Выход "28 панфиловцев" расколол зрителей. Одни были недовольны отсутствием сюжета, невнятными персонажами и подозрительной деполитизацией прошлого с вычеркиванием СССР - как я например. Другие же были в целом довольны. В любом случае, волна обсуждения сделала рекламу авторам фильма, и сорежиссер "28"-ми Ким Дружинин решил ковать железо, пока горячо. Уже к 9 мая 2018 г. вышел его новый фильм - "Танки", посвященный перегону первых Т-34 в Москву. Как говорил режиссер, на сей раз они делали исключительно приключенческое и развлекательное кино, но с патриотическим посылом. Можно было бы надеяться, что авторы учтут ошибки первой попытки, но в итоге я, посмотрев фильм, могу сказать - что если они и учли ошибки, то в сторону ухода уже откровенной сказочности, из-за чего "Танки" больше напоминают мультик, чем приключенческий фильм. И сейчас я вам это докажу традиционным пересказом.
"Когда я на дороге - я непобедим!" (с Full Throttle)
В начале Ким Дружинин, видимо, решил приколоться над защитниками исторической правды в "28 панфиловцах" и выдал предупреждение: фильм "по мотивам реальных событий", все совпадения не случайны.
Очсмешно. Ну да, это мы уже проходили.
Итак, начало. Халхин-Гол, 1939 год. По полю боя, где расставлены очень хорошо воссозданные макеты советских танков, ходят двое безымянных военных. Они с пафосным видом спешно проговаривают, что один из них самовольно послал в бой танковые части, которые разгромили, потому что у них "броня только для парадов". Судя по всему, ничего ему за это не будет, но он уверен, что впереди новые войны: "А для победы нам нужны танки. Настоящие! Чтоб в пекле не плавились!"
Хм, погодите-ка, блестяще воссозданная бронетехника и добротная операторская работа при картонных безликих персонажах и наигранных диалогах с посредственной стилизацией под 30-е, когда люди как будто не умели говорить нормальным русским языком, а скатывались то в пафос, то в народные прибаутки... Хм-м-м-м-м... Кажется, я зря катил бочку на Шальопу - Ким Дружинин в "28 панфиловцев" вложил не меньше таланта.
В общем, вы поняли, советские танки 30-х это вообще не бронированные машины, даже если у других армий танки по этой части были не лучше. И токмо Т-34 мог спасти ситуацию. Врубаются титры и, подтверждая пристрастия режиссера, говорят нам, что именно они - главные герои фильма. Кстати, про танки как главных героев, можно было написать и в "28 панфиловцах", это тоже была бы правда.
Итак, Харьковский завод, где делают эти самый Т-34. Из Москвы присылают телеграмму: "Грузить апельсины бочками экспериментальные танки запрещаю". Ее получает на Харьковском танкостроительном заводе сурового вида чекист.
Этот кабинет с шикарным советским панно - "особый отдел", если что. Да. Ну вы знаете, на каждом оборонном предприятии СССР был особый отдел, как в армии.
Далее нам в лучших традициях соцреализма показывают, как чекист относит телеграмму через цеха завода, где под героическую музыку вершатся трудовые победы советского рабочего класса! Ура!
Все это, конечно, красиво, но надо отвлечься ради сюжета. Суть такова. Экспериментальный Т-34 должны были принять участие в каком-то там непонятном смотре на Красной площади, но заглохли как Арматы это решение отменили. И тогда Кошкин в исполнении Мерзликина такой - ну нет так нет! - и уходит в цех, где с ним о чем-то спорят сотрудники. О чем - непонятно, шум в цеху заглушает диалоги. Помнится, в свое время в обзоре на "Первый после бога" я издевался над тем, что целую сюжетную линию сценаристы объяснили диалогом, скрытым звуком лесопилки. Как видите, традиции не умирают!!!
Ладно, шучу. Шум глушат, и Кошкин говорит, что раз запретили грузить, то танки поедут своим ходом. Все охреневают от такой гениальной идеи в лучших традициях сказок про Ходжу Нассредина, чекист твердо говорит, что никто никуда не поедет, но мы-то знаем, что этот идиотский яркий поворот обеспечит сюжет фильма.
А тем временем на завод проникает зловещий человек без лица и без безымянного пальца на правой руке! У-у-у-у, страшно? Наверняка это страшный маньяк, потерявший палец во время перевыполнения плана за станком из-за трудоголизма! Он фоткает чертежи танка на телефон микрофотоаппарат и исчезает. Вау, прямо как в "Турецком гамбите" какой-то шпион, от которого было видно только руку в перчатке, проник в палатку связи... Оригинально, да. А начальство тем временем все еще спорит с Кошкиным на фоне совершенно не клюквенных декораций...
