: «Поживешь подольше - увидишь побольше!»
Главгада Люмье застреливает в театре максимально общественно опасным способом - а если случайные жертвы? Бегущие по коридорам театра солдаты внутренних войск с калашами наперевес - это ювелирная спецоперация КГБ? Или это такая безумная пасхалка для Безрукова, альма-матер так сказать.
Мне кажется, что создатели сериала очень хотели придумать сказочную составляющую для истории Советского Союза, чтобы она была по шаблонам голливудского сериалостроения. Тупо, просто и понятно. Все было хорошо у либеральных и талантливых людей (моделей, писателей, фарцовщиков и пр.), но злые дяди из КПСС со своим переворотом, как всегда, все испортили, поэтому в совке невозможно жить.


Верная примета советской кухни: на крышке алюминиевой кастрюли пробка от винной бутылки -- чтобы не обжечь пальцы. Вон те самые бутылки я сдавал в детстве, и родители мне разрешали оставлять себе карманную мелочь.

А чтобы зритель поверил, насильно пихают нам в лицо детали быта, якобы свидетельствующие - ну смотрите, ведь правда, так и было! Мороженое в стаканчике, лещ в банке, кабачковая икра и полбуханки черного. Зато мы делали ракеты.
Но так как сами тогда не жили, то не знают, что советская мода не была такой фантастически востребованной в Париже, что наши модельеры со своими коллекциями и моделями мотались в 70-х на самолетах туда-сюда и обратно, как на метро в булочную. Что можно было им заказывать шмотки и пластинки на выбор. Выезд за границу был отдельной песней.
Отдельным словом хочется сказать про любимую свою тему - пластинки. Здесь реквизиторы впервые на моей памяти пошли изощренно-иезуитским путем. В третьей серии нам показывают толкучку фарцовщиков и покупателей. Толкучка, само слово такое - толкотня, где толкают товар. Выглядит она не просто бедно, а чудовищно малолюдно. В Москве, ага! Где население в 1974 г. было 7,5 млн.


Ау, где все?! Десяток человечков топчется - каждой твари по паре. Один - с духами, другой - с шмотками, третий с пластинками. Скромненько и со вкусом! Присмотримся внимательно к пластинкам. Странные они какие-то. Стиль оформления обложек сильно современный, не 70-х.


У меня начали закрадываться смутные подозрения после сцены, открывающей 7-ю серию, когда фарцовщик приходит на квартиру к манекенщицам.
Разглядывая стопку привезенных пластинок, он со знанием дела (знаток хренов не очень) произносит сакраментальную и невозможную для 1973 года, фразу: «СиСи Кетч… Дип Пинк… А Роллинги?» Прочитав английские слова «Saucy Cake» («Соси Кейк») с какой-то невообразимой миной заядлого меломана. Очень тонкая шутка?


И название альбома взяли у «Deep Purple» 1973 г. Изменив пару слов «Who Do You Think We Where» вместо оригинального «Who Do We Think We Are».

Что-что?!! СиСи Кетч? Вы чо там, обалдели! Какая СиСи Кетч! C.C.Catch, Каролине Катарине Мюллер (этих Педров в Бразилии… Мюллеров в Германии…) тогда было 10 лет. Она еще училась в голландской школе и только в 1980 году начала подавать надежды на конкурсе молодых талантов. А приметил ее наш уважаемый Дитер Болен только в 1985 году и дал ей выбрать псевдоним C.C.Catch, а первый альбом вышел в 1986 году!


Для нынешнего поколения имя западно-германской диско-дивы C.C.Catch мало что означает. Зато мы хорошо помним эту белокурую деву с ангельским голоском и короткой прической, взлетевшую в хит-парадах 80-х. И поэтому ее упоминание в ретро-сериале «Бизон» в 1974 году смотрится, если не святотатством над нашей юностью, то явным моветоном и просто глупостью.
За пару минут этой сцены фарцовщик успел еще один винил назвать. Ну лажа, скажу я вам! А что это еще за Дип Пинк? Они специально для реквизита создали фейковую обложку фейковой несуществующей пластинки и напечатали ее на принтере - смешав названия двух культовых рок-групп «Дип Перпл» и «Пинк Флойд».


