Последний акт (1955). Гитлер в бункере - нуарная версия

May 27, 2023 11:45

Я уже немного разбирал фильмы про последние дни пребывания Гитлера в бункере, и вот наконец у меня дошли руки до самого первого из них, откуда потом воровали идеи все дальнейшие продолжатели темы. Это настоящий, аутентичный немецкий... точнее, австрийский фильм "Последний акт" (1955).

Фильм был сложным продуктом создания антифашистов и оппортунистов. Продюсером был член антифашистского подполья Австрии Карл Соколл, чудом избежавший смерти, сценарий писал ветеран Сталинграда, именитый австрийский писатель Фриц Хабек, который никогда с нацизмом бороться не пытался, переписывал и редактировал сценарий убежденный антифашист и политэмигрант Эрих Мария Ремарк, а снимал фильм выдающийся австрийский режиссер Георг Пабст, который от фашизма пытался сбежать, но неудачно, и в итоге в годы войны вынужден был снимать пафосные исторические эпосы. Кроме того, не стоит забывать, когда он выходил - 1950-е это время, когда с одной стороны, в Германии и Австрии уже показательно бичевали и осуждали фашизм, с другой - все вешали на Гитлера и старательно делали вид, что немцы тут вообще ни при чем, да и вообще, они тоже жертвы войны и гитлеровской диктатуры. Это многое объясняет в настрое фильма.



Как и все остальные киношки жанра "Адик в бункере", этот тоже формально основан на очередной исторической книге. На сей раз это "Последние 10 дней" американского судьи Майкла Мусманно, который лично судил фашистов и собрал немало свидетельств о пребывании в бункере Гитлера. Он был и инициатором создания фильма, и именно так, по его книге, фильм и в зарубежном прокате фигурировал. А поскольку фильм был первым на эту тему в истории, то он в итоге заложил основу для всех своих последователей - и те тоже стали экранизировать реальные эпизоды с Гитлером, добавив общий фон войны и взгляд со стороны какого-нибудь свидетеля.



На сей раз наш свидетель - некий вымышленный гауптман Вюст в исполнении выдающегося австрийского актера Оскара Вернера. Его в бункер послал командарм Буссе, чтобы получить от фюрера разрешение отступить. Послали с ним троих человек, с Вюстом дошел только один. Далее немножко аллюзий на великого австрийского писателя Кафку: Вюст околачивается в бункере, потому что допустить его к Гитлеру вечно что-то мешает - в основном трусость бюрократов, что полоумный фюрер опять впадет от плохих вестей в истерику и всех покусает. Когда терпеть дальше присутствие Вюста в кадре из-за хронометража невозможно, его назначают в техотдел для связи.





Бункер на сей раз вышел какой-то бедноватый, снимали как будто в каком-то большом подвале. Да и комнатки маленькие, мебели немного, вообще как-то скудно - даже кирпичные стенки без штукатурки. Впрочем, достоверность соблюдали - тут два уровня спуска, довольно большая столовая и подробно показан отдел связи с коммутаторами.







Кино очень пафосное и мрачное, причем в прямом смысле слова. Снято в традициях 1950-х и под явным влиянием нуара или Фрица Ланга. То есть, почти весь хронометраж локации суровые и темные, персонажи часто ходят в полутьме, пространство очень небольшое и узкое, много теней и силуэтов, герои регулярно показаны издали.







Роль Адольфа выполняет некий Альбин Шкода - коренной венец, практически земляк Гитлера. Играет старательно, критиковать трудно, а для 1950-х и вовсе играет хорошо. Но все же чего-то не хватает. В начале фильма его Гитлер тем более слишком моложавый и энергичный, знаменитый тремор возникает всего разок мельком.



Гитлера тут опустили мощнее, чем в любом другом фильме, кроме, может быть, "Никки-дьявол младший". В начале он кажется привычным нам по жанру оголтелым самодуром, который попеременно говорит пафосные и громкие речи и отдает идиотские приказы о фронте (кстати, фронтовая обстановка разжевана для зрителя очень подробно). Пафос несколько портит отсутствие в кабинете фюрера элементарной мебели и освещения - минимализм 1950-х, знаете ли...





