Ахтунг, ахтунг! «Das Experiment»

Jun 29, 2022 19:50





«Das Experiment» 2000 г.

Давно дело было. Наткнулся я на этот фильм случайно, юзая список фильмов «по реальным событиям», была такая тема у меня одно время… Так вот, если бы не тупая подборка с известного ресурса, может быть я никогда и не узнал бы о сем интереснейшем научно-популярном происшествии, случившимся в далеком 1971 году, на далекой калифорнийщине…

А ведь вся эта тема - событие и его отражение в фильме, поднимает огромнейший пласт цивилизационных вопросов. В истории, социологии, этнологии, психологии и бог еще знает где… Однако начнем непосредственно с события.





Зимбардо (крайний справа) и ассистенты.

Летом 1971 года, по запросу ВМС США в Стэндфордском университете провели постановочный психологический эксперимент на основе моделирования тюремной среды для 24 участников, набранных по объявлению. Руководителем проекта был назначен профессор психологии Филипп Зимбардо. Целью эксперимента являлось изучение поведенческих реакций в условиях изменяющихся ролевых стереотипов, проще говоря - поведение человека под воздействием «пресса» и наоборот в условиях «вседозволенности». Все это предполагалось употребить на выяснение причин бардака в системе наказаний ВМС, а так же в частях спецназа. В широком же научном смысле, могло дать весьма ценный материал по теме проявлений жестокости в обществе, дегуманизации народа, воздействия символов на население, другими словами - прояснить процесс «превращения народа в свиней».



"Арест".

Для меня же лично все это представляется намного более сложным. Что в реальности является причиной того или иного поведения человека, вне зависимости от его «правильности», сила или слабость? Активная позиция общества, это навязанный сверху стереотип или внутреннее побуждение прямо пропорциональное количеству накопившейся пассионарности? Эксперимент Зимбардо дал большой материал к размышлению, не смотря на то что был прекращен досрочно, а после подвержен серьезной критике по объективности и методологии. Действительно, Зимбардо подтолкнул участников к стереотипам поведения заранее навязав «охранникам» подавление «заключенных», но разве не в точности такие же условия созданы в любой обычной тюряге? Так или иначе, признан эксперимент или нет, но он остался в истории, его материалы опубликованы в открытом доступе и каждый желающий может сделать свои собственные выводы. А результаты были таковы.



"Охрана".

Участниками эксперимента являлись обычные студенты, протестированные и рандомно поделенные на «охранников» и «заключенных». «Тюрьма» была организована в подвальном помещении отделения психологии. «Охрана» была одета в форму и вооружена дубинками, несла дежурство по трое, по 8 часов и имела возможность отдыха в отдельном помещении. «Заключенные» задерживались при помощи настоящих полицейских, дактилоскопировались в настоящем отделении. Потом препровождались в Стэнфорд, раздеты, продезинфицированы, одеты в специально пошитые рубахи длиной до паха, при этом лишены нижнего белья. Кроме того им на головы были надеты нейлоновые чулки имитирующие стрижку наголо.



"Арестанты".

Поразительно, но бунт произошел уже на следующий день. «Заключенные» устроили большой дебош, были с большим трудом успокоены при помощи огнетушителей, лишены одежды и матрасов. Кроме того, наиболее активные «заключенные» были отделены от менее активных. «Охраной» были применены жесткое психологическое давление на «заключенных»: лишение еды, возможности помыться или опорожниться в сан-узле. «Заключенных» произвольно заставляли отжиматься в любое время. На третий день «сломался» первый «заключенный», его пришлось выпустить с подозрением на психическое расстройство.



"Заключенный" в истерике.

На четвертый день «сломался» еще один «заключенный». Когда его уводили, «охранники» заставляли остальных грубо его оскорблять. По всей видимости и сам Зимбардо заигрался ролью коменданта. «Заключенным» было предложено покинуть эксперимент под честное слово отказа от оплаты. Когда многие согласились, им было отказано. Некоторые «охранники» стали проявлять откровенные признаки садизма и готовы были выходить на «смену» во внеурочное время. Хотя насилие было строго запрещено условиями, грань была явно пройдена при попустительстве руководства эксперимента.