Зачем? Побоялись каких-то проблем с правообладателями? Или лень была подобрать настоящие пластинки? Зачем тогда в один ряд с фейковыми группами назвали настоящих Роллингов? Нелогичная несусветная хрень чушь какая-то!

Загадочная квартира: «У вас Ленин, у нас - Леннон!»
Отдельного слова заслуживает квартира битломана Пола. Сам хозяин предстает в виде тунеядца с внешностью повзрослевшего Бананана из «АССЫ» и бас-гитарой. Антураж флэта с индийскими мотивами и курящимся фимиамом настраивают нас на то, что битломан Пол - поклонник Джоржда Харрисона, да и бас-гитара опять же. Но тогда почему Пол?


Басня о времени -- мент и битломан

На стене висит постер неведомой группы - «Helish Kittens» («Адские Котята») с издевательски нарисованными рожами. «Адские Котята» -- WTF?! На другом плакате - «Holy Hugs» («Святые Объятия»). Похоже фантазия декораторов про рок-музыку базируется только на двух основных полюсах религиозности - Hell и Holy. А просто развесить в логове битломана плакаты и пластинки битлов слабо? Уж этого хлама сейчас полно!


На фото справа вы видите бумбокс 80-х в 1974 году!

Но самая вишенка показана слева от дивана с битломаном на старинном комоде. Там торжественно водружена магнитола из 80-х -- двухкассетный бумбокс Hitachi TRK-W3W. Данный агрегат начал выпускаться с 1984 года, продавался в Советском Союзе через сеть магазинов «Березка» по чекам. Стоимость в разные годы варьировалась от 300 до 700 чеков. Понятно, что молодежи - что двухкассетная магнитола, что пейджер, что граммофон, одно слово, олдовое старье из прошлого века.
Но мы-то знаем, что дизайн японской магнитолы 80-х просто выбивается из общих тенденций аудиотехники 70-х, в которых разворачиваются события сериала. И сейчас мы плавно подойдем к главной, можно сказать сюжетообразующей аудио штуковине.

КГБ прослушивает граждан и записывает приватные разговоры на бытовом магнитофоне с механической коробкой скоростей
Основным лейтмотивом саундтрека и всего действия стала песня Владимира Высоцкого «За Тех Кто В МУРе» -- ее запускает неведомая рука с обручальным кольцом на катушечном магнитофоне. Реквизиторы сериала ничтоже сумнящеся посчитали, что магнитофон «Маяк-203» идеально подходит для ретро-сериала про 1974 год.


Зачем надо было постоянными титрами подчеркивать, что 1974 год на дворе? Глядишь, временные расхождения смотрелись не так глупо.

Сергей Безруков подчеркнул, что съемках ощутил полное воссоздание той эпохи, словно попал в детство: от скатертей и занавесок до бобин для катушечных магнитофонов и автомобилей.
Мало того, советские спецслужбы в лице всемогущего КГБ осуществляют свою тайную прослушку исключительно на этом бытовом магнитофоне 2 класса за 260 рублей, предназначенном для любительского воспроизведения и записи фонограмм.


По одной из городских легенд Советского Союза данные аппараты широко использовались нашими внутренними органами для ведения записи телефонных переговоров, допросов и конечно воспроизведения музыки. Но это только легенда из разряда про "гроб на колесиках" и "черную руку". Замучаешься выжимать ручку скоростей!

Вот до чего проклятый совок довел - даже у несчастного КГБ денег не было на шпионскую технику, работали, похоже, на своих домашних аппаратах. Но и этого оказалось недостаточно - КГБ активно пользует данный катушечный агрегат за 2 года до его начала производства, только в 1976 году «Маяк-203» начал выпускаться на одноименном киевском заводе радиоаппаратуры «Маяк». Бинго!