Кроме Адика роль мебели выполняют Гиммлер, Геббельс и Геринг. Большой роли не сыграли - Геббельс, как обычно, лизоблюдствует и фанатеет от Алоизыча, Геринг вообще всего в одной сцене, Гиммлер разок едко пошутил за спиной вождя. Еще в крохотной сцене мелькают Борман и Шпеер, причем у последнего очень унылый вид. Алоизыч его мимоходом пнул, и больше про него не вспоминали.





Геббельс торчит от своего айдола Адика.



Фильм воспроизводит практически все важные и ключевые сцены, которые вы потом еще сто раз видели в кино. Снято довольно правдоподобно, но с мелкими неточностями. Возьмем ту самую знаменитую сцену, в котором Гитлер узнал, что корпуса Штайнера не будет. Поставлено практически дословно по свидетельствам, только тут совещание штаба настолько мелкое, что Гитлер выгоняет из комнаты только адъютанта Гюнше! Потом довольно убедительно и правдоподобно орет, но вместо того, чтобы захныкать в финале, как было в жизни, просто падает духом и отрекается от командования.



Адю прет.







А вот Гитлер награждает гитлерюгенд. Награждение идет не во дворе рейхсканцелярии, а прямо в бункере, школота вместо обносков одета в аккуратную и чистую форму вермахта по размеру... Гитлер это не улыбающийся дедок с трясущейся рукой, как на знаменитой кинохронике, а уверенный тип, который раздает железные кресты, хлопает по щекам, дает всем пирожные с чаем, а на выходе бросает, мол - всех фрагов на оборону Берлина, зерграш противника не пройдет.





Традиционная сценка "Гитлер и дети". Выслушав от Магды Геббельс, что они умрут с ним, Гитлер дарит ей партийный значок. Все по документам, тут не подкопаешься.



Немаленький эпизод, когда Гитлер навещает генерала Грейма, что прорвался к нему через заградительный огонь зениток, чтобы фюрер его назначил главой люфтваффе. В фильме почему-то говорят, будто его сопровождало 40 самолетов и 30 сбили, хотя Грейм летел с Ханной Райч сам на тренировочном самолете... Ханна Райч вообще едва показана и даже не говорит - наверно, потому что персонаж был еще в момент съемок жив-здоров и мог в суд подать.



В отличие от британской версии, разговор Адика с Греймом выглядит не смешно, а очень экспрессивно. Грейм лежит раненый в ноги с рожей параноика, увидевшего Ктулху, вертит глазами и отрешенным голосом говорит, что Германия погибла, люфтваффе больше нет, гипс снимают, клиент уезжает! Гитлер в ответ врубает гипноз и красноречие и убеждает его, что все это был его очень хитрый план и вообще, воюют не числом, а умением. Трындеж сработал - пораженный Грейм поверил в эту пафосную туфту и с таким же больным рылом сказал - я в деле!





В середине фильма Гитлер понимает, что спасения не будет, и после этого быстро сходит с ума. Его без особого напряга изображают буквально спятившим истериком, который говорит сам с собой, мечется по бункеру, как загнанная крыса, вопит что-то невпопад, отдает идиотские приказы и гробит людей зазря. Геринг предал? Гитлер бесится, что этот пьяный толстяк его не уважает и приказывает расстрелять пленных летчиков. На резонный вопрос - на хрена? как объяснить людям предательство Геринга, Адик просто не обращает внимания и любуется цацками.





Гитлер мысленно гнобит мировое еврейство.



Особенно его ломает от того, что его предал Гиммлер - он после этого реально напоминает наркомана во время ломки. Куксится, орет на всех, что его хотят убить - в общем, только что розовых слонов не ищет. И прямо как в фильме с Бруно Ганцем, Адик начинает бешено орать: "Фегелайн, Фегелайн!!!" - типа хоть на ком-то выместить злобу. Узнав, что его нет, Адик окончательно едет крышей, бегает кругами и вопит, как заводная игрушка.







Расправа над Фегелейном тут не какой-то проходной эпизод, как у других киноделов, ее тут минут пять подробно показывают. Озверелый Алоизыч схватил генерала-дезертира за грудки, сорвал все, что мог, отхлестал по щекам (!) и приказал расстрелять. Фегелейн покорно склонил головушку и пошел на заклание. Когда последняя записка родной свояченнице Еве Браун не сработала, генерала стало ломать, он поднял крик, что война же кончится через пару часов - но не повезло, не фартануло. Вполне добротная сцена, особенно на фоне последователей.



