Сказать по правде, из итальянских трэшмейкеров 70-х, Дарио Ардженто не самый мой любимый режиссер. Например фильмы
Бава,
Серджио Мартино или
Амадио как-то мне больше по душе. Тем не менее, картины Ардженто имеют безусловную ценность и занимают собственную нишу, а «Суспирия» среди них, пожалуй самый известный. Кроме того «Суспирия» может считаться полноценной франшизой, она имеет целых два авторских продолжения. Причем второй фильм трилогии «Инферно» был снят Ардженто в 1979-м, а третий «Мать слез» уже в 2007-м. Таким образом, по этим трем фильмам вполне можно проследить развитие мистического итальянского хоррора на протяжении тридцати лет, а если брать еще ремейк Гуаданиньо 2018 года, то и все сорок. Собственно с этой целью я и посмотрел кроме оригинала еще три «сиквела». Но сначала вернемся в 1977 год.
«Suspiria» 1977
«Suspiria» - трэш 70-х
Признаюсь, что «Суспирия» не произвела на меня такого уж ошеломительного впечатления, а смотрел я ее впервые еще лет пять назад. По сюжету фильм был явной эксплуатацией волны мистических ужастиков, поднятой «Ребенком Розмари». «Омэн» кстати был снят годом ранее «Суспирии». Собственно попадание в «струю» и объясняет относительный успех картины. Что касается формы, то это был классический итальянский джалло со всеми атрибутами: тягучий саспенс, фиксация на эпизодах насилия, рука с ножом и т.п. Несколько необычным казалось цветовое и музыкальное оформление, но можно уверенно сказать, что Ардженто вовсе не закладывал в этот фильм чего-то революционного, это был просто очередной эксплуатационник.
Что же касается трилогии, то я не уверен что Ардженто изначально намеревался снимать продолжения. По всей видимости вопрос о продолжениях встал уже после успеха первого фильма. Как-то уж очень разными по стилю получились картины и сюжетом не особо связанными. Все же публичные заявления вполне можно считать коммерческими пиар-акциями. Чего стоит одно только уверение что сюжет навеян ничем иным как «Белоснежкой»…
Итак. Сьюзи это такая американка и по совместительству балерина. Сьюзи приперлась в германскую мухосрань - городок Фрайбург из Нью-Йорка учиться балету ибо нормальному балету только лишь во Фрайбурге и могут как следует научить. Сразу же как только Сьюзи ступает на германскую землю, она чувствует германиш ветер, холод, дождь и аберст злой таксистен… Злой таксистен привозит Сьюзи в аберст дункер шлост… очень мрачный дворец и она становится свидетелем дикой например сцены. Из дверей дункер шлоста выбегает растрепанная фройлян вся в слезах и соплях и бормоча невнятные причитания бросается в ближайший лесок. Сьюзи пытается объяснить цель своего прибытия, но ее грубо посылают нахрен по штрассе. Это и есть национальный колорит сестренка.
Далее следует одна из немногих собственно джалло-сцен. Убежавшая из дворца психованная фройляйн по имени Пам, подвергается жестокому например убийству от зловещей руки с ножом. Сначала зловещая рука прижимает Пам носом к стеклу и давит пока нос не выдавливает стекло. Потом зловещая рука пыряет Пам ножиком в живот, обворачивает шею Пам подвернувшимся проводом и сталкивает вниз, разбивая при этом красивый витражный потолок. Подруга приютившая Пам, при этом тупо смотрит вверх и ей в голову втыкается здоровенный осколок витража.
Наутро, настырная Сьюзи снова идет в аберст дункер шлост. Ее встречают фрау Таннер и фрау Бланк. Любой ребенок сразу бы догадался что тетьки настоящие ведьмы, причем настоящие немецкие ведьмы, но наша тупорылая американка ничего не знает о местных этнических особенностях и фольклоре. Поэтому она тупо ходит по коридорам и пялится на отвратительных баб служанок, причем отвратительные бабы служанки разговаривают между собой на чистом русском языке с одесским говором. И еще там есть здоровяк слуга с отвратительной рожей, по легенде - румын. И вот одна баба светит Сьюзи зеркальцем в глаза и Сьюзи чей-то поплохело. Доктор прописывает Сьюзи прекрасное лечение - жесткую диету и хороший стакан вина. От такого лечения Сьюзи все время ходит косая и спит на ходу.
