«Че Гевара: Дневники мотоциклиста» «Diarios de motocicleta» «The Motorcycle Diaries» 2004 «В диких условиях» «Into the Wild» 2007
Посвящается всем погибшим в борьбе с нацистско-фашистской мразью
Эти два фильма я посмотрел лет десять назад, практически следом. Попались они мне по наводке поисковика с запросом «фильмы по реальным событиям». Еще тогда они показались мне странно похожими по форме и противоположными по содержанию. И вот я пересмотрел эти два фильма, с целью выяснить их идеологическое различие подробнее. А толчком послужила одна рецензия, где чувак в статье для относительно крупного интернет-издания сравнивал картину Саллеса «The Motorcycle Diaries» и «Easy Rider», причем «Беспечный ездок» представлялся как некий эталон высокой кинематографической философии, а «Дневники мотоциклиста» как жалкое подражание. Я сразу подумал, что например такой фильм как «В диких условиях» наверняка бы зашел тому рецензенту, потому что он полностью попадает в идеологическую колею проложенную Хоппером, Фондой и иже с ними, а вот фильм Саллеса практически не попадает. Почти не попадает, потому что «Дневники» это все-таки отражение представлений Саллеса, а эти представления вовсе не диаметральны идеям либерализма 60-х.
Эрнесто Гевара в 1950 году
Так или иначе, но Саллес в 2004 году выпустил свой роуд-муви основанный на записях Эрнесто Гевары - человека, имя которого вот уже более полувека люто ненавидят все правые силы планеты и всеми силами стараются его очернить, выхолостить и вычеркнуть из истории. Отлично помню «статьи» перепечатанные из западных изданий где Че представлен не иначе как «красный зверь» со слов црушных пропагандистов. По степени ненависти можно опосредованно оценить масштаб личности легендарного команданте и Саллес сделал шаг, хоть и небольшой но вполне определенный в очеловечивании личности, которую мировой олигархат пытался превратить в товарный знак. Этот небольшой шаг на мой взгляд, пусть он не идеальный по форме и недостаточный по содержанию, наносит удар по «фешне» сильнее нежели многие и многие тонны печатной и кино продукции ибо имеет ясный и понятный человеческий посыл.
«Че Гевара: Дневники мотоциклиста» «Diarios de motocicleta» «The Motorcycle Diaries» 2004
«Че Гевара: Дневники мотоциклиста» «Diarios de motocicleta» «The Motorcycle Diaries» 2004
В основу фильма положены путевые заметки написанные Эрнесто Геварой во время путешествия по Латинской Америке в 1952 году, а так же воспоминания его друга и компаньона во время путешествия Альберто Гранадо. На момент событий самому Геваре было 23 года, а Гранадо около 30-ти, всего было преодолено около 14 тыс. км. по Аргентине, Чили, Перу, Колумбии и Венесуэле. Сразу хочу уточнить что фильм, не имеют отношения к теме туризма в современном тупом его понимании. Гевара и Гранадо проехали на мотоцикле, попутками и пешком через всю Южную Америку не в целях «сфоткать и запостить мачу-пикчу», у них была конкретная цель поработать волонтерами в одном из лепрозориев Перу. Это по фильму, а на самом деле все путешествие было предпринято в целях исследования системы учреждений по борьбе с лепрой на континенте. Тут все дело в Гранадо который был бактериологом и конкретно занимался проблемами проказы, сам Гевара на тот момент был студентом медицинского университета по специальности хирургия и ему предстояли экзамены и диплом.
В этом месте в картине присутствует небольшой диссонанс, относительно реального образа героя. Молодой Гевара в исполнении Берналя это в некоторой степени Керуак как авторы его понимают, а реальный Гевара того периода это уже почти сформировавшийся боец, которому оставался один шаг, что бы начать свою собственную активную революционную деятельность. То есть надо полагать что резкие акценты реальной истории были намеренно смягчены для того что бы особенно не шокировать обросшее жирком западное общество. Тем не менее фильм, хоть и в смягченной форме, но передает процесс трансформации характера молодого Гевары под впечатлениями увиденной тотальной социальной несправедливости повсеместно по дороге из Буэнос-Айреса до Каракаса.
И еще в фильме все таки выдержано в целом то описание характера Че каким оно сохранилось в воспоминаниях людей его знавших. В целом, потому что как представляется, этот человек был еще более цельным, спокойным, сосредоточенным, чутким и открытым к миру. В общем в 23 года Гевара был более взрослым нежели это изобразили Саллес и Берналь. Хотя конечно в фильме присутствуют многие из известных высказываний Че, вроде того что «революция не бывает без крови», но в исполнении Берналя они звучат несколько патетично, но мы-то знаем что Че слов на ветер не бросал.
Резюмируя все вышесказанное. Фильм Саллеса «Дневники мотоциклиста» конечно снят в форме традиционного роуд-муви в его «западном» варианте, но внутреннее наполнение его далеко от классического «путешествия пары укурков с целью переправить брикет кокса и заодно перепихнуться с герлой под бодрый рокенрол». И если оба варианта имеют отношение к сложному определению «свобода», то в случае «Дневников мотоциклиста» речь идет о свободе выбора в пользу самопожертвования, а в случае «Беспечного ездока» - чистого незамутненного эгоизма. В этом смысле «В диких условиях» просто «вершина жанра».