Столовая же вообще - натуральное сосредоточие безумия. В каждой сцене, когда ее показывают, одуревшие от скуки и безвыходности завсегдатаи бункера творят там какую-то дичь. Танцуют с манекенами, лабают на аккордеонах, делают тупые розыгрыши, пьянствуют и поют песни местной певички Цары Леандер - это такая тогдашняя Настя Каменских, что пела для дойчей, а потом на всякий случай свалила на ридну батькивщину в Швецию, когда жареным запахло.





Сам Вюст поддался поветрию, начал там бухать и безнаказанно гнать бочку на великого фюрера. Когда остальные обалдели, он наорал на всех, что он кавалер Железного креста, и приказал петь во славу Германии. Дисциплинированные дойчи офигели, но встали смирно и спели.



Понятно, что он так дальше и проникаааааается бессмысленностью борьбы и неудовольствием к великому фюреру.





Вторая второстепенная сюжетная линия посвящена тупорылому щеглу из гитлерюгенда, некому Рихарду. Он воплощает в себе образ Германии с промытыми мозгами, которую фюрер использует как пушечное мясо. Рихард единственный, кто в фильме выходит из бункера на поверхность проведать семью - и его глазами показаны ниибаца великие жертвы немцев. Ну там, разрушенные дома, мамка в метро чалится в одном тряпье, берлинцы там же сидят и спекулируют из-под полы. Пафос разоблачений сильно нивелируется деревянной игрой актеров - даже безрукий инвалид обличает фюрера с откровенной ленью.



Местный стукач возмущается отсутствием веры в великую победу и грозит доносом - но чуть ли не весь бункер делает вид, что ничего не слышал, а потом троллит отвратительного стукача. Великая метафора, правда? Вот такими сценами австрийские киноделы пытаются нас убедить, что якобы германский народ к концу войны был уже не с полоумным фюрером, и вообще, народ не причем, диктатура держалась на обмане и страхе. Что? А кто тогда убил триста сбежавших пленных из Маутхаузена в феврале 1945 г.? Какие тысячи австрийских карателей из гражданского населения? Это... другое, и вообще кино не про это.



А чтоб точно до всех дошло, злые эсэсовцы полевые жандармы вешают кавалера Железного креста прямо на фонаре, приняв за дезертира. А он всего-то вышел из дома, чтобы найти врача женушке... Оставшаяся без отца белокурая блондинко пафосно страдает с деревянным хлебалом из-за столь печальной трагедии. По ходу, массовка вообще не старалась. Оскар Вернер вспоминал, что родимые соотечественники очень не хотели вспоминать те времена, смотрели на киноделов как на советских оккупантов и снимались чуть ли не из-под палки.



Сразу после расправы над Фегелейном и прочих мелких вещей Адик решает затопить метро водами Шпрее и начать с электростанции в пригороде. И то не какое-то мелкое упоминание или пара сцен, как это было в "Освобождении" Озерова. Этот мотив в фильме занимает в совокупности почти ДВАДЦАТЬ МИНУТ!!! Подробно показано, как ошалевший фюрер приказал затопить метро только чтобы злые русские, которые уже в двух кварталах, не подошли к его бункеру. На жалкие блеяния штаба, что в метро люди, гражданские и раненые он даже внимания не обращает.



Целый отряд СС выдвигается на подрыв туннелей, несмотря на мольбы деревянного щегла Рихарда, который хнычет, что у него там матка. Нашел о чем думать в час страданий великого фюрера! А в штабе, за картами и шнапсом Кребс уговаривает Бургдорфа отметить отменить бесчеловечный приказ. Тот уже привык к паникерству своего наивного коллеги и с каменным лицом его только троллит. Мол, чего это вы, Ганс Петрович, так засуетились? Не в первой же родных дойчей класть. Кребс вопит, дымит сигаретой и пытается апеллировать к христианскому милосердию, простофиля. Какой бог, вы вообще вокруг смотрели, какой бог до такого бы дошел? - ржет Бургдорф. Может вы вообще еще и застрелитесь от мук совести? (накаркал, гад). Потроллив хорошенько дурачину, он наконец говорит, что отряд уже час как ушел, и отменить ничего нельзя. Вуап, вуап, вуааааап! (закадровый смех)