Кошкин с серьезным лицом убеждает всех, что пробег ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ТАНКОВ!!! - до Москвы из Харькова сработает еще и как полевые испытания. Тут из тени, аки Дракула из замка, высовывается Чекист и задает резонный вопрос - гражданин Кошкин-Матрешкин, а ничего, что ради собственного ЧСВ вы хотите погнать через полстраны секретные образцы военной техники? Кошкин, осознав жестокую реальность, снимает розовые очки и хандрит. Но, похандрив, он приходит к блестящей идее и звонит какому-то генералу в Москве, который, подумав, все разрешает. Вы будете смеяться, но это по сюжету Жуков. И все бы ничего, вот только генералом и начальником Генштаба он станет только в 1941 году, а в 1940 г. он был командующим Киевским военным округом и как раз в это время готовился к освобождению территорий, занятых Румынией. Реализм, как видите - все по секретным документам мотивам реальных событий!
Чекист морщится, но терпит - только требует при этом, чтобы его взяли с собой на переднее сиденье и чтобы он имел право отменить все в любой момент по первому поводу. Да ладно вам, что может случиться? - с серьезным лицом говорит Кошкин. Вот обычно с этой фразы все и начинается...
В экипаж напрашивается и сталевар Катаева, местная Гаечка в иисполнении Аглаи Тарасовой - ну, той кудрявой дуры из "Интернов". Она хочет прокатиться на танках и рассказать о своей героической работе на заводе лично Сталину - тоже как в соцреализме тех времен! Ну вазьмииииите меня! - горячится она, но тот твердо говорит - в сад! После спора с Кошкиным, который и по уровню диалогов, и по уровню актерской игры не уступал лучшим образцам советских комедий 50-х годов (и да, это комедия - там даже шутки есть), Катаева уходит прятаться в чемодане экипажа, как в мультиках Диснея, а на завод проникает давешний зловещий Беспалый! Он берет здоровенный гаечный ключ этак на 78 так легко, будто он алюминиевый (во Халк-то!), сбивает им кран с газового баллона и уходит через черный ход, а танки в ту же минуту уезжают... прямо в Москву. Да, вот так сразу - только допбаки с горючим им повесили и этого достаточно. Ни запчастей не взяли, ни охрану не вызвали, ни доптранспорт - тупо решили и поехали. Танк же это вроде автомобиля - поставил в гараж и готово.
А тем временем в замке Шефа фюрера...
Австрия. Какой-то совершенно комиксовый гауптман, с лысой башкой и огроменным кольцом, приказывает некой бабе-блондинке (все немцы, как известно, блондины) выкрасть эти самые прототипы во время перехода. Все это чтобы обеспечить победу Третьему Рейху! А танки в это время под пафосную музыку мчат через ррррруссские пррррросторррры, где беррррезки шшшумят!
Учитывая уровень правдоподобия фильма, я удивлен, что полоса на карте не красная и не идет под музыку из Индианы Джонса!
Так как у нас 1940 год и шоссе между Харьковым и Москвой тупо нет... как и дорог вообще... то танки пафосно месят бездорожье и катятся через лужи. Не хватает только, чтобы они преодолевали завалы и совершали прочие трюки, как в сталинском фильме "Танкисты" - было бы в тему. Но советские танкисты, включая Кошкина, который лично едет в жару в танке - еще не знают, что против них выслана немецкая диверсионная группа на лошадях, тщательно замаскированная под местное население ушанками и ватниками.
Кошкин, по-прежнему забивая на технику безопасности, мчит танк на пределе, хотя давеча свистел, что они пойдут не спеша... Ну подумаешь, танк без запчастей и ремонтников застрянет в глуши, без дорог, без помощи - ерунда, дело житейское. Товарищ на втором танке входит в раж и идет наперегонки - так что начинается... Танковый стритрейсииииинг! Е-е-е-е-е! Сбылась моя мечта, тупого малолетного школьника! А что, если Учитель устроил стритрейсинг паровозов в фильме "Край", чем Ким Дружинин хуже?
