Год - 1976
Режиссёр - Золтан Фабри.
Актёры - Лайош Эзе, Ласло Маркуш, Шандор Хорват, Ференц Бенце, Иштван Деги.
Если сегодня хорошие фильмы - редкость, может обратиться к старине? Если хорошие фильмы ведущих кинематографических держав сегодня тоже редкость или подзадолбали - может, стоит обратиться к кинематографам поменьше? Если экшен приелся, тогда стоит взять жанр разговорный, где перестрелок, мордобоев почти нет, но при этом всё напряжено - тогда разговорный жанр может быть? И конечно же, если вы устали от чернухи от режиссёров, которых я пинаю просто так и не просто так в каждом обзоре (почти), но при этом хотите реалистичную трагедию, случившуюся в сюжете почти на ровном месте?
Ответом будет старое венгерское кино "Пятая Печать", которую стоит посмотреть многим. И не смотрите на то, что фильм внезапно популярен у артхаусников. Мне его посоветовал один знакомый киномассовщик, за что ему кстати спасибо, так как смотреть я не хотел. Убедила к просмотру дата создания - процент старания раньше был в разы лучше, чем сейчас.
Сюжет такой - есть четыре друга, уже в возрасте и каждый вечер они собираются внебольшом баре потрещать за жизнь, как это делают вообще все подобные компании. Это часовщик Дьюрица, крайне циничный дядька (тролль, скажем так), это развесёлый книготоргаш и бабник Кирай, чем-то похожий на Роберта Дауни младшего, это добродушный и набожный столяр Ковач и хозяин данного бара Бела, хитрый работяга. Каждый день у них жаркие споры на самые разные темы, но при этом они остаются друзьями - но однажды на огонёк заглядывает инвалид войны, а ныне фотограф Кесеи, с виду побитый жизнью неудачник. Его сажают за стол и он тоже начинает участвовать в дискуссии.
И тут вдруг часовщик снова решает потроллить всех, он задаёт им типичную дихотомийную задачку в стиле "два стула", только поразвёрнутее: есть тиран Такатики, есть слуга Дюдю. Тиран живёт зашибись, совесть его не мучает, наказание его не настигнет, а за всё про всё он отрывается на безобидном и праведном Дюдю, причём по жести - насилует его детей, отрезает ему уши, выкалывает глаза, бьёт, а Дюдю терпит до самого конца жизни, так как он "не замарал руки и живёт праведно". Суть вопроса - у тебя есть 5 минут до смерти и тебя спрашивают - кем ты из этих двоих хочешь переродиться. Выбор только из двух, и память после выбора сотрётся (то есть выбрать тирана и вести себя по людски или выбрать Дюдю и повести жизнь иным путём не прокатит) - так кого вы выберете, спрашивает часовщик. Снова разгорается жаркий спор: понятное дело, все-то про себя выбрали Такатики, кому хочется быть терпилой Дюдю, но сказать вслух об этом стыдно, собственно в этом и есть смысл подкола. Но не знающий правил общения и компанию приятелей фотограф-инвалид вдруг выбирает Дюдю, чем ловится на под**б. Дальше рассказывать нельзя.
Ах да, самое главное забыл - действие происходит в 1944 году, в Венгрии, как раз идут разборки салашистов с местными евреями, недовольными и просто не понравившимися людьми. Людей тащут по застенкам, каждый день идут бомбёжки, что, как и в другой драме "Цветения пора" (хотя там война ещё больше фоном), очень сильно повлияет на сюжет. Каждый герой - это личность со своими плюсами и минусами, и даже часовщик, который вам сразу не понравится, имеет очень весомый плюс как человек (что тоже спойлер).
У фильма, собственно, один минус - он долго растележивается и многие разговоры я бы подсократил наполовину. Экшен будет, ближе к концу, артхауса и чернушных уклонов сюжета не опасайтесь: насчёт первого - единственный подобный момент окажется сном одного из героев, а второго так нет вообще - все какие то драматические события - в тему и сценарно прописаны грамотно, без вотэтоповоротов и нагнетаний, как это наши чернушники (не)умеют - все ситуации вполне реальны и на тот момент это могло случиться с каждым. Фильм прекрасно озвучен советскими актёрами, но ищите полную версию - из советской вырезаны несколько сцен (например про талоны на еду и полуголые женщины).
Фильм снят настолько грамотно, настолько типажно и настолько СПГСно (в хорошем смысле), что его обсуждать и разбирать можно очень долго, и даже заспорить, как это делали те 5-ро персонажей, потому ниже я сам попробую разобраться, что и как я понял из этого фильма - но там уже будут спойлеры, и если вы не видели кино - лучше не читайте, а посмотрите, фильм отличный - даже если не зайдёт, время зря не потратите.
