Польский фильм о «Волынской резне» - геноциде поляков бандеровцами на западной Украине в 1943-1944 годах. Удивительно смелый режиссёр Войцех Смажовский, даром, что русофоб. Когда я посмотрел фильм, я полез в Интернет, уверенный, что в Польше фильм запретили. И вы знаете, - нет! На Украине-то - понятно, почему запретили, у многих от фильма здорово пригорело, в их учебниках истории про такое не пишут, а значит, всё неправда.
Фильм крайне жестокий, и все зверства украинских товарищей живописать я не буду, но что-то в обзор да и попадёт.
Коротенько по сюжету: фильм начинается свадьбой украинского парубка Василя и польской девушки Хелены. Год примерно 1939-й, лето. Что поляки, что украинцы, ведут себя по отношению друг к другу благосклонно, свадебные обряды показаны весьма интересно.
Но режиссёр старался быть объективным, поэтому он вставил сцену разговорчиков между украинскими мужичками, которые жалуются, что поляки украинцев за людей не держат, используют только на грязных работах, православные храмы позакрывали, а украинских дивчин польские жандармы зачем-то за ноги вешают. То есть, недопонимание между нациями как бы существует.
Вы же помните из истории, что в 1919 году поляки, воспользовавшись гражданской войной в России, отхватили себе кусок западной Украины вместе с населением. И если бы они приняли украинцев, как равных, никаких проблем бы не было. Но национальный гонор, как всегда, подвёл поляков, и они начали относиться к «трофейному населению», как к людям низшего сорта. Ну, а у тех гонора тоже не занимать, но до поры до времени, они засунули его себе поглубже… кстати, когда в 1939-м русские пришли, чтобы забрать свои земли обратно (попользовались, и хватит), поляков отчего-то это сильно обидело. Причём, СССР не открывал второго фронта 1 сентября, а тихо зашёл 17-го, когда польское правительство уже сбежало за границу.
Вернёмся к фильму. У Хелены есть младшая сестра, Зося, которая любит хлопчика Петро и приоткрывает ему свои прелести.
Но родители не разделяют восторгов Зоси по поводу Петра, а потому отдают её замуж за немолодого Мацея за солидный выкуп.
Вот уже и сентябрь 39-го. Мацей вместе с остальными польскими солдатами доблестно драпает от немецких допотопных танков «Панзер-2».
Армия разбита, офицер застрелился, Мацей с товарищами-дезертирами понуро бредут домой. Как-то ночью на них напали украинские бандиты, и Мацей из кустов в ужасе смотрел, как с его боевых товарищей, извините за подробности, добрые украинцы заживо сдирают кожу.
На следующий день он бредёт дальше, случайно натыкается на этих добряков, но, к его счастью, он довольно бегло розмовлял и мог без акцента сказать «паляныця». Ему удаётся обмануть героев, которым нынче на Украине «слава» и Мацей сбегает от них.
Проходит совсем немного времени, и в село входят угрюмые небритые русские солдаты.
Один из них хватает курицу и видит, что на него смотрит Зося. Что скажет настоящий русский солдат при виде симпатичной девушки? Правильно, он выпятит нижнюю губу и рявкнет: «Чё, бля?!»
Ещё в фильме есть противная русская учительница, которая заставила снять всех детей крестики и забрала их. Она напоминает ведьму Фарион из того видео, в котором она кошмарит маленьких детишек: «Если ты Маша, то езжай в свою Москву! А у нас ты - Маричка!!!»
Чуть позже приходят немцы и вешают эту тётку, но зрителям как-то глубоко фиолетово, даже возникает чувство какого-то удовлетворения: получила, мол, по заслугам.
Комиссар срывает невесть откуда взявшийся украинский флаг. Только что это была Польша - неужели поляки разрешали людям второго сорта вывешивать какие-то национальные флаги? Сдаётся мне, это такая же фантазия, как и табличка над входом, напечатанная шрифтом «Таймс нью роман».
