Четвертая планета 1995
Когда лет восемь назад я посмотрел фильм Астрахана «Деточки» - претенциозную, коньюнктурную и просто предельно слабую художественно ленту, то был твердо уверен что больше ни одного фильма этого деляги я принципиально смотреть не буду. И все эти годы старательно обходил фамилию дядьки стороной, со временем уже и подзабыв причину, но ясно припоминая отрицательную эмоцию. Но ничто не вечно под луной, и мне таки выпала честь увидеть еще один фильм Астрахана, по настоятельной просьбе одного хорошего человека.
Фильм называется «Четвертая планета». Он был снят в 1995 году, за очень небольшие деньги от Промышленно-строительного банка, по всей видимости в перерывах между съемками более статусного «Все будет хорошо» со Збруевым и Ульяновым. Не могу судить об этом последнем, но чувствуется что «Четвертая планета» снят явно в охотку. Картина дышит неподдельным энтузиазмом и актеров и съемочной группы, хотя в некоторых местах «грань фанатизма» явно пересечена и фильм превращается в откровенное шапито. Этот последний тезис с моей стороны вовсе не упрек, потому что я вполне могу оценить фарс как жанр, но только если он соблюдает законы жанра. Думаю что идея авторов изначально была вне намерения снять сюр наподобие «Города Зеро» или «Ширли-мырли», просто эмоции перехлестнули, а режиссер как принципиальный сторонник эмоционального кинематографа не стал сдерживать.
Немного о сюжете. Построен он, насколько можно судить по заверениям знающих людей на основе фантастических произведений Бредбери. Тут мне остается только поверить на слово, хотя по зрелому размышлению, подозреваю что сценарист Данилов очень основательно Бредбери «перетрахнУл». Тем не менее все же присутствуют космонавты, ракеты, скафандры, бластеры, некий космический пустынный пейзаж и… пожалуй все, так сказать «Солярис» на минималках. Кстати о «Солярисе», поговаривают что Лем в свое время скопипастил сюжет как раз у Бредбери, так что будем считать - квиты.
Итак, некое будущее оставшееся в прошлом. Совместный российско-американский экипаж отправляется в экспедицию на Марс, на несколько кривоватой, по всей видимости наспех сделанной ракете. Благополучно «примарсившись», сделав несколько селфи и приготовившись брать конечно же… пробы. Что же еще? Международный экипаж оказывается вдруг в провинциальном городке времени юности командира Сергея Беляева. Многим понравился именно эпизод столкновения космонавтов с «инопланетной жизнью», но я его пересказывать не буду, во-первых, что бы не спойлерить «оригинальный астраханский скример», а во-вторых мне лично он как-то не зашел. Так или иначе, но дальше действие данного фантастического блокбастера происходит исключительно в декорациях города Мухосранска Зареченска, в представлении конечно же авторов.
Дальше мы будем приблизительно в течение полутора часов следить за странными, порой нелогичными, порой совершенно дикими движениями героев внутри окруживших их максимально проштампованных, клишированных, ходульных, картонных персонажей и обстоятельств, призванных вероятно потрафить всем каким только можно негативным представлениям о «совке», на момент выхода картины, т.е. середины 90-х. Другими словами Астрахан просто воспроизвел на экране самые расхожие штампы о Союзе времен «застоя», какие только можно было выудить из тогдашнего медиа-пространства. Будем считать это исключительно коммерческим приемом в духе чернушного мейнстрима 90-х и вернемся к сюжету.
А по сюжету, командир экипажа полковник Сергей Беляев сталкивается на Марсе со своей застарелой психологической проблемой, разрешение которой и является непосредственно фабулой фильма. В этом самом Зареченске, двадцать лет назад жизнь Беляева дала основательную трещину. Видите ли был полковник Беляев подростком хилым и ничем не выдающимся, поэтому подвергался насмешкам сверстников, получил отказ от своей юношеской влюбленности Татьяны и даже не смог защитить оную Татьяну от случайной бандитской финки. Поэтому у Беляева по жизни травма и он даже не женился поэтому.
И вот, трудно постижимый марсианский разум, извлекает из сознания космонавта данную мелодраму и воспроизводит ее так сказать в натуральную величину. Другими словами полковник Беляев попадает в свое прошлое, но не подростком доходягой, а крутым полковником с навыками рукопашного боя. И что же делает сей умудренный жизнью командир? Беляев начинает срочно исправлять собственные промахи. Во-первых, он быстренько охмуряет свою юношескую любовь, конечно же ведет ее в кабак и т. д. Во-вторых он публично унижает своего обидчика, да что там, он ловкими приемами джиу-джитцу раскидывает целую банду головорезов, ага, не помяв даже скафандра.
Так, постойте, этот детский сад что марсианский мозг придумал? Да нет, по сюжету марсианский мозг только воспроизвел содержимое сознания космонавтов. Твою мать, неужели командир экипажа космической экспедиции, сорокалетний полковник Беляев, носит в голове подобный подростковый бред? Господин товарищ сценарист Данилов, а придумать что-нибудь правдоподобнее не вариант?
Хорошо, мне скажут, да ты просто не понимаешь охрененной авторской задумки. Это же прекрасная как звезда на небе глубочайшая метафора о верности, самопожертвовании, загадочной русской душе, о ностальгической грусти общества в ущерб движению вперед, в конце концов. Поэтому надо полагать, в розовом прошлом космонавта исключительно пьяные рожи, обшарпанные подворотни, тупейшие обыватели и грязные кабаки? Какая-то странно выборочная ностальгия у него. Да и у американского напарника не лучше. Карусель в парке аттракционов, дедушка на банжо, да полуголая красотка в медицинском халатике. Конечно я понимаю что «американцы тупые», но не до такой же степени. Мне кажется глупо уподобляться, лучше совсем проигнорировать. Но тогда полным ходом шла работа по совместным проектам. Надо было обозначить.
Ну и конечно, в стиле Астрахана доводить вопрос выбора до крайнего абсурда - вперед не оглядываясь, к светлому капиталистическому обществу с колбасой или сзади налетит прошлое и поглотит тебя. Или мне так кажется или это попросту был использован крайне упрощенный, топорный, откровенно популистский прием, для воздействия на контингент, т. е. элементарная страшилка.
В заключение хочу вернуться к чисто художественным особенностям картины. Во-первых, сама постановка фантастического (хоть и метафорически) фильма с бюджетом в бутылку водки, вернее ее попытка, достойна уважения. Во-вторых актерский состав конечно не первой величины, но все же в нем еще чувствуется нерастраченный потенциал старой актерской школы и суметь вытянуть абсурдные повороты сюжета, не провалившись ниже пола еще надо суметь. В третьих, в картине все таки присутствует некое светлое притягательное начало и отсутствует радикализм (кстати говоря впоследствии это качество стало изменять Астрахану), людям это нравится, а народ как говорится всегда прав.