Источник:
https://vk.com/wall3082013_1228 Кто-то эскапирует, погружаясь в нечто, максимально далёкое от войны, а я, наоборот, внезапно посмотрел советское #кино про войну производства 1962 года с актуальным названием “У твоего порога”. Я сильно не люблю дискурс “хороших” или “плохих” лиц, но тут не могу не сказать - посмотрите, какие лица! Очень выразительные и в то же время вполне “народные”, даже не верится, что это профессиональные актёры (хотя это профессиональные актёры). Впрочем, надо понимать, что в то время не было такого разрыва между актёрами и “народом”, например, большая часть каста и съёмочной группы, включая режиссёра Василия Ордынского, воевала в ВОВ.
В фильме упоминается район Лианозово, но до Лианозово (которое тогда не было Москвой) немцы не дошли, их остановили под Лобней (до которой сейчас от окраины Москвы минут 20 на электричке МЦД).
Основная фабула такова: осенью 1941 года советский артиллерийский расчёт останавливается возле избы главной героини, которую играет Надежда Федосова, получившая за эту роль аж приз международного фестиваля в Сан-Франциско. Офицеры призывают героиню с её дочерьми уезжать подальше, но она говорит, мол, куда я пойду, это мой дом (что вызывает ассоциации с дончанами-луганчанами, ага). Героиня недовольна, что разрушили её размеренную жизнь, что солдаты и офицеры вломились в её дом, что с её старшей дочерью лет 18 флиртует солдат. Но по ходу фильма разговаривает по душам с офицером, понимает, что между красноармейцем и дочерью - не минутная интрижка, а серьёзная любовь - проникается и даже подносит снаряды израненным офицерам в момент немецкого наступления. Отряд Красной армии героическим усилием, погибая, но превозмогая, отстаивает эту избушку (не лесника) до подхода подкрепления.
Это не фильм о подвиге голливудского типа, это фильм скорее о реалиях войны, и, помимо основного отряда, мы знакомимся с немалым количеством солдат и судеб. Война тут предстаёт скорее как рутина, унылое сидение в полях; вездесущая и случайная, как судьба, смерть, которая настигнет тебя, каким бы ты ни был - оптимистом или пессимистом, юнцом или старцем.
Говорят, этот фильм любят “заклёпочники”, тут всё очень точно в плане “матчасти” - ну, неудивительно, в 1962 память о войне была ещё жива, и большая часть съёмочной группы сама воевала.
Последний кадр мне кажется явной предтечей заставки Джеймса Бонда. Не знаю, вдохновлялись ли этим создатели Бонда, но, во всяком случае, фильм “У твоего порога” возили по зарубежным фестивалям, так что западные деятели могли его увидеть и перенять приём (как перенимали приёмы С. Эйзенштейна и П. Клушанцева).