И вот Сьюзи все время отрубается, а тут еще одна истеричка по имени Сара ее тормошит и пытается ей что-то растолковать. А с потолка вдруг начинают сыпаться опарыши и это ни есть корошо. Если кто подумал что это колдовство, таки нет. Это просто шлешт вурст - колбас пропал. И злая фрау Таннер ходит башмаками прям по несчастным опарышам с характерным хрустом. Вообще эксплуатация эпизодов со зверушками излюбленная тема итальянцев и Ардженто один и них. Сцены со зверушками будут и в этом фильме и в следующих и по видимому в них почти все животные пострадали. Например как в той сцене со слепым пианистом и его собакой-поводырем. Немецкая овчарка-поводырь вдруг сбесилась и покусала мальчика - персонажа косплеющего фильм «Омэн». А потом эта же овчарка набросилась на самого слепого пианиста и перегрызла ему горло, причем мне показалось что в самый острый момент собакен уже была чучелом, хотя сразу же стала отрывать зубами кляц-кляц мясо от пианиста… вот такой парадокс. Была там правда еще сцена с толстенной летучей мышью, которую наша добрая Сьюзи захерачила табуретом в кровавое пятно, но об этом я даже говорить не хочу.
Впрочем, неосмотрительную Сару тоже прирезала рука с ножом. На этот раз прямо по горлу. Тут уж конечно Сьюзи начала подозревать неладное. Она встретилась с неким ученым, который объяснил ей что к чему. Ученый объяснил тупой американке что ведьмы, шабаши и прочие ахтунги в Германии в порядке вещей. А в данном конкретном случае фигурирует некая ведьма именно греческого происхождения по имени Маркос. Когда-то давно, Маркос сгорела вместе с помещением, но школа балета осталась и возможно продолжает заниматься оккультными делишками. После такого откровенного разоблачения Сьюзи сразу же смылась отправилась в аберст дункер шлост.
Сьюзи пробралась в тайные бункера, нашла комнату в которой проводится шабаш, подслушала тайные переговоры ведьм, потом нашла комнату в которой обитает обгорелый Маркос. Потом просто взяла и тупо зарезала обгорелый, тухлый Маркос. Все. Хэппи-энд.
С одной стороны весь этот финал как бы наводит на мысль что тебя нае… обманули, но с другой это в общем нормальный финал нормального спагетти-хоррора 70-х. Зло наказано, «наши» победили, при этом никаких заумных философствований и широких исторических обобщений. К тому же вполне приемлемый адекватный хронометраж. Надо сказать, что дальше в продолжение франшизы, в некоторых из этих компонентов Ардженто немного перешел грань фанатизма, а уж Гуаданиньо просто заступил за все какие можно красные линии, как сейчас выражаются политики.
«Inferno» 1980
«Inferno» - трэш 80-х.
Вообще этот фильм Ардженто снял в 1979 году, но можно вполне считать его снятым в эстетике 80-х. С одной стороны это как бы еще классическое джалло где рука в перчатке, а в руке нож, но с другой стороны рука уже как бы норовит снять перчатку, обнажив потустороннюю клешню с волосами и когтями. Сюжет правда все такой же примитивный, но форма норовит перейти из двухмерного пространства в трехмерное. И вот кроме обычных подвалов, коридоров и потайных комнат, открывающихся потайными замками, мы видим потайные комнаты затопленные водой, ходы ведущие неизвестно откуда хрен знает куда и вообще фильм уже вовсю стремиться шагнуть из студии на пленер. То же самое и с персонажами. Персонажи уже не тупо представляют собой ходячие штампы и функции, а заключают некую двойственность, склонны к изменениям полярности и угадываются не сразу. Кроме того некоторые вообще для сюжета откровенно левые и добавлены исключительно для сюрреализма. Проще говоря, фильм хоть и 1980-го года выпуска, но включает в себя полный набор трэша 80-90-х, бессмысленного и беспощадного.
Начинается все с того что авторы пытаются связать сюжет первого фильма со вторым. Получается это довольно неуклюже, поскольку первый фильм делался явно без намерений дальнейшего продолжения и сам по себе имеет довольно законченный вид. Между тем, основание сделать продолжение действительно было, так как сюжет все-таки основан частично на книге Куинси «Suspiria de Profundis» 19 века. А там речь идет о трех как бы сущностях смерти, олицетворением коих являются три ведьмы Mater Lachrymarum, Mater Suspiriorum, and Mater Tenebrarum. Этих-то трех инфернальных персонажей Ардженто и поместил в Рим, во Фрайбург и в Нью-Йорк соответственно. Ну а раз первый фильм был о Фрайбурге, то второй конечно о Нью Йорке, и чуть-чуть о Риме. Это на тот случай если бы не получилось снять третью часть. Кстати, так почти и произошло. Третья часть очень сильно затянулась и могла вполне накрыться медным тазом. Но об этом ниже.
