Уве Болл. Джанджавид объявленного кринджа

Dec 12, 2023 14:14





Сейчас я буду пытаться в объективность. Тем более что накал страстей связанный с именем немца, в основном улёгся ещё лет десять назад, а сейчас Уве пребывает в некоей затяжной летаргии. Тем не менее, многие его картины в своё время вызвали интерес и сабж покоился в папке на скорое раскрытие уже давно. Это связано с моим личным интересом именно к эксплуатационному кино, а Болл как раз выраженно режиссёр современного b-movie. Причём в таком классическом варианте: много фильмов дешёвых и разных, низкие рейтинги, потоки критики, много энергии, несколько попыток в авторское кино, но без большого успеха.

Скажу честно, два-три увеболловских фильма я посмотрел ещё лет пятнадцать назад, ещё пару недосмотрел. А сейчас досмотрел те два и ещё несколько, но не все ибо это уже было бы садо-мазо. Так что буду исходить из просмотренного, тем более что фильмы эти не содержат особенно богатого стилистического разнообразия. С другой стороны клеймить немца я тоже не собираюсь, во-первых потому что не геймер и лютой ненависти к нему не испытываю, считаю что хейт относительно него был чрезмерен. Так что переходим к обзору нетленок и оргвыводам, без особенно глубокой культурологии. Будем по категориям, их не так и много.





Самая известная категория фильмов Уве Болла - «фильмы снятые по видеоиграм», с неё и начнём. «Бладрейн» - самый известный, собственно этот фильм я когда-то и посмотрел первым. Но до этого я читал много-много ругательных отзывов на него. Честно говоря я так и не смог в полной мере оценить весь сарказм и желчь многочисленных хейтеров. Ну фильм как фильм, каких сотни. Без особой претенциозности, с довольно средней игрой, качественной но банальной картинкой, тупым вторичным сюжетом, с кучей штампов и отсутствием оригинальных находок. Чисто просто вампирская готика среднего разлива, но и среднего бюджета. Всё по честному.



Зубья вылазят, в горло вонзаются, кровушка хлещет в меру, кишки высыпаются, но только один раз. Девка в странных штанах с двумя тесаками прыгает, бегает, вертится, машет, но не перегибает, да и как перегнуть, мечи похоже бутафорские. Есть даже подводная драка двух полуобнажённых девиц. Всё чинно-благородно: массовка, декорации, что-нибудь горит в кадре. Замок присутствует и даже главгад Бен Кингсли в нём. Словечки вроде «дампир», «каган» немного режут слух, но не сильно. Финал предсказуем - наши победили, хоть и не сразу.



Толпа разгневанных геймеров порвала несчастный «Бладрейн» на германский крест. Они были просто возмущены халтурной постановкой по мотивам своей любимой игрушки и требовали как минимум уровень «Короля Лира». Уве Болл как очень эмоциональный немец пошёл в контратаку, завязался неслыханный срач, который и породил потом феномен целой серии картин под условным обозначением «увеболщина». «Во имя короля: история осады подземелья», вышедший в конце 2007 года явился апогеем этого явления.



Картина стала самым дорогим проектом Уве (60 млн), главную роль сыграл Стэтхем. Представляет собой всё это фентези экранизацию какой-то популярной игрушки и судя по трейлеру, где-то даже перекрывает «Бладрейн». Тем не менее, на войне как на войне и в запале срача любой фильм Болла начинают смешивать с говном. Что характерно, сейчас этот фильм кажется единственный из всех увеболовских, закоммерченный в российском сегменте.



Практически в одно время Уве выпускает сиквел «Бладрейн» «Бладрейн 2: Освобождение», на этот раз в декорациях вестерна. Актрису похоже заменили, а брутального бандита-вампира по прозвищу Билли Кид сыграл некий Зак Уорд, впоследствии блеснувший в «Постеле». Откровенно говоря я так и не понял серьёзно Уве это сделал или пошутил. Но в ходе просмотра я дико ржал например: крупный план прищура, рука на кольте, спичка в углу рта, губа оттопырена. Слоу-мо. И так почти вся картина. Но в целом очень мрачно, детей убивают пачками. Сюжет максимально тупой и прямолинейный, перемежается упоротыми поворотами. В общем я повеселился и сразу перешёл к «Бладрейн 3: Третий Рейх».



