Дождались граждане! Наконец-то снизошла до нас реинкарнация великого фильма "Место встречи изменить нельзя". Сорок лет народ ждал найдется ли такой смельчак, что попытается повторить подвиги майора Жеглова и Володи Шарапова.
Сергей Урсуляк как-то попытался что-то подобное с одесским колоритом соорудить в "Ликвидации" с очень харизматичным и очень старавшимся говорить под одесского еврея Владимиром Машковым. И в первых сериях казалось, что заветная высота "Места встречи" будет взята, но затем появился амебообразный шпион неизвестных западных, а может и восточных спецслужб "Академик", и какие-то непонятные толпы хулиганов, типа, повстанцев в лесах под Одессой. Которым непонятно на какой ляд надо было эту самую лесную Одессу захватить. И неплохо начавшийся сериал превратился к финалу в какой-то фарс. Но это мое личное мнение.
И вот вторая попытка. Новейший российский сериал "За час до рассвета". Сериал состоит из 16 серий, показали уже четыре. Авторы сериала сценаристы и режиссер Игорь Зайцев, известный своим сериалом "Диверсант" и фильмом "Каникулы строгого режима", не слишком заморачиваясь, взяли сюжет "Места встречи", и пустились, что называется во все тяжкие. Ни в чем себе не отказывая.
Такой феерии я уже давненько не видел. Действие фильма происходит в 1946 г. В какой-то городок вблизи канадской финской границы возвращается демобилизованный из армии фронтовик, капитан-разведчик Денис Журавлев, то есть наш старый знакомый Володя Шарапов. И направляют его в городской отдел по борьбе с бандитизмом. К начальнику отдела майору Шумейко, это у нас будет Глеб Жеглов. Идет этот самый Денис по городскому рынку по направлению к новому месту службы, а тут прямо военные действия начались. "Что за стрельба,браток, прямо как на фронте."
Подъезжает на своем "фердинанде" на базар ОББ в полном составе во главе с Шумейко-Жегловым, а с ними еще и десятка два милиционеров-автоматчиков.
А вот и отдел по борьбе с бандитизмом на операцию приехал. В шляпе - тамошний "Жеглов".
Выход с рынка автоматчики оцепили и ждут, когда опера погонят в их сторону криминальный элемент. То есть одни загоняют, другие стреляют. Ну, криминал побежал от оперов, а тут их автоматчики всех и покромсали, безжалостно, как немцев под Сталинградом.
Прямо как немцы от пуза из "шмайссеров" лупят. Понасмотрелись фильмов про войну.
Майор Шумейко доволен, но есть еще недоработки. Главным криминалом в городе является некий урка с погонялом Клещ. Никто его никогда в глаза не видел, но поймать надо, так как он весь город держит. Одна примета у него есть- наколка в виде клеща на плече. Вот за этим таинственным Клещом и начнет гоняться наш новый "Шарапов"- Журавлев.
А пока познакомимся с главными героями. "Майора Жеглова", то есть майора Шумейко, в фильме играет Константин Хабенский. Сравнивать унылого мизантропа Хабенского с сильнейшим харизматиком Высоцким не будем. А просто скажем кого играет Хабенский. Думаете лихого начальника отдела по борьбе с бандитизмом, которому еще и прозвище дали "Сатана"? Отнюдь, как говаривал один, якобы, экономист.
Перед нами какой-то местечковый портной, которого по недоразумению почему-то называют начальником ОББ, и который всячески старается изобразить из себя это самое. Но получается не очень.
Подчиненный должен иметь вид лихой и придурковатый.
Андрей Бурковский играет "Шарапова-Журавлева". Здесь история покруче будет. В самом начале показывают, как Журавлев с напарником тащат через линию фронта "языка". Тут взрыв, напарнику отрывает ноги и вспарывает живот, кишки наружу. А Журавлеву двоих не дотащить и он напарника пристрелил, чтобы тот не мучился, да и самому полегче. Но тут опять взрыв и Журавлева контузило. И вот этот самый контуженный на всю голову "Шарапов" идет работать в ОББ. При этом у него бывают очень часто галлюцинации в самый неподходящий момент. Ему начинают кругом мерещиться немецкие оккупанты. В общем, кино и немцы.
И в первый же день своей службы "Шарапов" предлагает "Жеглову" внедриться в банду Клеща. И правильно, чего время тянуть. Говорухину, чтобы до такого додуматься понадобилось 5 серий, а тут уже в начале первой все решают. Наш герой уже делал это, когда бандеровцев в 1944 году ловил. Внедряли его в бандеровское подполье.
