Вечеринка с призраками венецианского Хэллоуина

Feb 07, 2024 16:50


Приветствую всех любителей и профессионалов кинопотрошения. Давненько я не брался за киноразборы и уж тем более за обзорные рецензии, но у меня оправдание, я не слишком часто смотрю кино, а во всяком случае если речь идёт о новинках, больше пересматриваю то что уже видел, но это мало кому интересно кроме меня. А тут повод нашёлся. Случайно наткнулся на видеоролик о творчестве старушки Агаты, а в нём упоминание о последней экранизации от Никиты Михалкова ирландо-британского разлива - Кеннета Браны. И раз мне дали повод, я сперва решил ознакомиться с темой, а затем выдать сравнительный обзор того что увидел прочитал. Благо в своё время я уже разбирал первый фильм невольного союза Агаты Кристи и Кеннета Браны.





В начале была книга, точнее сказать роман из цикла про Эркюля нашего Пуаро под названием "Вечеринка на Хэллоуин" (Hallowe'en Party), книга малоизвестная, ну во всяком случае гораздо менее известная чем другие книги Кристи вообще и про Пуаро в частности. Но, по-своему эта книга уникальна, поскольку все жертвы в романе - две реальные и одна потенциальная - это дети, а упоминаемые во время расследования смерти взрослых случились давно. Ну, не буду затягивать. Для начала вкратце сюжет с минимумов спойлеров.

Вечеринка в Хэллоуин (1968)

Подруга проживающая в тихой деревеньке Вудли Коммон, приглашает писательницу Ариадну Оливер (альтер-эго самой Кристи, через которую она периодически выстёбывала саму себя) в гости и её визит совпадает с празднованием Хэллоуина, который проходит в особняке самой богатой жительницы деревни - бездетной вдовы Ровены Дрейк. Во время подготовки к вечеринке, в котором миссис Оливер так же решает принять участие, заходит речь о её творчестве и одна из присутвующий девочек-подростков - тринадцатилетняя Джойс, признаётся что видела убийство, когда была маленькой. Ей никто не верит, поскольку все знают, что Джойс большая выдумщица и любит приписывать себе чужие заслуги. Но в тот же вечер, пока остальные дети играли в Ухвати Дракона (Snap Dragon - игра в которой необходимо из блюда с подожжённым бренди выхватить изюминки) девочку убивают.



Ариадна подключает к расследованию своего приятеля, его усейшество Эркюля Пуаро, который не взирая на почтенный возраст (по лору ему уже за 90 лет) не утерял быстроту и работоспособность своих серых клеточек и продолжает деятельность



Мёсью Пуаро, уверенный что разгадка происшествия таится в ранее совершённых в деревне не раскрытых преступлениях начинает рыть носом, но тут убивают младшего брата Джойс десятилетнего Леопольда. Полиция же, равно как и все остальные жители Вудли Коммон не взирая на протесты Пуаро считает, что во всём виноваты бродяги-хиппи подсевшие на наркотики. Но именно двое местных хиппарей помогают нашему бельгийскому детективу спасти жизнь Миранде Батлер, дочери той самой подруги Ариадны Оливер - Джудит и как выясняется важной свидетельнице. Именно она, а не Джойс видела убийство, которое по малолетству не распознала как преступление и рассказала о нём подруге.

В принципе для знакомства с темой этого хватит, если кому будет интересно может всё прочитать сам - книга ИМХО того стоит. А я приступлю к обзору адаптаций.
Да, фильм Браны не был единственной экранизацией данной книги, ибо британские телевизионщики ещё в конце 1980х поставили себе цель экранизировать ВСЕ произведения с участием Пуаро и запустили сериал о его расследованиях в двенадцатом сезоне которого вышла

Вечеринка на Хэллоуин (2010)



Дэвид Суше в роли Пуаро и Зои Вонамейкер в роли Ариадны Оливер

В принципе, авторы данного сериала достаточно бережно отнеслись к первоисточнику, но не обошлось без переделок. Так действие было перенесено в 1940е - 1950е годы (а если верить википедии и вовсе в 1930е), когда дети выглядели как маленькие взрослые, плюс сами детские персонажи прибавили годков. Леопольд Рейнольдс и вовсе из десятилетнего младшего брата Джойс, превратился в семнадцатилетнего старшего, возраст самой Джойс определить трудно, а вот её подруга и истинная свидетельница старого преступления Миранда, стала выглядеть вот так