Картина вышла в 2010 году и обошлась в 10 млн. Снимали в Хорватии и персонажи партизан имеют выраженные славянские признаки. Что же касается сюжета, то это уже почти трэш на основе хоррора. Т. е. элементы боевика и мистики в количестве уступают элементам тупо расчлененки. Кроме наци-коменданта, которого укусила собственно сама Рейн, присутствует ещё доктор-садист с прозрачными целями трансформировать самого Гитлера.



В сравнении с предыдущими, эта постановка выглядит заметно дешевле и ещё там что-то. Нет какой-то собранности. А всё дело в том что снимали два кина одновременно. Процентов 15 времени и средств тратили на съёмки само пародии «Блюбарелла. Супервуман». То есть брали эпизоды «Бладрейн 3: Третий Рейх» и тут же снимали их с толстухой Линдсей Холлистер. Откровенно говоря, я так и не смог точно определить идею и замысел этого всего. Это чисто юмор или сатира, или жёсткий стёб. Фильм переполнен тупыми шутками на всю тогдашнюю повестку. Обыгрываются темы антисемитизма, ксенофобии, гомофобии, феминизма и бог знает чего ещё. В принципе это наверное «Постел» номер два, только совершенно необязательный. Просто пустая трата сил и как комедия сильно сомнительный.



Ну и чтобы два раза не вставать, сразу о «Постеле». Вообще многими фильм считается лучшим в фильмографии Болла. Где-то с этим даже можно согласится. Если бы Болл продолжил снимать картины исключительно в стиле «Постела», то возможно такое кино было бы более понятным в плане высказывания. И ещё этот фильм по хорошему с куражем, в отличии от большинства остальных - по-немецки педантичных. Возможно так вышло потому что картина снималась на самом пике срача и даже сам Уве залез в кадр потроллить своих оппонентов.



Вообще фильм по одноимённой видеоигре, по этому поводу мне к сожалению сказать нечего. Но вот как трэш-фильм «Постал» совершенно точно не подкачал. Во-первых фильм динамичный, действие не тормозит ни на секунду, причём присутствуют неожиданные повороты. Во-вторых, количество трэш-контента в эпизодах и шуток на грани фола превышает обычные нормы. Причём в массе своей это жёсткий стёб Америки, вместе с её повесткой, глобализмом, алькаидой и обществом в целом. При просмотре возникает ощущение что Уве понесло и он просто переходит на междометия. Возможно он уже знал что фильму не видать проката в США.



Что же касается экранизаций видеоигр по увеболлу, то я посмотрел ещё две, благо хронометраж у немца приемлемый. «Тоннельные крысы» и «Фар Край» кстати говоря довольно необычные экранизации. Дело в том что например «Фар Край» снимался даже не на основе готовой игры, а на основе только её задумки. Очень компактный, почти камерный боевик с элементами научной фантастики. Сюжетом косплеит «Универсальных солдатов» или ещё стопицот подобных трэшей. Лаборатория на острове, злой доктор Удо Кир, любопытная журналистка, крутой вояка в отставке, который сначала не хотел, но потом всех победил.



«Тоннельные крысы» же вообще вышел сам по себе, а игру сделали уже после. Там косплеится наоборот тема войны во Вьетнаме, с ее «Взводами», «Апокалипсами сейчасами» и прочими «Цельнометаллическими оболочками». Запомнился пролог с вертолётом летящим вдоль устья тропической реки, под упоротую попсню конца 60-х. Выглядит хоть и вторично, но бодро.

Весь фильм тупые американские новобранцы лазают по вьетконговским тоннелям и выпиливаются самыми разнообразными способаме. А в это самое время наверху сами вьетконговцы пошли в атаку и перебили весь американский контингент. Единственный неожиданный момент в финале, когда внезапно подружились американский солдат и вьетнамская партизанка. В общем и целом довольно клаустрофобный фильм.