Так вот, «Инферно» снимался уже несколько на других принципах, и техника съемки и даже обработка пленки коренным образом поменялись. Цвет стал более натуральным, а музыка фортепианной. Фильм начинается по традиции с пытливой американки Роуз проживающей по случаю в городе Нью Йорк, в том же доме что упомянут в книге о «Трех матерях», которую написал архитектор собственно их и построивший. Книжку по случаю втюхал Роуз хитрый антиквар по фамилии Казанян. И вот Роуз начитавшись этой бредятины, лазит по чердакам и подвалам, видимо представляя себя крутым спелеологом. Она даже заныривает в комнату полную прозрачной как слеза воды и встречает там замечательного трупа, который начинает приставать и хватать Роуз за пятки.
Вероятно впечатлившись этим приключением, Роуз посылает письмо брату Марку который учится в Риме, в каком-то музыкальном вузе. Письмо попадает в руки однокашнице Марка Саре. Сара прочитав письмо сразу его выкидывает едет в библиотеку и находит книжку о «Трех матерях». Сара желает спиздить книжку, но попадает в подвал библиотеки, где обнаруживается лаборатория алхимика и собственно сам алхимик. Алхимик отбирает книжку у Сары, а потом Сару пыряет ножиком рука в перчатке, и соседа Сариного тоже пыряет… за компанию. И это еще только в Риме.
Между тем Марк прилетает в Нью-Йорк. Он подходит к тому самому дому и видит на нем табличку сообщающую о том что сам например Гурджиев жил здесь в 1924 году. Хрен знает кто такой Гурджиев, но в целом эта инфа конечно добавляет таинственности. Роуз к этому времени конечно уже пристукнули когтистые лапы, после десятиминутного забега по лестницам и чердакам. Впрочем девушка и так по сути была обречена, с ее странной привычкой лазить по аварийно-опасным объектам. Далее к поискам «ацкого ада», а точнее «того не знаю чего», по очереди приступают еще несколько любопытных американок - судьба их печально в разной степени кровавости. Можно правда выделить кончину графини Элизы от стаи диких например котов и кончину антиквара Казаряна от стаи диких например крыс. Обе сцены ставил Марио Бава, поэтому можно вполне быть уверенным что живность очень сильно пострадала, как и в полной упоротости фрагментов.
Финал, в отличие от первого фильма вышел совсем не конкретным а в духе 80-х трансцендентным, но на то и «Инферно». По количеству трупов разных теток Ардженто перевыполнил план раза в три, а вот Марк остался цел и невредим, и это очень доставляет. Правда все это почему-то не доставило новому руководству «20th Century Fox» и фильм задвинули на полку, выпустив в ограниченный прокат аж через пять лет. Эта вопиющая несправедливость, а так же то что не удалось навариться, очень сильно подкосили Ардженто. А ведь он и так здоровьем сибирским не отличался.
«Mother of Tears» 2007
«Mother of Tears» «Мать слез» - трэш нулевых.
Вот не знаю насколько Дарио Ардженто был гениальным режиссером, но нюхом на модные тенденции определенно обладал. И третью часть своих «Трех матерей» он подгадал аккурат к нулевым, когда снова возник спрос на мистический трэш, уже в новой эстетике. Правда накладки технического характера несколько отсрочили съемки и фильм вышел только в 2007 году.
Надо сразу сказать что фильм не зашел ни критикам, ни зрителям, да че уж тут, его просто порвали как тузик грелку. А главной претензией стало то что фильм не оправдал ожидания. То есть народ видишь ли ждал шедевра подобного «Суспирии», а получил трэш с кишками. Однако лично я считаю что «Суспирия» - шедевр только в головах фанатов, а на самом деле она такой же трэш как и все остальные фильмы итальянца и вовсе не выбивается из общего ряда. Это по содержанию. А по форме? Считаю было бы глупо ждать фильм в нулевых где в сиянии неонового света сделанного по технологии техниколор медленно, минут по десять, ходит дева в платье до пят, что бы потом при виде руки в черной перчатке, упасть на пол в позе личинки, вытаращить глаза и раскрыть рот в отчаянном вопле. «Мать слез» совершенно в духе времени, динамична, натуралистична, избыточна в плане кишков и силиконовых сисег и склонна проецировать локальный сюжет на глобальный мировой уровень. Тогда так все делали - это было модно.