После долгого отрывка, в котором три машины тупо пытались друг друга обогнать на пустой дороге посреди поля... очень... эффектно, да... пришел лесник и всех разогнал Чекист наконец заходит вперед, расстреливает идиотов из нагана машет рукой и приказывает идти за ним, прекращая беспредел. Под вечер, как я и предсказывал за 10 минут до этого, в фургоне Чекиста обнаружилась спрятавшаяся в чемодане грязная Катаева, которая расстреливает мужиков пулеметной очередью своей болтовни, отчего я уже желаю ей смерти первой. Чекист срывается и бьет бабу по хлебалу наганом орет на нее. Но Кошкин поверил балбеске, что у них в кузове негодный баллон кислорода и все может взорваться, так что приказывает их выкинуть. Чекист опять срывается и орет, что, мол, поехали все взад, а когда Катаева сваливает, в истерике выхватывает пистолет. К сожалению, расстрелять Катаеву и убрать самого плохо играющего персонажа ему не дали - а говорят, органы в те времена были всесильны... Кошкин говорят - спокойно, еще ничего не произошло!
Да, таки грузовик взорвался из-за баллона, как и накаркала сорока-балабока Катаева. Заметили, какой тут Кошкин предсказатель, да? Подтверждая, что это комедия, Чекист пялится в свой чемодан - абсолютно целый, если не считать огромной дыры посередине - и требует ехать взад, ибо в экспедиции окопались враги. Но Кошкин, у которого ЧСВ превышает инстинкт самосохранения, говорит - враги на это рассчитывали! На самом деле хрен знает, на что рассчитывали враги - вроде как немцы хотят выкрасть танк, но тогда зачем взрывать машину и тем самым сорвать экспедицию? Правда, Беспалый это вроде как до инструкций из Вены сделал - но когда он успел меньше, чем за день, возможно, всего за несколько часов переслать чертежи и получить инструкции? У немецких разведчиков в 1940 г. что, уже был факс и Ватсап?
Чекист резонно говорит, что в взрыве погибли продукты и запчасти а вот если бы один кретин взял доптранспорт... Но Кошкин все также упорствует, мол, страна большая, найдем и хлеб, и горючее в крайнем случае ограбим кого-нибудь. Безо всякой видимой причины Чекист соглашается, и танковое такси едет дальше, а Катаеву послали на хрен в Харьков своим ходом с шофером - все равно он стал не нужен. Хотя, если присмотреться, то видно, что у машины пострадал исключительно кузов, а не двигатель.
Все это видел какой-то бородач, который просто проходил мимо через лес. Он пришел к Юрий Ицкову, знаменитому исполнителю ролей уголовников и подонков на телеэкранах нашей страны, и начал на полном серьезе ему заливать, будто на танках были горы добра, что никакой охраны и ехали там исключительно гражданские. И вообще, это не танки, а какие-то "тракторы". Ицков, одетый как стереотипный кулак - верит. Как не поверить такому честному человеку?
В общем, это какая-то кулацкая банда, окопавшаяся в лесах Харьковщины и изображенная в лучших традициях советских историко-революционных фильмов типа "Свой среди чужих" - с обрезами, рубахами, шубами, хорошей едой, спиртным и лютой ненавистью к большевикам. Собрав людей, она решает напасть на "тракторы". Кстати, вы еще не забыли, что танки преследуют немцы? На лошадях, которые почему-то не устают и не отстают? Немцы тоже хороши. Вооружившись немецкими автоматами и карабинами, они тоже решают захватить танки. Но их обогнали кулаки, которые с веселым гиком летят в атаку!
И дальше начинается Трындец. Пока немцы охреневают от такого поворота событий, на танкистов нападают казачьи косплееры из числа тех, кто нынче громче всех про себя орет и ходит на митинги с нагайками.
Чекист пытается отбиваться и подстреливает из своего ТТ одного казака, который падает без единой капли крови - боже, все как в советском кино! Но на танк нападает косплеер-корниловец, который лично выдергивает из люка мехвода! Выглядит все это безумие как пьяная драка военных реконструкторов.
Вы еще не забыли, что это фильм по мотивам реальных событий, да?
Но Чекист убивает белогвардейскую сволочь и отправляет ее к своему кумиру Корнилову! К сожалению, почти сразу после этого Чекист потерял пистолет, но казаки почему-то стреляли упорно не по нему, а в воздух, что его и спасло. Кошкин залезает в танк и кричит мехводу, чтобы он сваливал - а вещи, оставленные на стоянке, нам типа не нужны. Но Чекист так не считает и, забравшись во второй танк, кричит мехводу что-то типа - дави их гусеницами, Кравчук! Но у кулацко-казачье-белогвардейских бандитов оказался свой, надежный аргумент!