Теперь плавно переходим к теме триллеров-слешеров, которые Уве Болл, надо полагать снимал для души всю свою творческую карьеру, вкладывая в них изрядную долю социальной критики. Фильмы эти практически все малобюджетные, натуралистично жёсткие и сюжетно касаются массовых убийств, расстрелов, психоза, на фоне социальной, экономической, общественной напряжённости. Из того что мне удалось посмотреть, самый ранний относится к 2000 году и называется «Sanctimony» или «Ханжа».



Картина стоила 2 млн, снималась для ТВ, как и большинство малобюджетных картин Уве в канадском Ванкувере. «Ханжа» представляет из себя психологический триллер, на тему съехавшего с катушек брокера, трейдера или как там они называются. Очень богатый, успешный, брутальный молодой делец на досуге потрошит обывателей. Он отрезает им уши, язык, выкалывает глаза, он очень зол на людишек и вообще на мироустройство. Параллельно ведёт расследование детектив Майкл Паре, правда интриги нет, так как личность маньяка известна изначально. Фигура детектива по всей видимости нужна для антагонизма, ибо ответственность, беременная жена, семейный уют и т. п. В финале сцена массовой бойни на светском приёме, довольно живенько снятая. Потом их будет много, Уве понравилось.

Фильм очень компактный 83 мин. Снят предельно жёстко и реалистично, во многих странах ограничили прокат. Стиль съёмки для 2000 года супер конъюнктурный, размытости, смена ритма, слоу-мо и прочие примочки модные на тот момент. Кастинг использованный в этом фильме будет для Уве впоследствии неизменным. Это фактурные, брутальные, спортивные актёры слегка ниже средних актёрских способностей. Думаю что именно эта особенность постановок немца стала определяющей в оценке его работы. Это тупая, мало выразительная, серая игра большинства актёров, хоть и фактурных внешне.



«Heart of America» «Сердце Америки» 2002 года выпуска. Снят за 3 млн, на волне шока прокатившегося после серии массовых расстрелов в американских школах конца 90 х начала нулевых. В отличие от вышедшего чуть позже «Слона» Ван Сента, картина Болла очень подробно пытается воссоздать причины, условия, детали возможной трагедии. В данном случае это издевательства шпаны, ревность, семейная неустроенность, равнодушие учителей. Вообще должен сказать что этот фильм мне зашёл, молодые люди сыграли не плохо и постановка в целом лишена излишней вычурности и модных примочек. Это классическая драма без претензий, что и подкупает.



«Rampage» «Ярость» - триллер 2009 года с повзрослевшим Бренданом Флетчером в главной роли. Думаю что назначением на главную роль актёра сыгравшего в «Сердце Америки», Уве Болл как бы обозначает связь между «школьными трагедиями» начала нулевых и массовыми бойнями конца. Картина представляет собой реконструкцию возможной подготовки и проведения акции в небольшом городке. Главная фишка - личность «героя», до самого финала остаётся нераскрытым его характер и цели. Не сказать что финал совсем неожиданный, но там есть довольно любопытный твист.

Снято всё супер динамично, натуралистично, взрывы, пальба, горы трупов, кровища рекой. Всё это пересыпано множеством эпизодов из окружающего общества: фаст-фуд, контора банка, телерепортаж, игра в лото и т. п. Фильм даже похвалили некоторые критики, но бюджет он предсказуемо всё равно не отбил. Тем не менее в 2014-15 годах Уве снял таки два сиквела на него.



«Bailout: The Age of Greed» «Нападение на Уолл-стрит» 2011 года выпуска. Ещё один фильм по теме предыдущего. О бывшем спецназовце, а ныне инкассаторе в крупном банке, потерявшем всё в следствие дефолта 2008 года. После того как дела чувака становятся совсем плохо, он теряет вклады, квартиру, работу и его жена больная онкологией покончила с собой, чувак берётся за оружие и выпиливает офис, директора, окружного прокурора и ещё стопицот случайных прохожих. Злой был сильно. Картина предсказуемо похожа на предыдущие по сабжу, разница в причинах - исход один. Эта повторяющаяся тема в фильмах немца наводит на мысль о пунктике в голове Уве, касающемся массовых расправ.