Богатых поляков с семьями грузят в эшелоны и отправляют в Сибирь. Мацей позже расскажет, что из всего состава выжил он и ещё один мужик, все остальные померли. А-а! Ну так я знаю того мужика - это ж Янек из фильма «Четыре танкиста и собака»! Его же переселили, правда, не в Сибирь, а в Приморье.
А к тому времени у дома Зоси нарисовался Петро, тот самый, которому она отдалась на берегу. Похаживал он к Зосе в сарай, прислонял её к стенке, да покачивал.
Видит Петро - Зосю отправляют, украл он у русских ящик водки, да и выкупил девку у часового.
Но вечером пришёл суровый русский в форме, предъявил за водку, да и застрелил Петра.
А вот уже и немцы. С такой же наигранной радостью, с которой встречали русских, местные приветствуют гостей из Европы.
Гости сильно не лютуют, лишь повесили русскую ведьму да пристрелили жадного еврея, который заламывал цены для поляков. Так что его как бы тоже не особо-то и жалко. Правда, убили его со всей семьёй, ну а чо он цены-то ломил? Сам виноват.
Но чуть позже будет жестокая сцена массовой казни евреев, и она уж точно немцев не красит. Женщины, дети… мальчонка, которого прятала Зося. Кажется: ну, его-то не должны, сбежит как-нибудь! А вот ошибаетесь!
Ещё раз русские показаны в качестве партизан. Они останавливают поляка, говорят ему, что повезло ему, что они не украинцы и забирают у него еду, что была с собой.
Ничего, он в село идёт, там и пожуёт чего-нибудь, а партизанам, между прочим, ещё Польшу от немцев освобождать предстоит. И - заметьте! - не включать её в состав СССР, хотя этому ничто не мешало, а подарить независимую страну обратно полякам. Вот они, наверное, благодарны потом будут!
Ну и показывают украинских «хероев» из ОУН-УПА, которые кучкуются в лесу, кричат «смерть ворогам», но убивают исключительно мирное население, как и положено настоящим украинским героям. На немцев нападать герои отчего-то очкуют.
В храме украинский священник освящает вилы, топоры и всякий подручный инструмент, которым предстоит убивать женщин и детей.
Украинцы визжат в комментариях, что это «известный фейк», а между тем, таких фактов зафиксировано с добрый десяток.
Зверства в фильме показаны такие, что просто кровь стынет. Впечатлительным фильм смотреть точно не стоит. Не знаю, на какие нации какое впечатление этот фильм производит, но русский человек, который его смотрит, отчётливо понимает: с украинской национальной идеей об исключительности украинцев нужно покончить раз и навсегда.
И в конце фильма показывают, что поляки тоже взялись за оружие и даже зарубили украинского младенца. Можно сказать, что режиссёр пожертвовал младенцем, чтобы сгладить углы.
Режиссёр заявил, что фильм направлен на то, чтобы помирить оба народа. Чтобы все осознали, что этого повториться не должно. Ну что же, дружба народов - это хорошо, я правда так считаю, пусть это и такие «братские» народы, как поляки и украинцы. Я только не могу понять одного: одно дело - поляки принимают украинских беженцев, это правильно, это по-человечески. Но как поляки терпят на своей территории украинцев, открыто выкрикивающих свои нацистские лозунги?! По факту - это продолжатели дела тех, кто занимался геноцидом поляков на Волыни! Ну, терпят, это их дело, значит, так надо, значит, утратили поляки свою былую национальную гордость. Или топоры пока что освящают…
Фильм очень сильный, и я впервые говорю: плевать, как в нём показаны русские. Его обязательно надо показывать в России, а также неплохо было бы показать в Европе и США, где понятия не имеют, кто такие украинцы и какая у них история. Пусть знают, кого они поддерживают, из-за каких идей они будут мёрзнуть и голодать следующей зимой. Ведь этот фильм ценен тем, что его снял не Путин, а вполне себе русофобствующая европейская держава. Как наша пропаганда это упускает - ума не приложу!
И в обязательном порядке показать его украинским пленным: пусть знают, каким героям они кричат «слава».
Деннис