Убитой за несколько лет до описываемых событий, молодой учительнице Джанет Вайт (сменившей имя на Беатрис) приписали роман с органисткой местной церкви мисс Виттакер, про ориентацию которой в книге были только достаточно толстые подозрения (а сама мисс Виттакер была не органисткой, а коллегой мисс Вайт, тут же её объединили с другим персонажем - сестрой викария), более того, тут мисс Вайт не убита, а покончила с собой из-за неприятия своей ориентации.
Далее, больного мужа Ровены Дрейк не сбивают на машине неизвестные лихачи, а это делает один из главгадов. Самой Ровене по книге бездетной рисуют сына и дочь, причём не понять зачем, они тут всё равно отыгрывают мебель. У Рейнольдсов по книге не двое детей, а трое и старшая дочь остаётся жива.
Но не обошлось без отсебятины, которая пофиксила баги книги, так ещё одного посмертного персонажа Ольгу Семинову (ту самую, чьё убийство видела Миранда) сделали чешкой, хотя у Кристи она приехала из Герцеговины. Впрочем если учесть, что бежала она от некой диктатуры, есть подозрение, что бабушка Агата просто не стала растекаться по древу в очевидных вещах и Ольга действительно приехала из Югославии, но бежала туда из Чехословакии. Но это не точно. Кстати, русские переводчики явно поторопившись и не прочтя книгу заранее фамилию Seminoff переделали в Семёнова оставив непонятки от какой такой диктатуры в конце 1960х могла бежать русская девушка или почему эмигрантка из Югославии, а если брать реалии данного сериала - Чехословакии имеет русскую фамилию.
В остальном серия следует оригиналу и также рекомендуется к просмотру. Благо писал сценарий не абы кто, а один из создателей того самого Шерлока - Марк Гейтисс
Данный эпизод получает заслуженные 9/10

Следующими на очереди были так же телевизионщики на этот раз французские, которые в копродукции с швейцарскими коллегами так же решили обратиться к теме Пуаро (правда сменив тому имя, а само действие перенеся во Францию). Спустя четыре года после своих британских коллег в рамках сериала Загадочные убийства Агаты Кристи выпустив

Убийство на детском празднике (2014)



Пуаро сильно изменился переехав во Францию

Честно говоря, сценаристу данного эпизода Жану-Люку Гаже хочется пожать руку. Так виртуозно перевернуть всё с ног на голову и перенести сюжет из одного лора в другой, при этом не потеряв ни одной сюжетно важной детали - это мастерство высшего разряда. При этом это перенесение на другую почву не только основной книги, но и лёгкий омаж предыдущей сериальной экранизации.
Итак, действие из Великобритании конца 1960х перенесено во Францию начала того же десятилетия. Роль Пуаро занял полицейский комиссар Сван Лоронс, а вместо писательницы Агаты Оливер - журналистка Алиса Авриль.
Комиссар Лоронс в ходе очередной операции получает травму и из-за ПТСР теряет зрение (впрочем в последней трети длящегося полтора часа эпизода он устраивает себе новый стресс и зрение к нему возвращается, так что этот факт упоминать больше не буду).

На неуточняемом празднике в провинциальной школе с участием мадам Дравиньян местного мэра и по совместительству вдовы мэра предыдущего, погибает школьница Луиза - дочь эмигрантки из Испании Марии Ортеги, которая в школьном сочинении написала, что видела как убивали кинозвезду.
На следующее утро в офис комиссара приходит эмигрантка из Чехословакии Светлана Навратилова, чья подруга и соседка Ольга Семирова (она тут вместо оригинальной Ольги Семиновой) пропала две недели назад и  секретарша Лоронса Милен замечает, что Ольга похожа на популярную в те годы актрису Милен Деманжо (у нас известна по роли Миледи из классических французских "Трёх мушкетёров" и невесты Жерома Фандора Элен из трилогии о Фантомасе



Следующей жертвой становится старший брат погибшей Луизы (привет Гейтиссу) Диего, Лоронс снимает обвинения и выпускает на свободу ранее признавшегося в данном убийстве разнорабочего аутиста господина Милу. Сперва его подозрения падают на лидера шайки модов и ксенофобов Бенуа, который и внушил Милу, что тот должен признаться в убийстве испашки. Затем подозреваемым становится доктор Пети, соперник нынешней госпожи мэр у которого был роман с пропавшей и возможно убитой Ольгой (и который частично взял на себя функции викария из британского сериала, тут он вместе с женой занимается помощью беженцам), но всё оказывается проще и запутанней одновременно.
Рекомендую, как для общего развития, так и просто если хотите посмотреть детектив с комедийным элементом (да, в отличие от самой книги и первой экранизации тут есть немного комедии).
Честно заработанные 10/10

И вот, на долгие без малого десять лет данную историю оставили в покое, пока за неё не решился взяться Кеннет Брана.

Призраки в Венеции (2023)



ВНИМАНИЕ: ДАЛЕЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ хотя и немного, было бы что спойлерить.

