Как-то довольно давно мне попался этот малоизвестный фильм, описание его выглядело интересным, но так вышло что посмотрел я его только недавно. По всей видимости у фильма тяжёлая карма, эта совместная американо-советская картина была снята не ко времени, ни к месту и неизвестно для кого.
Снимал её американский режиссёр Джон Берри, по всей видимости не плохой профессионал и человек прогрессивных взглядов, но пик его карьеры пришёлся на пятидесятые. Основой же послужил роман Олдриджа аж 1962 года публикации, бесспорно вещь стоящая, но сильно политически устаревшая. Съёмки проходили на островах в Белом море, в тяжёлых условиях, к тому же процесс усугубился инфарктом Александра Потапова, игравшего советского штурмана и Уотерстону пришлось уехать и потом снова возвращаться.
Но главное, это то что посыл фильма направленный на поиск взаимопонимания между системами, ко времени выхода картины оказался никому не нужным. Советский Союз капитулировал без всяких условий, исчезла сама причина о чем либо договариваться. Американцев раздражал утративший актуальность пафос в спорах героев, а россияне были заняты продажей, перепродажей и просмотром низкосортной кинопродукции. Фильм отправили в Канны, но это был заведомо проигрышный вариант.
Немного сюжета. Экипаж американского транспортного самолёта обнаруживает место авиакатастрофы во льдах, в районе Берингова пролива. Один из пострадавших кажется живым, поэтому Уотерстон вызывается прыгнуть с парашютом, для оказания помощи. На месте выясняется что разбившийся самолёт советский, а выживший - русский штурман. Уотерстон разочарован, но ему хочешь-не хочешь приходится помогать, так как русский травмирован и скорее всего парализован.
В общем помощь не пришла и весь фильм состоит из диалогов американца и русского, а так же их совместной борьбе за выживание. Тут надо сказать что основную суть драматизма ситуации и напряжённость отношений актёрам удалось передать. Кстати говоря очень точно переданы типичные национальные черты: американская надменность и в то же время упорство, где-то русское низкопоклонство и одновременно стойкость и рациональность. Так же интересно наблюдать, исключительно с расстояния сегодняшнего времени, взаимодействие актёров различных школ и систем, кстати не самых плохих актёров. Но для 1990 года всё это для широкого зрителя было мало интересно.
Американские критики разнесли картину в пух и прах, они просто похоронили её. Сохранившаяся копия имеет отвратительное качество, а проводилась реставрация или нет, я не знаю (скорей всего нет). Тем не менее фильм конечно имеет право на существование, я например знаю 100500 говнокартин куда худшего художественного уровня, получивших популярность на пустом месте.
На последок привожу отрывок одного напряжённого диалога показавшегося интересным, как бы снятым с языка, тем более в американском авторстве из уст русского человека: - Это моя страна и моя жена - я могу их ругать, а ты нет!