Но сначала надо заскочить к "Маньке-аблигации", у нее Клещ какой-то свой чемоданчик заныкал по агентурным данным.
И так, пришел весь ОББ во главе с начальником к "Маньке". Давай, говорят, чемоданчик, что Клещ тебе на сохранение оставил. Стали чемоданчик открывать, а он заминирован. Взрыв - и нет всего ОББ, "Маньки" и понятых. Только "Жеглов" с "Шараповым" в живых остались. Во какой Клещ хитрый. Семерых ментов одним взрывом.
И остались в ОББ три человека. Начальник, молодая опер Ольга и "Шарапов". "Жеглову" начальство сказало сидеть в отделе и носа на улицу не казать, так как Клещ убить его хочет и при такой обстановке обязательно убьет. Вот и отправляют "Шарапова" в банду внедряться. А в помощь дают Ольгу.
Вот она какая эта "Синичкина". беленькая и махонькая.
Ольга - это "Варя Синичкина". "Шарапова" посадят в камеру к двум жуликам под видом проворовавшегося военного завскладом. А "Синичкина" должна изображать его знакомую, хозяйку воровской хазы, тем более, что сама она играла в школьном театре Настю- проститутку в пьесе Горького "На дне". В общем, как себя "такие", ведут знает.
Вот к этому моменту, а это еще только 20 минута первой серии, у меня уже начали закрадываться сомнения - а что же это за "кина" такая. "Жеглов" - местечковый портной, "Шарапов" - контуженный на всю голову без признаков интеллекта на лице, "Синичкина" должна проститутку изображать. А главное, что всем городом Клещ некий рулит. И никакой милиции-полиции. И валят, и ментов, и бандитов пачками. А потом понял - это же пародия на "Место встречи". Самая настоящая пародия. Потому что дальше там появились "Промокашка", "Груздев" и "Левченко". Будет ли дружок ихний "Фокс" - посмотрим. Еще 12 серий
Как проникнуть в банду? Сидит на киче некий жулик по фамилии Тягунов, не, не тот "убийца Тягунов" из "Места", а "Промокашка". Такой шустрый блондинчик, тоже очень старающийся делать блатной "одэсско-еврейский" акцент, ну как Машков в свое время, по кличке "Кот". Погоняло со смыслом. КОТ - это или "коренной обитатель тюрьмы", или сутенер. Скорее всего второе.
Шарапова надо подсадить в камеру к "Промокашке", дать ему в помощь двух завербованных милицией жуликов и организовать всем четверым побег. А "Кот-Промокашка" приведет "Шарапова" к Клещу.
Вот он Тягунов, он же "Кот", он же "Промокашка". Единственный живой человек в этом фильме, хотя и очень подражает Евгению Ткачуку с его Мишкой Япончиком. Но все равно смешно. Играет его Максим Белобородов. По моему, замечательный характерный артист.
И еще одно светлое пятно во всем этом мраке, бандитская подручная, медсестра Лялька. Ее играет Агния Дитковските. У них с Белобородовым великолепный комический дуэт. А по другому в этом бредовом фильме играть и нельзя.
Завербованные зэки - это некий жулик по кличке Буян, он же "Левченко", потому как во время войны был в штрафной роте, как ранее судимый, и в одном из боев "Шарапов" спас его. И вот теперь "Левченко" обнаружился в местной турме и должен помочь "Шарапову" проникнуть в банду.
"Левченко" играет Артур Смольянинов.
А "Груздева" превратили в пожилого фальшивомонетчика "Графа". Должен же быть в фильме хоть какой-то интеллигент, Граф Анну Ахматову любит. А когда "Жеглов- Сатана" стал его склонять оказать помощь органам, сказал "Шарапову" :" Не верь ты паренек своему начальнику. У "Сатаны" для каждого свой кошелек есть". Ну, очень тонкий отсыл к "Косте-кирпичу" с его кошельком.
"Жеглов" колет "Графа", то есть "Груздева". Его играет Артур Ваха.
А дальше пошел даже не цирк с конями, и не горячка белая, а альтернативная реальность постоянного обитателя Канатчиковой дачи. "Шарапову" на коленке придумали легенду, что он проворовавшийся военный. Но "Граф" сразу же сказал: "Таких воров не бывает, у тебя комсомольский задор на лбу написан. Давай, ты будешь убийца любовника жены. А поскольку ты человек в нашем коллективе залетный, кличка у тебя будет "Птаха". А тут и "Кота" к ним подсадили.