А ещё Уве пытался снимать байопики и фильмы по реальным событиям. Пробную микробюджетку он замутил в 2009 году. Фильм был телевизионный и назывался «Стоик» «Stoic». Со слов самого режиссёра, события описанные в фильме случились в одной из немецких тюрем в 2006 году. По этой причине всё действие картины разворачивается в одной камере, между четырьмя заключёнными. Два бандита и наркодилер опустили и после придушили бродягу оказавшего сопротивление при задержании и сидевшего шесть месяцев. В течении 87 минут перед зрителями будет разворачиваться трагедия трёх тупых гопников постепенно теряющих контроль и за хрен собачий добавивших себе огромные срока. Описаны все издевательства со смаком, огоньком, в общем тема немотивированного насилия раскрыта хорошо ящитаю, хотя надо признать что по сравнению с «Хрусталёв, машину!» Германа это просто детский драмкружок.



В 2009 году Уве Болл выпустил картину под названием «Darfur», в нашем прокате пафосно «Дарфур: хроники объявленной смерти», о событиях в Южном Судане. Если быть точным, то картина просто реконструкция одного из возможных актов геноцида наёмников правительства неких злых «джанджавидов» против поселенцев Южного Судана объявивших Дарфур независимым. То есть попросту весь фильм это истребление посёлка под корень, показанное подробно и попытка двух западных репортёров этому помешать. Откровенно говоря фильм показался мне примитивной агиткой, натуралистичной эксплуатацией доводящей идею до абсурда. К финалу всё настолько дико что вызывает уже смех. Однако западным правозащитным организациям фильм зашёл и это основное что напрягает.



В 2010 году Уве Болл решает отойти от своих тем и поставить что-нибудь эпическое. Например двухчасовой биографический фильм о Максе Шмелинге - боксере из нацистской Германии, чей пик карьеры пришёлся на 1933 год и кто являлся лицом германского спорта перед той самой Олимпиадой. Картина подробно описывает злоключения несчастного боксёра при нацистах, изо всех сил стараясь отыскать в его действиях хоть что-то антифашистское, ну хоть одного еврея спас бы что ли.

Фильм сделан в сугубо классической манере, без всякой вот этой увеболщины. Но больше всего резанул эпизод когда Шмелинг удирает из поместья от русского наступления, в западный сектор, явно в панике, но отговариваясь опасением что русские дескать тут всё разрушат. Очень показательный эпизод в смысле германской рефлексии.



Между тем не торопясь мы дошли до последнего просмотренного фильма, который по странному совпадению оказался самым необычным. Фильм называется «The Final Storm» в наших локациях «Беспощадный шторм». Это друзья мои настоящий, не побоюсь этого слова малобюджетный пост апокалипсис, снятый в Канаде с местным сценаристом и актёрами, всего за 5 лямов.

Картина повествует о семействе некоего фермера, наблюдающего из своей фермы за гибелью мира. Уж не знаю почему именно этот фермер, но кажется Уве решил использовать настоящую метафору и ферма с фермером у него как последнее пристанище в разрушающемся мире. В фильме есть агония политической системы, показанная в новостях, обрушение климата, гибель живности, гибель морали и правил, пришествие некоего антипода, готового завладеть фермой. Есть экшн, семейная эротика и даже открытый финал, как в «Меланхолии» Триера, хотя тут надо признать что нетленка Триера вышла на год позже. Всё это конечно в супер лаконичном увеболовском стиле.



Небольшое послесловие. Исходя из всего просмотренного, создаётся впечатление о сабже как о человеке совершенно определённого склада. На самом деле Уве Болл очень энергичный человек и талантливый организатор. На протяжении длительного времени он успешно организовывал производство множества фильмов, каждый из которых был коммерчески провальным, пользуясь при этом лояльным германским законодательством. Трудно сказать что он там заработал, но тщеславие своё потешил точно.

Что же касается творческой составляющей, то тут надо признать тотальное, всеобъемлющее отсутствие стиля, оригинального художественного мышления и вкуса. Однако режиссеров с точно такими данными в мире большинство и когда Уве ставят на первое место в мировом рейтинге антигероев, это выглядит преувеличением.

бюджет - бутылка водки, киноаборт, кено и немцы, забугорная дичь, трэшак, кавайные немчеги, альтернативная история

Previous post Next post
Up