Итак. Действие разворачивается в Италии. История освещает окончательное решение вопроса с тремя матерями, а именно житье-бытье «матери слез» - самой распрекрасной, живущей конечно же в городе Рим. Начинается все конечно же с коммунальщиков и католиков. В данном случае коммунальщики раскопали старинное захоронение, а католики распечатали древнюю урну (потом правда снова запечатали) и отправили ее не в Ватикан, а в археологический музей (о времена).
В музее на тот момент находились две тупые тетки. Тетки не стали ждать начальника и сами распечатали эту самую урну. В урне тетки нашли два окурка три фигурки и кофточку со стразами стильной надписью. Надо сказать что одна из теток, а именно Сара, как раз оказалась дочкой режиссера. А вторую тут же нарисовавшиеся демоны порвали на мелкие ошметки, выбив предварительно зубы, выпотрошив и … ну ладно. В любом случае шустрая Сара смылась не просто за счет собственных спринтерских способностей, а откровенно воспользовавшись помощью неких сверхъестественных сил. Тут мы вплотную подходим к конкретному отличию «Матери слез» от своих предшественников.
В фильме сделана попытка объяснить то что в предыдущих фильмах было представлено тупо без объяснений. Например каким образом в «Суспирии» какая-то субтильная американка смогла так легко зарезать самую влиятельную ведьму этой части европейского союза? А очень просто, отвечает нам Дарио. Эта самая Сьюзи сама была та еще ведьма… только «белая»… и все это очень умело скрывала. А Сара оказалась не только дочкой режиссера, а еще и дочкой этой самой Сьюзи, погибшей правда несколько ранее. И теперь… эта Сьюзи помогает Саре, сама пребывая в виде довольно несерьезно нарисованного привидения. Ааааа… восклицает тупорылый зритель, теперь-то все ясно. И еще ясно, что внутренняя идеология франшизы к середине нулевых сместилась от противостояния «добро vs зло» к «относительное зло vs абсолютное зло». Причем «абсолютное зло» пока еще имеет черты таких ништяков как садизм, демонизм и т.п., а «относительное зло» разрешено пока только шалости с гомосеками и мелкая ворожба.
Второе отличие заключается в попытке вывести фильм из локальной истории про компанию зловредных женщин, в эпическое противостояние мирового масштаба. И тут ключевую роль берет на себя… кофточка со стразами красивой надписью. Дело в том, что сама по себе Мать слез - простая израильская модель, но стоит ей надеть на голое тело кофту, она сразу приобретает уже страшную силу над всем миром. И в Рим начинают съезжаться все ведьмы и колдуны из всех частей света, правда все они больше похожи на обычных проституток и сутенеров. И что самое интересное, грозит это все собственно самому Риму, поскольку происходят изнасилования, ограбления и убийства, впрочем как и всегда.
Между тем ситуация с Сарой сгущается. Ее разыскивает полиция, а некая японская ведьма все время пытается прищучить. Сара мечется по Риму, просит помощи у всех знакомых, от священников до «белых» так сказать ведьм-лесбиянок, но все эти «помощники» тут же выпиливаются самым садистским способом. Особенно ведьмы-лесбиянки. Впрочем финал всей этой басни вышел просто на удивление банальным. Финал, надо сказать вышел даже банальней нежели в двух предыдущих фильмах. Такое впечатление что сценаристы просто выдохлись оригинальничая на протяжении всего сюжета и на финал просто не хватило фантазии. И вместо надлежащего эпичного финала, хотя бы вроде финала «Инферно», нам представили финал с раздеванием кофточки и купанием в экскрементах. На этом месте плавно перейдем к «Суспирии» Гуаданиньо 2018 года, ибо чувак по всей видимости хотел наконец уже снять настоящий «сурьозный» дорогой авторский фильм, а не трэш. Получилось ли у него? На этот вопрос и постараемся найти ответ.