--------------------
Теперь как понял фильм я - суть его такова: тролль спросил у дружбанов прикола ради загадку почти про два стула или про создать камень, который не подымешь, но не дал варианта про "возьму и срежу", все поругались, да позже, ночью для себя объяснения на лестнице придумав, забили - но не знающий правил игры в местной компашке заезжий, как сейчас скажут, омеган-лох (смело для того времени, изображать ветерана войны таким вот, кстати) повёлся, сказал неправильный ответ и был затроллен и засмеян, когда обратился за помощью к остальным, что чуть было не довело до драки. Только вот тролль не учёл одного факта - что омеган может пойти и настучать более сильному и опасному, а с учётом того, что он ещё и ветеран, ему наверняка поверят и похер будет эскадронам смерти, состоящим из быдланов и дегенератов, кто ты и что ты. И вывод я делаю из фильма ровно такой - следи за своим базаром, когда с незнакомыми разговариваешь, особенно в херовые времена. Что ещё я подметил:
1) Что жалко по сути мне было только того набожного столяра. Мне показалось, он там единственный нормальный человек, но его принципиальность и сыграла с ним злую шутку в итоге и не раз. Бармен? Я запомнил как он в нужный момент дверку не открыл и как по хамски потребовал у фотографа плату за вино после первого прихода салашистов. Искупил геройством, да только кому нужным (вполне был реальный шанс выбраться оттуда, да, если ты такой недовольный, вступить в местное сопротивление с реальной возможностью выцепить этого блондина и медленно отрезать ему яйца)? Бабник? Ведомый тряпка, изменяющий жене и тратящий ценные семейные ресурсы. Про тролля и говорить не стоит.
2) В фильме чётко показали типаж обиженки. Актёру поклон, сценаристам и режиссёру тоже. Реальный обиженка именно так бы и поступил, особенно после полпузыря винища. Ещё и, кстати, отмазку себе для этого придумал, обрекая незнакомых людей на смерть, типа он такое орудие в руках Божьих.
3) Типаж эскадронов смерти тоже охрененно наглядно показан. Многие, когда читают и смотрят фильмы про таких людей, и думают "да я бы им ответил, да я бы им морду набил, пестик выхватил и тд и тп" - вам крайне наглядно показано, КАК это кончится. Ещё и словами местого директора этого филиала гестапо подробно и чётко проговорено. И где будет твой сарказм, крутость напускная, понятия и принципы, когда ты встретишься с проблемой в реальности? А если и будут, то нихрена они тебе не помогут.
4) Особенно запомнился молодой салашист. Это интересно придумано - взять на роль злодея актёра с выдающейся внешностью, эдакого красавчика, которому в кино героев надо играть. Подобное было в "Три дня Виктора Чернышова", где героический типаж Геннадий Корольков играл тугоумного быдлана.
5) И то что в результате почти сухим из воды вышел тот самый тролль. Почему? Потому что он поступил прагматично (не говорю что правильно), когда жизнь в лице хитрожопого злодея поставило ему аналогичную двухстульную загадку - остальные стали жертвами своих принципов: набожный не смог ударить "Иисуса" (и злодей знал это, что не ударит!), бабник хотел было (сыграла его тряпковость!), да помешало мнение крутонравного бармена, который отыграл, как сейчас скажут, Лироя Дженкинса. Отсюда делаю вывод - когда жизнь тебя поставит перед жестокими вопросами, постарайся заранее придумать не сколько выбор, а сколько отмазку или обоснование своему выбору - и у Дюрицы он был, ему детей надо было спасать.
А, вы спросите - как отвечать на такие загадки? Вот вам на выбор:
1) Если разговор среди друзей - отвечать так же в троллинг.
2) Спросить, а как ответит сам задающий? Ведь он первый поднял тему и справедливо будет для начала его послушать. Если отвечать откажется, спор закроется.
3) Сказать - я не знаю. Самый нормальный вариант. Или не соваться в места, где такие споры задают. За столом тебя на стулья сажать или Дюдю из тебя делать не будут, а если и будут, то не умеешь ты компании выбирать, дружок, плохо быть тобой.
4) Ответить уклончиво - "всё зависит от того, каким я приду к своей смерти. Оттуда и буду плясать."
Если подобный вопрос вам задаст уже жизнь? Тут всё зависит от вас - жизнь и так нам каждый день ставит какой-то выбор, я же понадеюсь, что такого как в фильме ни у кого из вас не будет никогда.
Одно не понял - а здание тюрьмы взорвали бомбёжкой или нет?