Специальные звания и форма работников Милиции в фильме "Место встречи изменить нельзя"

May 19, 2022 12:10

Здравствуйте уважаемые.
Как и обещал, второй пост по фильму :-)
На прошлой неделе у нас в комментариях небольшой спор вышел про правоохранительную систему СССР в 1945 году и место Милиции в оной. Думаю, будет правильным рассказать (или напомнить) о такой системе в рамках рассмотрения замечательного кино, и еще немного расширить тему, сделав акцент на форму некоторых героев картины.
Но начнем с системы.


7 октября 1918 года создано Главное управление милиции (сокращенно - ГУМ) Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР.
15 декабря 1930 года НКВД РСФСР ликвидирован.
31 декабря 1930 года образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции (сокращенно ГУ РКМ) при Совете Народных комиссаров (СНК) РСФСР. Положением о Рабоче-крестьянской милиции было установлено, что соответствующие Управления создаются при СНК всех союзных республик.
27 декабря 1932 года ГУ РКМ передано в ведение Объединённого государственного политического управления (сокращенно-ОГПУ) СССР. Но при этом республиканские главные управления милиции в ОГПУ СССР не передавались, они оставались в ведении СНК республик и сохраняли организационную самостоятельность.
10 июля 1934 года образован НКВД СССР, в состав которого вошло как ОГПУ СССР, так и образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУ РКМ)
26 февраля 1940 года ГУ РКМ преобразовано в Главное управление милиции (ГУМ) НКВД СССР.
31 июля 1941 года ГУМ вошло в состав образованного Административно-оперативного управления НКВД СССР. Затем ГУМ вывели впрямое подчинение.


Значит на период рассмотрения фильма ГУМ - отдельное подразделение НКВД СССР.
Мы имеем дело с МУРом, то естьс Московским уголовным розыском. Это подразделение Главного управления милиции (ГУМ) НКВД СССР по городу Москве.
Еще в 1940 году, согласно приказу НКВД, все аппараты уголовного розыска перестроили оперативно-служебную деятельность по линейному принципу. Оперативные работники разделялись на группы по борьбе с конкретными видами преступлений. В МУРе было создано 11 отделений, специализирующихся на борьбе с отдельными видами преступлений. Глеб Жеглов возглявляет отдел по борьбе с бандитизмом. Отдел небольшой, укомплектован совсем не по штату - это неудивительно. Людей не хватает. Вот сюда то и попадает наш фронтовик Володя Шарапов.


Теперь по форме и по званиям.
Все работники отдела ходят без формы (что и неудивительно). Сам Глеб облачается в китель только однажды, называя его домашним.


Глеб одет не совсем по форрме. Точнее, видимо не смогли ему сшить китель по стандартам 1945 года. На тот момент действововал Приказ НКВД СССР № 126 от 18.02.1943 г.
Цвет мундира и брюк соответствует. Мундир темно-синего цвета однобортный на пять пуговиц, окантован по воротнику, обшлагам, борту и листочкам задних карманов приборным сукном бирюзового цвета. Пуговицы с государственным гербом СССР
Мы видим его капитанские погоны


Поле погона из галуна или шелка серебристого цвета. На погонах среднего начсостава один просвет и металлические золоченые звездочки размером 13 мм. Форменные позолоченные пуговицы с изображением серпа и молота. Цвет кантов и просветов - бирюзовый. Размеры погон: длина - 14-16 см, ширина - 4 см.
Но мы не видим, петлицы и обшлаги. А должны были бы - парадка как-никак.
На воротнике мундира, с отступом от передних концов на 0,5 см, должны быть продольные петлицы бирюзового цвета без окантовки. На петлицах среднего начальствующего состава должен быть витой серебром и канителью столбик, перевитый золотой нитью, с цветным просветом в середине столбика - 0,2 мм. Вот такой вот:


Ну и на обшалагах мундира, имеющего форму мысика, шитье серебром в форме столбика, с просветом цвета петлиц.