Более того, при не самом большом бюджете фильм еще и ПОКАЗАЛ массовый потоп в метро и уничтожение до фига несчастных дойчей, которые мирно торчали в метро после работы и страдали от диктатуры полоумного президента... то есть, фюрера. Причем эти кадры - лютый оммаж к "Александру Невскому" Эйзенштейна - австрийцы помнят классику про своих предков, чуваки!



Вот только понятно, что кино снимали австрийцы, а не немцы из Берлина. Любой, кто был в берлинском метро, наверняка бы засомневался - а как вообще могли затопить это метро низкого залегания, где почти все станции - ВЫШЕ уровня Шпрее? А собственно... никак. Затопление метро водами Шпрее это один большой популярный миф, который неоднократно разобран историками. В реальности метро в Берлине функционировало аж до самых городских боев. 21 апреля метро стало затапливать из-за попаданий снарядов в туннели, но тогда аварийный участок перекрыли и воду откачивали пожарные электронасосами. 25 апреля из-за боев электричество в метро поступать перестало, так что там наступила кромешная тьма, и насосы встали. Все, кто был в метро, просто ушел - благо, затапливало тоннели целые часы и даже дни. Целенаправленных подрывов за весь период боев было два - в ночь на 1 мая саперы при 8-й армии подорвали тоннель под Ландвер-каналом, чтобы дать возможность пройти частям 29-го гвардейского корпуса, так как немцы активно оборонялись из метро. А утром 2 мая отряд эсэсовцев после атаки на советские войска взорвал другое перекрытие тоннеля под тем же Ландвер-каналом, возле Требинерштрассе, приблизительно в 100 метрах западнее моста Мёкерн и недалеко от входа в Рейхсканцелярию. Ну, по крайней мере считается, что это эсэсовцы - больше некому. Затопило в итоге весь тоннель, дошло и до соседней линии С через пересадочный коридор станции - но и тогда затопление заняло много часов. Всего к концу боев было затоплено около трети тоннелей, но в основном мелко, вода стояла глубиной метр-полтора. Из отчета комиссии за осень 1945 г. известно, что там выловили 183 трупа, но утопленник был только один - какой-то инвалид на каталке.



Откуда же пошел миф о затоплении метро? Из рассказа адъютанта Кребса, Герхардта Больдта, который лично об этом написал в мемуарах 1947 г., что Гитлер приказал открыть шлюзы. Но тут Больдт явно выдумывает. Мало того, что приказа никто на бумаге никогда не видел, так и шлюзов никаких в метро не стояло, только шлюзовые решетки и открывать там тупо нечего. Да и Шпрее находится на севере, а открыть шлюзы Гитлер якобы приказал на юге. Ясность внес бригадефюрер СС Вильгельм Монке, который лично отвечал за охрану Гитлера и показал: "Я точно знаю, что никогда не было какого-либо подобного приказа Фюрера. Уверен, что слухи пошли из-за того, что 24 апреля 1945 Мартин Борман - может по приказу Гитлера, но скорее всего по своей инициативе - позвонил специалистам из BVG, чтобы узнать, реально ли затопить туннели в военных целях. Эксперты сказали ему, что такое затопление достаточно легко осуществить, но оно бесполезно для военных нужд. В большинстве мест вода не поднимется более, чем на метр над уровнем рельс. Это не сможет серьёзно помешать войскам, но может вызвать панику у нескольких тысяч беженцев, которые там прячутся. Поэтому Борман отказался от этого плана".



