Вы знаете, я вообще-то аполитичен. И в теории заговора не верю. Но попалось мне вчера на "Кинопоиске" нечто такое, что даже я не могу счесть ничем иным, кроме как принципиальным издевательством над творчеством великого русского поэта.
И имя сему - "Руслан и Людмила. Перезагрузка".
Уж перезагрузились так перезагрузились...
Людмила - сверх-эмансипированная девица, с которой ее отец ведет психологические беседы о том, что она боится ответственности. Проблема отцов и детей, это сейчас очень модно. Руслан - не богатырь и вообще не воин, а... Комедиант. Бродячий актер, с характером закомплексованного подростка лет шестнадцати, причем далеко не из умных.
У Руслана есть звери-спутники, во всем ему помогающие, как положено в традиционной русской сказке (у Пушкина не было, но в принципе по культурному коду они могут быть). Только вот эти спутники - маленькая синица и хомячок. Хомячок, чтоб вас!..
Фарлаф, Рогдай, Ратмир... Вот это - Фарлаф:
Ладно, бог с ним, тут хотя бы характер соблюден - "...крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей". Но лицезреть такого Фарлафа, привыкнувши к его классическому образу толстяка-фата...
Фарлаф не может быть тощим и утонченным, он ведь "в пирах никем не побежден!" Фарлаф... Да, строго говоря, все они, вся троица псевдо-богатырей - это в оригинале воплощения различных отрицательных качеств воина, для противовеса образцу добродетели - Руслану!
Фарлаф - хвастун, лжец и обжора, впоследствии - подлый убийца, выдавший чужой подвиг за свой. Рогдай - мрачен, жесток, скрытен, всегда себе на уме. Ратмир - "младой хазарский хан", сластолюбивый легкомысленный джигит.
Хотите посмотреть на Рогдая?
Рогдай
На всякий случай напоминаю, это - тот Рогдай, который:
«Остановись, беглец бесчестный! -
Кричит Фарлафу неизвестный. -
Презренный, дай себя догнать!
Дай голову с тебя сорвать!»
Как он будет догонять и срывать голову, хотел бы я посмотреть. Под ним лошадь проседает...
Настоящий Рогдай был великий воин, "мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей". Несмотря на жестокость, он был по-своему благороден - пощадил Фарлафа, узнавши его, хотя тот был ему прямой соперник в поисках Людмилы. Мог бы и зарубить - там, в степях и лесах, из свидетелей одни лисы да волки...
А вот Руслана Рогдай, встретив, атаковал без раздумий. Он четко понимал разницу между трусом, который никогда не сможет победить Черномора, и настоящим богатырем, своим реальным конкурентом.
Только Ратмир в мультфильме по внешности без претензий. Хотя бы на степняка похож. На степняка с двумя английскими саблями за спиной. Впрочем, сабли на фоне прочих хроноклазмов выглядят наименьшим бредом.
Нет, я в подавляющем большинстве случаев к развлекательному кино - без претензий. Оно - развлекательное кино. Коммерческое. Должно быть хотя бы для того, чтоб было чем разгрузить уставшие мозги.
А вот это - это кот ученый.
Как говорится - без комментариев. Их просто нет.
Все действо движется в духе классического голливудского сценария из разряда третьей категории качества. Со смехуечками, типовыми шуточками и стандартными сюжетными ходами, которые вы могли видеть в десятках, а то и сотнях фильмов подобного жанра. Руслан не унывает и идиотски хохмит, синичка и хомячок проявляют чудеса героизма, Черномор изводит Людмилу конфетами-убийцами. Нет, не отравленными. Обычные такие конфеты-убийцы. Летают. Роем.
Руслан донимает голову павшего богатыря-великана идиотскими вопросами о том, как она надела шлем и как ходит в кусты.
Да, реальный Руслан тоже обошелся с головой не слишком церемониально. Но все-таки - иначе. Совсем иначе. Он не ржал над ней в духе третьесортных комедий, он вел себя, как воин более значимый - просто потому, что он еще жив. Кто жив, у того и больше прав. Он еще не проиграл свой бой, в отличие от головы...
Нахмурясь, голова вскричала. -
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь,
Прощай!» Но витязь знаменитый,
Услышав грубые слова,
Воскликнул с важностью сердитой:
«Молчи, пустая голова!
Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»
Да, это тоже не вполне вежливо. Но это, блин, в духе времени. Настоящий Руслан видит в голове великана равного себе, такого же воина, хоть и мертвого. Ну, условно мертвого, раз говорит, сказка же...)
Разница именно по контексту меж обезьяньими кривляниями Руслана из современного украинского мульта, и Руслана настоящего - колоссальная.
Слов нет... Посчитать ЭТО чем-то другим, нежели попыткой целенаправленно переврать русскую классику, просто невозможно. Тем более что она рассчитана на детей. Украинских детей.
А у детей работает преимущественно визуальное восприятие. Что и как они увидят - то и запечатлеют. И в дальнейшем ассоциацию с "Русланом и Людмилой" у них будет вызывать именно ЭТО. Тем более что оно создано в точности по неписаным голливудским канонам, начиная от сюжета, продолжая шутеечками и заканчивая отрисовкой.
Зачем я это смотрел, хотел бы я знать... Но, во-первых, врага надо знать в лицо.
Во-вторых, бывают такие сорта феерического бреда, от которых оторваться невозможно, даже понимая всю их бредовость.
Именно потому, что феерический маразм.
https://dzen.ru/a/YZyPxisQVW3zxXoN