Каннибализм по-европейски

Jun 02, 2022 11:56







«Трупы на улицах нужны для того, чтобы не было больше трупов». Это не мои слова, это цитата. Поскольку язык кино универсален, его можно использовать в самых разнообразных ситуациях. Даже в таких, которые складываются вокруг нас прямо сейчас. А старое кино порой таит в себе такие пророческие вещи, что остаётся лишь глубоко задуматься.



"Каннибалы", Италия, 1970, Doria, San Marco, режиссёр и автор сценария Лилиана Кавани, композитор Эннио Морриконе

Для примера возьму совершенно неизвестную у нас картину (да и на Западе уже изрядно подзабытую) Лилианы Кавани «Каннибалы». Фильм 1970 года, снят был во многом благодаря случившимся в 1968 году бунтарским событиям во Франции и Пражской весне и наделавший шуму на Нью-Йоркском кинофестивале независимого кино (американцы страстно умоляли режиссёра переснять финал с хэппи-эндом и продать фильм им за зверские доллары, но она послала их куда подальше). Кавани знаменита в основном благодаря своему шедевру «Ночной портье» и работе в театре в качестве оперного режиссёра. А «Каннибалы» - практически старт её пути в кинематографе, до этого она работала лишь в малом метре и сняла пару полнометражных байопиков про Галилея и святого Франциска. Однако интерес к исследованию природы диктатур брал верх - она сделала две документалки про Сталина и Петена, и «Каннибалы» стали её первым художественным фильмом на эту тему.



Главная героиня до ареста

Условный европейский город (снимали в Милане), условное настоящее или даже недалёкое будущее. Общество живёт в условиях жесточайшей диктатуры, когда всех несогласных с «линией партии» отстреливают прямо на улицах, включая даже никому не угрожающих детей. Трупы остаются валяться прямо так, их никто не убирает. Наоборот, везде развешивают щиты с запретами прикасаться к мёртвым. Сценарий фильма был во многом основан на трагедии Софокла «Антигона» - так даже зовут главную героиню в исполнении Бритт Экланд (впоследствии одну из девушек Джеймса Бонда). Там тоже трупы кого надо не хоронят по распоряжению властей, а Антигона втихаря хоронит, за что платит жизнью собственной. У Кавани Антигона встречает странного человека, изъясняющегося на непонятном языке и всё время рисующего рыбу… Вместе они крадут трупы с городских улиц, вывозят за город, омывают и хоронят. Заканчивается всё, разумеется, известно чем, потому что, согласно одному из министров режима, «трупы на улицах нужны для того, чтобы не было больше трупов». Это и элемент шоу, и страшилка для зрителей одновременно. Не хотите закончить, как эти - не вякайте, а лучше наслаждайтесь зрелищем. Это же так красноречиво!



Главная героиня после ареста

1970 год - год начала активности «красных бригад» в Италии, действовавших рефлекторно как протест против диктатуры НАТО в Европе, удалившей от власти сопротивлявшегося ей де Голля, и против диктатуры СССР, задавившего Пражскую весну. Фильм Кавани оказался пророческим и для своего времени, и для нашего - сегодня мы наблюдаем то же самое на Украине. Трупы на улицах, которые появляются лишь когда это надо режиссёрам, и валяются там невесть сколько, отсвечивая голыми задами, в ожидании высокопоставленных зрителей из Европы. В ожидании тех самых каннибалов, едущих полюбоваться на живописные плоды своей деятельности. Джоконда никому не интересна, её тортами и мажут, чтобы хоть напомнить о ней - всех теперь интересует совсем другое шоу. Людоедское.

Трейлер фильма, музыку к которому написал Эннио Морриконе - одна из лучших работ Мастера в кино

image Click to view



На днях на Азовстали нашли «курган» из трупов с парой-тройкой мин под ним. Ещё один ярчайший образ современного искусства. Трупы, которые нельзя трогать. Потому что, если прикоснуться к ним, за тобой не дядьки в касках прибегут с собаками, а мигом превратишься в труп сам. Трупы нельзя трогать, иначе их станет ещё больше… Зловещий, каннибальский образ. Западная цивилизация, насытившись колониями и перемолов большую часть их населения в труху, теперь пожирает новые территории, уничтожая их население, как всегда преподнося это как «сражение за свободу и демократию». Затянувшийся с XVIII века сериал, который давно изжил себя, но прекратить съёмки нет никакой мочи - аппетит каннибала не позволяет. Хоть раз попробовав человечины постоянно хочется ещё. Это как наркотик, причём фатальный - если остановиться, то дальше не ломка, а пропасть.



Пьер Клементи, играющий странного парня, использует никому неизвестный язык. Его не понимают, потому что «цивилизация» изъясняется иначе, это как латынь для римлян, а все остальные - варвары. Но римлян сломили не варвары, а христиане. И герой Клементи рисует всё время рыбу - символ тех самых первых христиан, ἸΧΘΥΣ (ihtis) по-гречески и рыба, и сокращённое обозначение Иисуса Христа. Общество, отказавшееся от Бога и рисующего Богородицу с гранатомётом в руках, не имеет будущего. Остаётся лишь благословлять трупы на улицах, к которым нельзя прикасаться и которые нужны там, чтобы их не стало ещё больше. Однако всё работает наоборот - те, кто убивает, входят во вкус и хотят ещё, а те, кого убивают, сопротивляются и гибнут вдвойне. В фильме примечателен ещё один момент - люди начинают закрывать носы и рты платками (потому что мертвецы воняют), как и все мы до недавнего времени, наряженные в ковидные маски. Ковид собрал свою жатву, настал черёд собирать свой урожай для иных сил. Однако в этом дурном спектакле и зрители, и режиссёры вскоре сами могут обратиться в действующих лиц. В обездвиженных. К которым нельзя прикасаться. Потому что прикасаться к ним уже может статься будет и некому.

Один из самых ярких моментов фильма вновь в сопровождении шокирующей музыкальной темы от Эннио Морриконе (её впоследствии использовал в своей картине другой режиссёр, Джилло Понтекорво)

image Click to view



(c) petrus_paulus

глубизна, допрыгались, полезно, золотой фонд, положительный пример

Previous post Next post
Up