Филипп Зимбардо.

На пятый день было запланировано посещение родственниками. Родственники были в недоумении от посещения и незамедлительно стали готовить иски. К вечеру эксперимент посетила аспирант факультета и по совместительству невеста Зимбардо Кристина Маслах. Кристина была в шоке от увиденного, как собственно и от самого Зимбардо. Она твердо потребовала прекратить эксперимент. На следующий день Зимбардо уступил, закрыв эксперимент более чем на неделю раньше запланированного срока. Некоторые «охранники» были откровенно расстроены. Позже, по результатам была написана и издана книга «Эффект Люцифера». В ней в числе прочего, делаются выводы о преобладании ситуативного поведения над личностным, а так же воздействия идеологических установок на сознание людей. Позже Зимбарго входил в комиссию по расследованию событий в иракской тюрьме Абу-Грейб. В этой истории он пытался озвучить теорию о системных проблемах американской военной системы исполнения наказаний в противовес заявленной кадровой, и даже защищал отдельного надзирателя объявленного «козлом отпущения».



Вся история со «Стэндфордским тюремным экспериментом» стала источником огромного числа обсуждений, толкований и просто срачей. Отдельной темой шли параллели с германским нацизмом и кажется неудивительно, что первый серьезный художественный фильм по мотивам, был снят именно в Германии. «Das Experiment» был снят в 2000 году, немецким режиссером Оливером Хиршбиглем, по адаптированному сценарию книги немецкого же писателя с итальянскими корнями Марио Джордано. Книга называлась «Black Box» «Черный ящик». Впервые я посмотрел этот фильм лет пятнадцать назад и он произвел на меня тогда очень сильное впечатление. Недавно я фильм пересмотрел и должен сказать что кардинально мое восприятие не изменилось. Картина по-прежнему вставляет, хотя конечно я и стал замечать некоторые недостатки в постановке или актерской игре, в целом не перестал считать фильм хорошим.



Начнем с того, что Хиршбигль конечно постарался обыграть именно ту главную идею «Стэндфордского эксперимента» и роль личности самого Зимбардо в нем. С этим собственно все точно. Главное отличие фильма от прообраза события, это гиперболизированное усиление последствий. Тут немцы как бы создали модель возможного развития ситуации, если бы эксперимент не был закрыт вовремя. С одной стороны это можно понимать как художественный прием для усиления зрелищности, а с другой - как полноценное моделирование. Тем не менее фильм все же остается художественным, а стало быть там имеется и главный герой, в прекрасном на мой взгляд исполнении Морица Бляйбтрой, его антагониста психопата охранника, в менее прекрасном исполнении и даже его возлюбленной в еще менее прекрасном исполнении, но за то с прекрасным телом.



Само же основное действие и главное его развязка сделаны вообще на отлично - неожиданно, резко и динамично. При этом без всякой фантастики. Все это дело конечно перенесено в современную Германию, о Калифорнии говорит лишь только один из персонажей - профессиональный пародист Элвиса. Детали эксперимента тоже обрисованы довольно точно (некоторые даже несколько смягчены). Персонажи второго плана вполне дополняют сюжет, не испортив его. Что же касается выводов из просмотренного, то тут все не так однозначно.



Вообще у Хиршбигля я смотрел два фильма. Вышеупомянутый «Эксперимент» и еще одну довольно известную историческую реконструкцию под названием «Бункер». Кто не в курсе, это история молодой секретарши из бункера Гитлера. И надо признаться, что у обоих картин довольно размытый идеологический посыл. Нельзя с точностью определить, что считает режиссер основной причиной злоключений «цивилизованного европейского народа». Это его характер, или социальные условия, или такова вообще натура любого человека в мире? Не дает своими фильмами четкого ответа немец, хоть и считается аккуратным, дисциплинированным и ответственным…



киносравнения, о грустном, забугорная дичь, ненависть, глубизна, кавайные немчеги, чужая правда

Previous post Next post
Up