Кроме Жеглова в отделе форму нее носит больше никто. Хотя по книге мы знаем, что Ваня Пасюк является сержантом Милиции.
Милицейскую форму мы с вами в фильме видим еще несколько раз. Прежде всего, на Петре Соловьеве (роль Всеволода Абдулова).
Петюня одет не в китель, а в гимнастерку


Все соответствует правилам:


"Счастливчик с сестрой жены из Коканда" у нас лейтенант


Фуражка темно-синего цвета, с околышем бирюзового и кантами красного цвета. Подбородный ремешок черного цвета, лакированный. На околыше крепилась красная пятиконечная звезда с гербом СССР в ее середине. Тут кант не соответствует времени.


Обратите внимание на значки Петюни. Первый легко читается - это знак ГТО образца 30-х годов


А вот второй не распознал. Интересны ваши предположения.
У Петюни есть друг, который все время трется возле него. Тоже летеха в исполнении Валерия Бассэля.


Кого мы еще можем видеть в форме.
Постоянно в форме (или хотя бы частично в ней) водитель "Фердинанда" Александр Иванович Копытин (роль Алексея Миронова).




По жизни Алексей Борисович Миронов не только отличный актер, но и настоящий герой Великой Отечественной. Припмсал себе год, пошел добровольцем и воевал все 4 года Кавалер ордена Отечественной войны 1-й степени и медали «За отвагу».
Не зря на концерте, посвященном Дню Милиции Шарапов именно его поздравляет персонально.
В фильме Копытин старший сержант милиции и человек, который действительно давно служит в правоохранительных органах.
Конечно же интересен подполковник милиции Сергей Ипатьевич Панков (роль Евгения Шутова).


Он руководитель МУРа по фильму. Реальным руководителем угро Москвы в эти дни был Александр Урусов. Крутой мужик, знаток японского и личный друг Маршала Роккосовского.


Панкова мы единственный раз видим в форме и то нечетко- на Дне Милиции.


Там же на концерте мы можем наблюдять некого активно выступающего миллиционера высшего командного состава в исполнении Генриха Осташевского


Скорее всего, он изображал руководителя всей советской Милиции Александра Григорьевича Галкина


По нагарадам близко, кстати. У персонажа Осташевского Орден Ленина, Орден Красного знамени, орден Отечественной войны, Орден Красной звезды и почему то медали "За Отвагу" и Медаль
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Ну да ладно...
Главное другое - по погонам герой Осташевского у нас Комиссар Милииции 3 ранга,


а вот Галкин был первым (и единственным) Комиссаром 1 ранга.


Погоны по зигзагу имеют просветы бирюзового цвета. Звездочки на погонах комиссаров милиции, вышитые золотом, количество соответствовало специальному званию: у комиссаров милиции 1 ранга-3 звездочки, расположенные в ряд по середине погона, у комиссаров милиции 2 ранга-2 звездочки и у комиссаров милиции 3 ранга-1 звездочка. Пуговицы на погонах золотистые с гербом. Размеры погон : длина-14-16 см, ширина-6,5 см.

Ну и парадка у высшего состава немного другая
Мундир комиссаров милиции однобортный, темно-синего цвета, окантован по воротнику, обшлагам, борту и листочкам задних карманов кантом бирюзового цвета. Верхний и передний край воротника мундира вышиты одинарным серебристым кантом, параллельно цветному канту. На передних концах воротника вдоль серебристого канта узкое серебряное шитье в виде лавровой ветви.


На обшлагах, имеющих форму мысика, параллельно цветному канту, шитый серебром одинарный кант. Параллельно канту в выступе мысика шитье серебром в форме трех расходящихся лавровых веток, обрамленных по конусу серебряным одинарным кантом.


Ну и последний человек сегодня, но далеко не последий в фильме - это младший сержант Милиции Варя Синичкина.


Кстати, а вы замечали, что Варя, чуть ли не первый персонаж в фильме, которого замечает Володя Шарапов. Я вот сам недавно обратил внимание. Она там с мальчишками возится, когда Володя двигается в МУР на самой первой минуте фильма:


Варя, как я уже говорил, по сценарию младший сержант, но вот погоны говорят нам о том, что она рядовой милиционер в одних кадрах:



Но подтверждают ее звание в других :)



А так форма соответсвует женским образцам военной формы того времени в том числе и Милиции






Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.

заклепки, золотой фонд

Previous post Next post
Up