"Думается мне, что ты мил человек стукачок мусорской".
В общем, утром повезли их с КПЗ на СИЗО. По дороге "Птаха" должен был вырвать у конвоира наган, и все четверо должны были сбежать. Но пошло не так. Наган вырвал "Кот" и пристрелил конвоира, а заодно и второго конвоира с водителем. Машина перевернулась. Контуженный на всю голову "Птаха" ударился ею и потерял сознание. "Буян", "Граф" и "Кот" сбежали, бросив "Птаху". А тот, когда очнулся, опять впал в галлюцинации, и принял подбежавшего к нему постового милиционера за фашиста, и в натуре пристрелил того. Насмерть.
В итоге вместо инсценировки побега - 4 убитых милиционера. А до этого еще пять взорванных сотрудников ОББ. И это еще первая серия не кончилась. И родился у контуженного "Шарапова-Птахи" план, как выйти еще раз на Клеща. Они создадут банду и будут заниматься разбойными нападениями на склады с социалистическим имуществом.
Вот она - новая "Черная кошка". Два мента и два урки. Урки при том ментовские агенты.
А наворованное пропивать с шиком в ресторанах. Авось Клещ услышит про этих беспредельщиков и захочет с ними познакомиться.
Обсуждают, как жить дальше. Все-таки крови на них - каждому три вышака. Хотя тогда больше 10 лет не давали. Смертную казнь "кровавый тиран" т. Сталин в честь Победы отменил. 10 лет максимальное наказание.
И "Жеглов" одобрил эту новую операцию. И начали опер ОББ и два урки грабить советские продуктовые склады, а товар сбрасывать перекупщикам. А маруха "Синичкина" хазу стережет. Во время одного из налетов их застукала милиция и пришлось им опять отстреливаться и бежать, положив еще пятерых лягавых. И ничего им за это не было.
Потом Кот поймал Птаху и решил выяснить - не засланный ли он мент. Откуда-то взялась у "Кота" "сыворотка правды", и аж три шприца вколола его подручная Лялька "Птахе" - все правды добивались. Но "Птаху" оказывается учили в разведшколе, как противостоять этому, а к тому же он еще и контуженный на всю голову. Ничего не сказал.
А "Жеглов" все время сидит в отделе. Боится выйти, Клещ же обещал его убить. Выходит только в сопровождении взвода милиционеров. Да и чего ему выходить. Подчиненные все взорваны, а оставшиеся в живых двое -"Синичкина" и "Шарапов" создали в оперативных целях банду и занимаются разбоем социалистического имущества.
Что там дальше будет, еще 12 серий, не знаю. Боюсь, такими темпами и менты, и бандиты скоро должны в этом городке закончиться. Надо бы авторам тормознуть. А то придется новых ментов, как Васю Векшина из Ярославля, выписывать. Но есть у меня предположение, что неуловимый Клещ - это и есть этот самый "Жеглов-Шумейко-Сатана". Потому как в любом расследовании главное не выйти в конце на самого себя.
О художественных качествах фильма писать ничего. Их просто нет. Но любителям экстрима - рекомендую.
А вот список частей этой статьи
Новое "Место встречи изменить нельзя". Что это? Решайте сами. Такого... вы еще не видели. ч. 2 Новое "Место встречи изменить нельзя". Что это? Решайте сами. Такого... вы еще не видели. ч.3 "Журавлев, сдавайтесь. Ваша банда окружена". Продолжаем смотреть альтернативную историю. ч.4 Коррупция, рэкет и ... появляется Клещ . Продолжаем смотреть альтернативное кино. И опять их окружил, и требуют сдаться. Это уже даже не смешно, а очень смешно. Продолжаем смотреть наш любимый "нуар-комикс". Начинает что-то проясняться. Первый российский комикс из альтернативной реальности. Появляются шпионы, диверсанты, подрывники. И уходит Клещ. Покровский. Он же Шумейко, он же Сатана, он же Зверь. И вновь появляется Клещ. Уже третий с начала фильма. Продолжаем смотреть наш любимый комикс. А вот и первое заданье для шпионского кубла. На сцене появляется английский посол. Все ближе этот "час до рассвета". Авторы начинают тотальную зачистку. Конец простой, хоть необычный, но досадный. Вот наступил этот час Х.