Брана и сценарист трилогии Майкл Грин стали заложниками своего концепта, где действие начинается в какой-либо исторически-знаковой местности (в первом фильме это был Стамбул, во втором Мемфис), а затем персонажи оказываются в ограниченном пространстве (поезд и пароход соответственно). А может решили придерживаться данного концепта намеренно. Посему вместо британской деревеньки у нас Венеция, а основное действие проходит в старинном палаццо в шторм (да ещё и сам Пуаро запирает двери, чтоб возможный убийца не выбрался наружу.
Помимо смены места действия почти целиком изменился сюжет и от оригинала оставлена только одна сцена. Так же сместили время действия с конца 1960х на 1947ой год. А из всех оригинальных персонажей были оставлены четверо из которых только двое (сам Пуаро и писательница Ариадна Оливер остались сами собой), Ровена Дрейк стала оперной певицей, а Джойс Рейнольдс - медиумом и из британской девочки-подростка превратилась в пожилую китаянку



Итак, бывшая оперная певица Ровена Дрейк полгода назад потерявшая дочь (по официальной версии девушка покончила с собой) устраивает в своём венецианском полаццо Хэллоуин для местных детишек. Там им рассказывают и показывают с помощью театра теней, что когда-то в этом палаццо был сиротский приют, но во время эпидемии чумы персонал запер сирот внутри, а сам сбежал и теперь любые врачи или сиделки оставшись там на ночь погибают от детского проклятья. Детская программа закончена, а для взрослых гостей, среди которых оказался и Пуаро, которого к Ровене затащила Арианда Оливер, приготовлена своя. Потому что мисс Дрейк (да, тут Ровена родила дочь вне брака) пригласила медиума Джойс Рейнольдс для того чтобы пообщаться с умершей дочерью Алисией. Но Пуаро даром что решил пройдя через две войны уйти на покой, разоблачает Рейнольдс и её помощников венгерских цыган - сводных брата и сестру Холландов



Так по мнению Браны и Грина должны выглядеть венгерские цыгане. А ещё их очень по-венгерски зовут Николас и Дездемона. Про популярную в Венгрии фамилию Холланд я вообще молчу. Хотя после беларуского цыгана Джордани Йовановича я ко всему готов.

Но тем не менее Рейнольдс кого-то задевает за живое и сперва пытаются убить Пуаро, который решил замочить свои фирменные усы (чего бы никогда не сделал его литературный прототип) поиграв в достань из воды яблоко без рук. Правда Пуаро был одет в плащ и маску Джойс. Но и Джойс вскоре убивают. Ольга Семинова (да тут она жива) - суеверная горничная Ровены утверждает, что это потому что, в войну Рейнольд была медсестрой (то есть почти сиделкой), поэтому её настигло детское проклятье. Следующей жертвой стал доктор Ферьер - убитый в закрытой Пуаро комнате. Сам Пуаро начинает видеть призраков. Но прочь мистику, благо по версии Браны пройдя через две войны - Пуаро стал атеистом, хотя в книге до конца жизни посещал костёл, а по версии британских телевизионщиков и вовсе был веруном на грани фанатизма.
Оказывается, что все призраки - результат выпитого Пуаро чайка с галлюциногенным мёдом. Но почему тогда главгадину убивает призрак?



Я конечно знаю о том, что когда-то в США и Великобритании (да и не только там) действовали по принципу: хочешь как в книге, читай книгу, а тут сценаристу авторские амбиции надо проявить, но насколько я помню, от этой практики отказались уже лет 50 как. Кто-то должен был сказать об этом Бране и Грину.
Странно что никак не отмечена тема нетрадиционной ориентации (фильм снимался на принадлежащей Диснею студии 20 Век Фокс) хотя намёки на неё есть даже в оригинале да и негров завезли только в самое начало и то на секундные роли.
Ставлю 4/10 за качественную операторскую работу, да и сам Брана снимать не разучился, а актёры пусть и снимаются в трэшатине сценарий которой писался по краткому синопсису эпизода британского сериала, но делают это вполне себе неплохо.

Смотреть рекомендую фанатам современного хоррора, где скримеры чередуются со страдашечками ибо страдают тут все:
Пуаро из-за того что пережил войну и потерял интерес к жизни (он даже не стал тщательно выбирать яйца к завтраку, что книжный Пуаро позволить себе не мог);
Его телохранитель и бывший полицейский Витале Портфалио из-за того что не смог разгадать тайну смерти Алисии;
Медиумша Джой не сильно страдала, разве что из-за того что Пуаро отказывался ей верить, но за это умерла первой;
Её протеже - цыгане Холланды из-за того что не могут уехать в Америку;
Ариадна Оливер из-за того что не может закончить новую книгу;
Суеверная итальянка Ольга из-за того что приходится проводить ночь в «логове Сатаны», коим она считает палаццо Ровены, да она итальянка, а Семинова она тут по мужу;
Доктор Лесли Ферьер из-за того что в связи с пережитым на войне шоком он не может продолжать практику и соответственно содержать сына;
Его десятилетний сын Леопольд из-за папки;
Максим Джерард - жених Алисии Дрейк из-за того что Ровена заставила дочь разорвать помолвку;
Сама Ровена Дрейк из-за того что в связи с потерей дочери не может больше петь, поскольку привыкла к тому, что та ждёт её в гриммёрке.
Вроде никого не забыл. Короче, фигня.
За сим прощаюсь до следующего раза.

киносравнения, шлакбастер, креатифф, позитив, шикарно, зачем это сняли?, франШиза, ведь могут же!, циничный пересказ, альтернативная история, золотой фонд

Previous post Next post
Up