Визуализация образа врага - обязательная и важная часть любой информационной войны. В конце концов, кинематограф - лучшее оружие пропаганды, существовавшее еще до появления компьютерных игр. И даже сейчас занимающее с ними примерно равное положение. Еще с конца советских времен, наша продукция выглядела примерно как польские уланы, атакующие немецкие танки. Да, я знаю, что про атаку в конном строю - это миф, но аллегория красивая. То есть на техническом уровне от противника Россия вроде не отстает, а вот тактическое и смысловое мышление - как из прошлой эпохи.
Когда Голливуд шел по пути осмысления современных конфликтов, советское кино снималось про героев ВОВ, отточив эту тему до совершенства. Про войны в Алжире, Корее, Вьетнаме и прочих горячих точках - молчали. США не боялись признать присутствие своих спецназовцев в разных концах планеты, а поздний Союз твердил про «нас там нет» даже в тех странах, где советский контингент присутствовал абсолютно официально. Соответственно, целый пласт героев выпал из массового сознания. После развала Союза, как художественное, так и пропагандистское качество кино вообще ушло в глубокое пике, а нынешние «патриотические режиссеры» снимают абсолютно забойную чернуху, наподобие «9 роты», после которой только человек с психическими отклонениями мог задуматься над приобщением к русской воинской среде. Редкие успехи, вроде «Грозовых ворот» и «Войны» - только подчеркивали катастрофу. И даже в этих двух замечательных фильмах основным лейтмотивом идет чувство брошенности и измены. Казалось бы, чего стоило командиру бронечасти, идущей на подмогу блокированным десантникам, заровнять чеченское село, где блокировали путь? Но нет, он предпочитает бросить своих без помощи, а не попадать под дамоклов меч государства, уже растерзавшего тогда Аракчеева (или нет?) и шакальей своры правозащитников. Ну а роль органов в «Войне» не оставляет сомнений в том, что Родину можно защищать только так, чтобы она о тебе не узнала. В этом есть значительная доля правды, но кино тем и важно, что задает ориентиры и образы мечты.
Даже самый мерзкий оборотень в погонах хочет походить на волевого злодея с идеалами, а не на мелкую шкуру-взяточника. Этот момент, кстати, хорошо показан в фильме по роману Дмитрия Глуховского «Текст». Там главный плохой герой отождествляет себя не с шестеренкой в полицейском механизме создания отчетности, попутно торгующей дурью, а с харизматичным образом Пабло Эскабара из сериала «Нарко», не лишенного понятий о чести и даже о благе своего народа.
В последние годы вроде бы парадигма сменилась. Поливать свою армию и спецслужбы фекалиями стало уже моветоном, да и в обществе созрел социальный запрос на героев. Но даже в условиях очень щедрого финансирования для избранных, отсутствие смыслов не давало снятому «дорохо и бохато» фильму найти путь к сердцу зрителей.
В «Балканском рубеже» отсутствует самый драматичный момент, когда командиру колонны звонят из Кремля и требуют остановиться. Обязательно вставляют линию хорошего косовара, совершенно игнорируя межнациональную и межконфессиональную природу Косовского конфликта, выводя на первый план коммерческую составляющую. Очередная битва многонационального спецназа с международной мафией. «Крым» снят вообще непонятно о чем. «Спящие», самую топовую spy story, растянутую на два сезона провалов и дилетантских ошибок ГГ, вообще нельзя воспринимать иначе, чем специальную дискредитацию российской контрразведки. Во всяком случае, наследственный шпион Штатов выглядит намного более живым и понятным, чем главный герой. Нельзя показывать по ТВ ситуацию, когда полковник Родионов, хоть и с легким аутизмом, зато на хорошем счету и с генералом дружен. Ничего, что все провалил, начальником СБ в банке отсидится.
кадр из сериала «Спящие». Вселенская тоска в глазах человека, который снова проиграл.
А что у них? Надо заметить, что в последние два десятилетия тема Рэмбо в американских фильмах отошла на третий план, уступив место все-таки живым людям. И государство далеко не всегда идеализируется. Но в схватке чиновники от армии VS боевые офицеры, последние стабильно выходят победителями. Как, к примеру, в «Шпионских играх», где старый и мудрый разведчик не дает людям Госдепа отдать на съедение китайцам молодого ДиКаприо.
«Шпионские игры». По мнению автора -лучший фильм про спецслужбы.
Или «Падение черного ястреба», где кинематографисты превратили абсолютно провальную операцию с неясными целями в Могадишо в триумф американского духа.
Провальная операция, ставшая киношедевром.
Любопытно, что исторические противники американцев, русские разведчики и спецназовцы, с годами превращались из злобных идиотов в равных, умных и опасных противников. Абсолютным апофеозом стал Дмитрий Громов, полковник ГРУ из сериала «Homeland», который уже второй сезон проводит гениальные операции, обыгрывая американцев. При этом он с равной успешностью закручивает политические интриги глобального масштаба и бегает по Афганистану среди талибов. В первом сезоне «Снайпера» - русские творят в Вашингтоне все, что захотят и даже убивают украинского президента. В «SEAL» - зачищают по Донбассу американскую агентуру под корень. Кстати, в этом же сериале «Правый сектор» - сборище бомжей, распивающих «Оболонь» в гараже на окраине Киева.
«Homeland». Полковник Громов, 39 лет, ГРУ ГШ МО РФ. Человек, изменивший их мир.
На мой взгляд - дело в деградации и уничтожении настоящего гуманитарного образования в России. Люди перестали понимать смыслы и идеи. При отсутствии понимая творения - творцов не будет. Будут криэйторы. Но, судя по текущей повестке, сейчас, как и во времена «Generation P», творцы не нужны.
Игорь Мангушев https://sddonbassa.ru/vrag-za-ekranom/