Японская легенда на службе диссидентов
По сравнению с писателями-диссидентами в Париже, с шикарным катушечным агрегатом, наше КГБ смотрелось в фильме, как крестьяне в лаптях и санях, мимо которых пронеслась ракета. А те баловались самой совершенной японской техникой -- культовым магнитофоном «Technics RS-1500U».



Опять же реквизиторы прогадали с годом выпуска магнитофона -- 1976 год начала продаж, а учитывая, что Столетов уже жил в Париже, значит, магнитофон у него был до 1974 года. Что еще более усугубляет ошибку реквизиторов.

Я понимаю, что многие мои читатели сейчас скажут, что я с дотошностью старпера-заклепочника выискиваю мелочи, чтобы придраться. Но дело в том, что из этих мелочей состоит весь сериал, они закрывают собой всю картину происходящего. Когда начались приключения Бизона в Якутии, а потом в Подмосковье - со взрывами, стрельбой, заложницей, абсолютно лишенными всякого смысла действиями Бизона, то стало все окончательно ясно.

Создатели, не сумев создать исторически верную фактуру и круто завершить круто нашпигованную интригу, решили занять зрителя самодеятельным аттракционом пиф-паф-Бизон-молодец. Бандиты, в соответствии с кодексом пай-мальчиков по два раза откладывают смерть заложницы - ну Безруков обещал, значит сделает. ГБ вовремя приходит на помощь. Злодеи гибнут в перестрелке.
А главгад, харизматичный киллер Ракитин (у актера Константина Адаева всегда сволочи отменные!) перед смертью успевает (ну кто бы сомневался) поведать все тайны. Умирающие злодеи всегда раскрывают карты - закон жанра!

А заканчивается все просто эпичненько, как в классическом детективе Агаты Кристи - через пуговицу, обычную пуговку с рубашки главного кукловода всей этой кровавой вакханалии. Прямо как в старинной пионерской песенке про коричневую пуговку. Вот он наш Бизон, смог таки!


А как хорошо и аутентичненько начиналось. Кружки с пивом, прям, как оттуда, из 70-х!

Как всегда сумбурно получилось, но теперь в сухом остатке посчитаемся. Сюжет начинался хорошо, даже иногда захватывал, стрельба-погони-взрывы, но постепенно сдулся, в конце получился неслыханный мыльный пузырь. И он лопнул! Главный злодей Люмье (Александр Яценко) столько сил и ресурсов потратил, прямо как большевики в 1917 г. - даже карту с флажками на стене повесил. Только те почту, вокзал, банк в Петрограде захватывали, а здесь весь СССР со столицами! На деньги от джинсы и алмазов самого Леонида Ильича подвинуть хотели.

Но не шмогла… как ворона в анекдоте. Безруков встал на пути. Пуля Бизона остановила все - и злодея, и героя, и круговорот приключений в «Деле манекенщицы». По телику опять Леонид Ильич стабильно вещает про сосиски… сраны… извините, социалистические страны. КГБ опять на страже порядка и законности.

От просмотра чувствуется усталость и ощущение пустышки, словно тебя обманули. Дяденьки, где моя конфетка! Я хотел окунуться в теплый сон с ретро-детективом про чудесный Советский Союз… Ведь Безруков - был, актеры хорошие - были, декорации - ну почти, были. Песни Высоцкого и целый саундтрек с импортными и нашими шлягерами - были. А где моя радость?!

Желания вернуться к фильму нет, а вот сцены из «Места встречи…» готов пересматривать бесконечно. Получается, что наивысшим достижением для Владимира Высоцкого в своей актерской карьере стала роль Глеба Жеглова, а для Сергея Безрукова так и осталась - Саша Белый из «Бригады».
https://dzen.ru/a/ZYujCZKlAx2Cc3vL

сериалятина, заклепки, вас найобывают!, свежачок, киноляпы, супермэн, киномафия, альтернативная история

Previous post Next post
Up