«Suspiria» 2018
«Suspiria» - трэш 2018
Для начала, конечно было ясно что из такого сюжета как в первой «Суспирии» современного фильма не сделать. Поэтому фильм снимался по совершенно свеженаписанному сценарию, только в самых общих чертах сходном с оригиналом. Впрочем аберст дункер шлост - мрачные чертоги они сохранили, правда перенесли из Фрайбурга в Западный Берлин. Ну просто несерьезно как-то… Рим, Нью Йорк и какой-то сраный Фрайбург. Теперь что касается главной героини - американки Сьюзи. У Гуаданиньо американка не просто так сказать тупая wasp, а имеет очень мутную предысторию связанную с общиной менонитов. Сьюзи как бы от семьи сбежала, но и мамаша Сьюзи очень злая менонитка, в процессе сознается что с происхождением Сьюзи не все благополучно. Для чего все эти сложности зритель поймет в финале.
С ведьмами тоже все довольно сильно осложнили. Если в первом фильме ведьмы были хоть и оберст страшные на вид, но весьма туповатые. В третьем фильме им как альтернатива появились некие «белые ведьмы». А в фильме Гуаданиньо в стан ведьм был уже внесен некий политический оттенок. Там они разделились на два политических крыла, причем вместо хоть каких-нибудь примитивных политических разногласий, все их различия сводились исключительно к личной неприязни. Точнее к неприязни действующей канцлерши по имени Ангела Маркос, вконец потерявшей остатки здоровья и совести на трудном посту. И еще в не особенно дружный коллектив ведьм был введен обязательный персонаж негритянской колдуньи. Что бы соблюсти политкорректность и не обидеть негров, колдунья вышла отменно гнусная. Мне лично доставил персонаж субтильной рефлексирующей ведьмачки в очечьках похожей на Ахеджакову, которая не выдержав груза ответственного решения покончила с собой. Видимо это была метафора либеральной интеллигенции.
Что касается сюжета, то еще очень намутили с персонажем некоего старичка психолога растревоженного тяжелыми воспоминаниями о холокосте. Ему уделяется неадекватно много внимания, учитывая его довольно мизерное значение для финала. Хотя возможно слишком много экранного времени деду уделили, потому что его играет Скильда Хуинтон… то есть эта… Тильда Суинтон.
Все перипетии происходят на фоне политических новостей 1977 года. Теле-сообщения о РАФ, захватах люфтганзы, беспорядках и т. п. Все это нагромождение должно бы связывать шабаш ведьм, холокост и политическую обстановку того времени, но… как-то не особо связывает. Хотя здорово вписывается в модный для современного кино тренд. И еще в современный тренд вписывается форма этого фильма. Картина нарисована в экспрессионистской манере, в отличие от первого фильма с неоновым цветом. Действие насыщено современной хореографией вплетенной в сюжет больше нежели в оригинале. Присутствует цифровая графика, обнаженка и обязательные кишки, все как положено.
Но самое основное это философия фильма Гуаданиньо и его дуалистичный финал с привкусом гностицизма. Американская девка здесь предстает не просто «наивной школьницей» которой слегка повезло, и не обладательницей неких полезных потусторонних способностей, а собственно центральной инфернальной фигурой, просто не достаточно понятой обывателями. Они-то думали что ведьма-смерть это абсолютное зло, а она на самом деле может быть и весьма доброй (полезной) и к тому же еще танцует красиво в наряде из красных нитей на голое тело. Кроме того противостояние окончательно сместилось на линию «абсолютное зло vs абсолютное зло», в принципе выкинув какое-либо «добро» из формулы. При этом все ништяки, как-то садизм, демонизм и пр., остались присутствовать в наборе обоих сторон, как само-собой нормальная практика. Кстати говоря, подобная идеология подмены «добра» «злом», в новом западном кино, к настоящему времени стала практически доминирующей, и значительная часть нашего кинематографа ориентированного на запад, тоже подхватывает подобную тенденцию.
Так вот, принимая во внимание все вышеизложенное, я лично склоняюсь к мнению что фильм Гуаданиньо «Суспирия» 2018-го года выпуска, в ряду всех остальных фильмов франшизы о «Трех матерях», так и остался спагетти-хоррором и трэшем, хоть и современным и довольно высокобюджетным. Не смотря на все старания придать ему некую «глубизну» и общую претенциозность, смысл его остался довольно поверхностным и на передний план вылезли элементарные экшн-сцены для коммерческой заманухи. То есть на мой взгляд псевдофилософия не перевесила спецэффекты, а эстетские сцены с хореографией не оправдали литры красной краски и кишки размазанные по всему полу и слишком растянутый хронометраж.