Кстати, нынешние антисоветчики с маникальным упорством приписывают создание мифа советской пропаганде, и это даже в Википедию попало. Облом, как видите, немцы в это тоже верили. Более того, настолько верили, что в 1989 г. даже хотели поставить мемориальный знак утопленникам. Но немецкая основательность сработала и после целого служебного расследования стало понятно, что ставить знак некому. Правда, есть запись в боевом журнале танковой дивизии "Мюнхеберг" за 27 апреля 1945, что из-за взрыва перемычки Ландерканала было внезапное затопление станции "Мекернбрюкке", где располагался командный пункт дивизии, до самого Анхальтского вокзала. Там же говорится про панику и каких-то жертв... Эпизод малопонятный и до сих пор не освещен. В боевом журнале сказано, что это был подрыв с целью защититься от русских. Некий инженер-строитель Альфред Зорге, служивший в штабе рейхсканцелярии, тоже это упоминает в мемуарах, но у него затопление произошло само, от взрыва "бетонной пыли". В любом случае, и тут про Гитлера ничего не известно, а затопление было на метр высотой, так что до апокалипсиса как в кино далеко.



Вообще начиная с этого злополучного метро фильм сваливается просто в сюрреализм и чернуху. Не знаю, кого поперло - режиссера или сценариста - но мрачный реализм быстро переходит в живописание абсурда. И вот тут-то показывается много совершенно шизоидных, до смешного, сцен. В первую очередь Вюст, узнав о преступном приказе, приходит к фюреру, который лично копошится в кабинете, истерит и несет бред параноика. Вюст на него чуть не кричит и требует отменить приказ. Докричался, чо - сзади прибегает охрана и палит ему дважды в спину.



На помощь! Великого фюрера зрения лишают!



Аааарр! Долбанные сценаристы со своими художественными допущениями...



Полудохлого героя тащат в медпункт, пока вся столовка ударяется в разгул, блядство и пьянство.



Гитлер женится и отмечает свадьбу шампусиком. Снято по документам - брак скрепил какой-то левый юрист, выдернутый в разгар боев из фольксштурма. Как обычно, не показали, что это знакомый Геббельса, которого в бункер возили на броневике, причем дважды - в первый раз у него документов не было. Немецкая пунктуальность, знаете ли - ходят слухи, что в Берлине русские красный свет в светофорах включали, и эсэсовцы останавливались...





Вюст умирает с ликом Христа и перед смертью просит только братишку в штабе не подчиняться бездумно приказам. Хотя, похоже, он просто бредил и повторял услышанные слова, но не будем плохо о мертвом.



Столовка окончательно уходит в загул. Женщины и даже инвалиды на все части тела начинают с глазами обкуренных наркоманов энергично танцевать полулегальный фокстрот.





Потом у инвалида сбилась программа, и он со всей пьяной вдрибадан столовкой марширует под популярный марш Рейха от автора-песенника, героя национал-социалистического труда Ханса Бауманна "Дрожат прогнившие кости".



Гитлер, который выглядит как бухгалтер с похмелья, диктует завещание, выходит к камерадам, рукопожимает и запирается с Евой в камере, где они... кончают кончаются. В общем, все как всегда.



Военные, услышав выстрел, с неявным облегчением закуривают. Да, именно эту сцену потом спер британский кинофильм, причем у него курит чуть ли не весь бункер. Да и вообще, последователи сперли у австрийского перевохода львиную долю сцен, включая местами даже планы. Немецкий собрат, тот, что с Бруно Ганцем, тоже не отставал.



Тело сжигают в яме, на фоне огня возникает умирающий Вюст, который завещает не действовать бездумно. Все.

По итогу - фильм, конечно, не идеален. Адик не очень похож на себя даже в гриме, бедновато как-то, местами устарело, да и массовка часто деревянная, особенно дурачина Рихард и Ева Браун, тупая, как Барби. И тем не менее это именно фильм, а не слепленная инсценировка воспоминаний о последних днях Гитлера с фантазией про няшу Шпеера. Здесь действительно есть ряд хорошо прописанных и поставленных эпизодов от выдающихся деятелей культуры своего времени. Здесь есть и хорошо показанное ощущение полного падения и страшной агонии, которое нарастает от сцены к сцене. Здесь есть и небезынтересные попытки показать психологию гибнущих немцев. В общем, это безусловно выдающийся фильм и его советуется посмотреть - особенно если учесть, что последователи его потом бесстыже плагиатили. Редкое кино 1950-х может вызывать интерес, так что проходить мимо не стоит.

киносравнения, птичку жалко, глубизна, кавайные немчеги, положительный пример, кено и немцы, ЖЗЛ, циничный пересказ

Previous post Next post
Up