«В диких условиях» «Into the Wild» 2007
«В диких условиях» «Into the Wild» 2007
Этот фильм тоже как бы основан на реальных событиях. Снял его известный голливудский артист и с определенных пор режиссер Шон Пенн в 2007 году. Сценарий фильма основан на книге некоего Джона Кракауэра - писателя и по совместительству спортсмена-экстремала. Собственно известность Кракауэр получил после опубликования двух своих романов. Одного о гибели восьми альпинистов на Эвересте в 1996 году. Сам он был участником событий и постарался в книге переложить собственную ответственность на других людей. После выхода последовал ожидаемый скандал. Вторая - та самая «В диких условиях», о чуваке по имени Кристофер Маккендлесс, который погиб вблизи заповедника Денали на Аляске в 1992 году. Одноименный фильм Шона Пенна как раз и рассказывает нам популярно о том ради чего и как именно погиб этот самый Маккендлесс.
Christopher Johnson McCandless. Последнее фото
Итак. Паренька звали Кристофер, был он старшим сыном в семье очень состоятельных родителей и жили они все в пригороде городка Вашингтон что на Колумбаенщине. А учился Кристофер в универе на антрополога. С виду паренек казался смышленым, но была у него одна странность. Он все время желал куда-нибудь уединиться от общества. Причем, когда Кристофер закончил университет, его специальность в общем-то и предполагала достаточное уединение, ну там в раскопки куда или в архив поработать. Но Кристофера такое уединение не устраивало, он хотел уединиться так, что бы его вообще ничего не отвлекало от его главного занятия… а именно - думать о своей душе. Могло бы показаться что Кристофер чистый монах, но вопросы религии Кристофера тоже не интересовали.
В общем-то все и произошло довольно спонтанно. Парню просто не понравилось что родители решили подарить ему новую машину, он обиделся, отдал все деньги (24тыс.) на благотворительность, уничтожил все свои документы и ушел куда глядят глаза. Парень был очень обижен на отца, потому что у того была первая семья в Калифорнии, возможно поэтому глаза Кристофера глядели в сторону мексиканской границы, а имя-фамилию он решил поменять, выбрав для себя более звучную - Александр Супербродяга… ну то есть Alexander Supertramp. Супербродяга очень отрицательно относился ко всем ништякам, однако оставил себе свою машину и кое-какую мелочишку, правда машину он тупо проспал (она утонула в прилив), а мелочь очень быстро закончилась.
После этого Супербродяга еще сильнее стал ненавидеть общество и поэтому постоянно приставал ко всем встречным-поперечным. То к фермерам с целью подзаработать, то к престарелым хиппи с целью подвезти, то на товарняк зайцем заскочит (правда будет жестко отпизжен полицейским). Помыкавшись между гнилым негодным обществом, Супербродяга решает отправится на Аляску, что бы побыть наконец вдали от всех этих «пративных» людишек, в совершенно диких условиях. Для этого Супербродяга взял с собой винтовку, четыре кило риса и книжку о съедобных растениях. А карту и компас не взял принципиально, ибо… нахуй общество.
И вот прибывает Супербродяга в совершенно дикие условия. Думаете чувак сразу приступил к обустройству землянки, хижины или там шалаша? Нет, чувак находит в этих совершенно диких условиях почти совершенно новый автобус с печкой, матрасом, утварью, обеденным столом и домашним кинотеатром. И чувак который ненавидит цивилизацию очень прекрасно устраивается в этих совершенно диких условиях. Постреливает белок, купается в ручье и читает книжку о съедобных растениях. Лучше бы он взял книжку как освежевать тушу крупного копытного ибо завалив лося даже не смог сохранить хоть немного мяса. Впрочем книжка о съедобных растениях тоже не особо помогла, Супербродяга траванулся «съедобными растениями», а покинуть дикие условия не смог потому что речка разлилась. Правда переправа была всего в пятистах метрах, но Супербродяга не знал потому что карты у него не было. Поэтому Супербродяга околел всего через четыре месяца пребывания в «диких условиях».
Теперь о самом удивительном. Когда Шонпенн снял свой такой успешный фильм «В диких условиях», к реальному месту пребывания Маккендлесса, т.е. к автобусу вблизи заповедника Денали потянулись восторженные почитатели экстремальных роуд-муви и несчастные спасатели штата Аляска, побросав свои дела, чуть не каждый месяц спасали очередного Супертрампа. В конце концов один Супертрамп таки погиб и решено было вывести вертолетом этот сраный автобус брошенный строителями еще в 50-е годы.
Подытоживая все вышесказанное. Вот два фильма. Оба о путешествии, оба о молодых людях практически одного возраста и даже внешне очень похожих. Оба основаны на реальных историях, причем сняты максимально приближенно к событиям. Но насколько далеки друг от друга персонажи в своих целях и мотивах. И казалось бы конец у обоих один, но о первом до сих пор жива память у простых людей в Перу, Венесуэле и сотне стран по всему миру а память о втором (тот несчастный автобус) убрали с глаз долой.
Walter Salles. От «Высокого искусства» до «Чужой земли»