Неделю назад объявили номинантов на Оскар. И вновь чуда не случилось… А мы всегда надеемся на него! В том смысле, что понимаем чудо как нечто разумное, взвешенное, упорядоченное, которое должно прийти на смену безумию и хаосу. Так и с номинантами - понимая умом, что Голливуд, словно мелкая заискивающая перед хозяином собачонка, будет клепать фильмы на афроамериканскую тему даже не в двойном, а в тройном количестве, доводя его до абсурда, и выдвигать их на все мыслимые премии, включая Глобус и Оскар, мы надеемся, что статуэтки победителей достанутся всё-таки достойнейшим, а не взлетевшим на волне мейнстрима выскочкам. Маргинальное по своей сути и раздутое в СМИ движение BLM, ритуальной пляской прошедшееся сначала по Америке, а потом и по всему остальному «цивилизованному» миру, определило вектор развития американского кино на ближайшие годы. Что, собственно, продемонстрировало объявление номинантов на Оскар и недавняя церемония раздачи «Золотых Глобусов», о которой я уже
писал.
Кадр из фильма "Ма Рэйни: мать блюза"
«Чёрное кино», находясь сейчас в тренде, одержало очередную победу. В общей сложности у него шестнадцать номинаций во всех основных категориях плюс ещё шесть у не совсем «чёрного» фильма, но эксплуатирующего эту тему довольно активно. Последний фильм называется «Суд над чикагской семёркой», он выдвинут за лучший фильм, за лучшую мужскую роль второго плана (ну хоть тут не негр), за лучшего оператора, лучший монтаж, лучшую песню и лучший адаптированный сценарий. Про остальные фильмы подробнее можно прочесть
здесь. А вкратце - «Иуда и Чёрный Мессия» засветился в номинации за лучший фильм и аж дважды в актёрской номинации второго плана; «Ма Рэйни», которая у нас «Мать блюза», а на деле «Чёрная жопа» - в двух главных актёрских номинациях; «Соединённые Штаты против Билли Холидей» - всего одна номинация, зато за главную женскую роль; «Одна ночь в Майами» - отрада моим очам и ушам - всего три номинации за эту тоску зелёную, одна за второстепенную мужскую роль, а две прочие технические. Наконец, новичок, не засветившийся на «Глобусе» - «Пятеро одной крови» про тесный негритянский коллектив ветеранов Вьетнамской войны, вернувшихся во Вьетнам в наши дни найти могилу погибшего командира и - самое главное - зарытый сундук с золотом. Предпоследняя роль в кино Чедвика Боузмана.
На съёмках фильма "Суд над чикагской семёркой"
Оскар заметно почернел)) Теперь эта фраза актуальна и стала главной антитезой слогану «Оскар заметно побелел», который раздул несколько лет назад скандал, когда в списке номинантов-актёров не оказалось ни одного чёрного. Теперь же - милости просим, как заказывали! Полнейшая дружба народов, всё согласно новым правилам Американской Киноакадемии! Главная мужская роль - и негр имеется (реально классный Чедвик Боузман за «Ма Рэйни», посмертно), и азиат (Стивен Юн за «Минари»), и араб (Риз Ахмед за «Звук металла»). Если бы можно было удалить Хопкинса с Олдменом, их бы непременно удалили, но они так прекрасно сыграли свои роли в фильмах «Отец» и «Манк», что удаление выглядело бы странно. Главная женская роль - двое на трое, две чёрные актрисы (Виола Дэвис за «Ма Рэйни» и Андра Дэй за «Билли Холидей») против трёх белых. Здесь уже стоит насторожиться - почему так много белых?
Полнейшее безобразие творится в номинации за второстепенную женскую роль - тут всего одна азиатка (Ю Чжун Юн за «Минари»), остальные - абсолютно белые актрисы… Но на номинации за второстепенную мужскую роль всё приходит в норму - целых три чёрных актёра! (Дэниел Калуйя и Лакит Стэнфилд за «Иуду и Чёрного Мессию» и Лесли Одом Мл. за «Одну ночь в Майами»). Белых всего два - Пол Рэйси за «Звук металла» и Саша Барон Коэн за «Суд над чикагской семёркой». Из восьми картин, выдвинутых на лучший фильм, один совсем «чёрный», один «получёрный» и один на азиатскую тему.
Кадр из фильма "Минари"
Получается, все нормы Академии соблюдены, процентное соотношение выдержано, а общая картина при этом не так уж плоха. Да, «чёрное кино» представлено больше обычного, но оно не преобладает. Не исключаю, что сейчас поднимут вой, что, дескать, недостаточно навыдвигали афроамериканского кино, но все нормы в норме)). Характерно выдвижение аж в шести номинациях полу американского-полу корейского фильма «Минари», идущего на двух языках. Из них четыре номинации в главных категориях. Очевидно, фильм, который сам по себе ни о чём, выехал на волне прошлогоднего триумфа полностью корейских «Паразитов», впервые взявших Оскар за лучший фильм, не являясь картиной на английском языке.
В режиссёрской номинации ни одного негра, что, безусловно, вызовет протесты и пересуды, но зато два азиата, причём один из них - женщина (Хлоя Чжао за «Страну кочевников»). И ещё одна женщина-режиссёр имеется - Эмеральд Феннелл за «Девушку, подающую надежды». И это тоже событие - двух женщин-режиссёров за один раз не припомню. Может, ошибаюсь?
Замечательный, фактурный и трогательный фильм «Новости со всех концов света» задвинут в технические номинации, в общей сложности - четыре. Очевидно потому, что чёрный персонаж там всего один, и тот висит трупом на дереве. Удивило полное отсутствие в списке отличного фильма «Мавританец» с великолепной ролью Джоди Фостер. Ещё больше удивило присутствие «Бората-2» аж в двух номинациях, причём одна из них - актёрская. Хотя, чего уж теперь удивляться…
Кадр из фильма "Манк"
Наконец, о порадовавшем душу. В короли киносезона прорвался Дэвид Финчер со своим «Манком», представленным сразу в десяти номинациях. Кино эстетское, киноманское и, хотя не люблю этого слова, отчасти артхаусное. Странно, что его так продвинули, хотя в фильме нет негров (а если есть, то настолько незначительны, что я про них не помню). Но фильм чёрно-белый, может быть, отсутствие иных цветов и помогло ему? Порадовало присутствие в режиссёрской номинации датчанина Томаса Винтерберга за датский же очень симпатичный и необычный фильм «Ещё по одной». Шесть номинаций собрал «Звук металла» - сильное кино о проблемах инвалидов, о музыканте, который вдруг полностью глохнет и, неготовый принять это, пытается найти выход и вернуть прежнюю жизнь. Несмотря на негритянскую тему, я очень рад, что Виола Дэвис и Чедвик Боузман выдвинуты за свои роли в «Чёрной жопе» Ма Рэйни» - работали они там действительно классно. Фильм также выдвинут за грим - не зря Дэвис страдала в этих огромных накладных сиськах и заднице, чтобы достичь портретного сходства со своей героиней.
Кадр из фильма "Пиноккио"
Наконец, удивило появление итальянской картины «Пиноккио» в двух номинациях - за грим и костюмы. Фильм действительно уникальный с художественной точки зрения, лучшее прочтение сказки Коллоди в кино.
Так что чуда хоть и не случилось, и Оскар заметно почернел, но почернел не полностью, оставив место многим замечательным и качественным фильмам. Теперь посмотрим, кто из них будет выбран лучшим)).
© petrus_paulus