Отвратительно карикатурный бородач, который явно под амфетамином (а иначе чего он все время так ржет?), требует сдаться с потрохами. Чекист кричит: "Все равно дави, бабу не жалко!" срывается с места - но Кошкин его опередил. Они сдаются, и казаки-разбойники увозят их на какую-то удивительно мелкую заброшенную железнодорожную станцию, где живут первобытной общиной. Не хватает только черепов на воротах и развешанных шин. Видимо, это "Безумный Макс" по-русски, и тут живут в апокалиптическом обществе казаки, который устраивают бои за трофейный уголь.
А в это время дирекция врет на голубом глазу Жукову, что все идет по плааааанууу... Жуков доволен и говорит, что уже доложил обо всем Сталину. Вот радость-то будет, да?
Тем временем в лагере постапокалиптических казаков Ицков, прямо как я, охреневает от того, что дебил-бородач не может отличить танк от трактора. Он-то понимает, что их будут искать, так что решает героев кончить, а сам уходить на болота, а потом к границе. Но тут к нему заявляется предводитель немецкой банды постапока... э, то есть, немецких диверсантов. Он предлагает продать ему танк а то не на чем бороться с Безумным Максом. Но немец не учел кулацкой наглости. Выторговав у того все деньги, что есть, Ицков говорит, что этого мало и посылает немчуру взад. Деньги, конечно, не вернул. Он после этого приходит к Кошкину и интересуется, не знает ли он, кто пришел покупать у него танки. Кошкин в ахуе спрашивает у сценариста Ицкова: "Сериозли?" Чекист же не сомневается, что это пришли Враги. И неважно, кто это - главное, что Враги! "А кто на нас напал?" "Ну как кто... Темные силы!" (с «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»). А немцы, которых заколебали русское раздолбайство и жадность, нападают на лагерь с припасенным оружием, которое все это время они незаметно таскали с собой.
Если скорчить рожу вот так, стрелок кажется круче!
Начинается тот же мастерский экшн, который состоит из двух особенностей: 1. пули эффектно пробивают все находящиеся в округе стенки; 2. люди на улицах нелепо падают без единой капли крови. Все, это весь экшн. Ицков, осознав, что давеча ступил, разрешает героям сесть в танки и спасти их контрреволюционное гнездо. Герои в слоооооумммоооо бегают под пулями без единого ранения, пока вокруг казаки пробивают собой доски - и добегают до танков. Точнее, добегают Кошкин с мехводом - Чекист в это время спасал Катаеву из заключения. Казалось бы - как герои смогут победить немцев, если танк в гору, где пулеметы, не пойдет? Но, к счастью, сценарист решает это элегантным роялем в кустах - мехвод СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО захватил с собой в дорогу орудийный снаряд. Ну сами подумайте, если бы вы поехали на танке, вы бы не взяли с собой орудийный снаряд? Тем более, это простая в обращении, компактная и всегда нужная вещь, которую очень легко купить в магазине и пронести с собой в танк. Покупайте орудийные снаряды - лучшее средство для борьбы с диверсантами!
И, конечно же, эффектный взрыв по немцам, которые до последнего не видели двигающийся танк, развернувший в их сторону башню!
Ой! А что это, интересно, так громко бумкнуло? (с)
Все бы ничего, но пулями пробило бочки на корпусе... Хотя вроде бы танки отпахали целый день без заправки, ну да ладно... Ицков решает, что такой подарок ему не нужен, и чтобы танки свалили от него как можно дальше, дарит им за так целую цистерну остродефицитного в мире постапокалипсиса бензина дизельного топлива. Причем Кошин-Лукошкин и Ко делают такие счастливые лица, как будто на дворе и впрямь мир Безумного Макса и топливо редкостная редкость. И танки безо всяких приключений мчат по пейзажам, где нет ни одной человеческой души патаму что постапокалипсис до самого Курска. Пока их посреди дороги не тормозит пост ДПС отряд конной милиции.
Всем остановиться и предъявить документы включая права на вождение танка! - кричат они. Кошкин, как человек разумный, конструктор, инженер, руководитель предприятия, уже хлебнувший приключей, вполне логично предлагает... задраить люки и поехать дальше, не обращая внимания на ментов. Действительно, что может случиться? Чекист говорит, что надо по закону, вылезает, говорит с ментом, вспоминает, что потерял документы за время приключений и... логично соглашается с Кошкиным. Как видите, сумасшествие - это заразно.
Тем временем в Австрии гауптман дико бесится от того, что десяток немцев с пулеметами не может справиться с пятью людьми. На двух танках. Да, действительно, вот ведь диво дивное. Тут вообще остался кто-то вменяемый, или все так же гениальны как сценарист? И тогда гауптман посылает на наших друзей злобную банду байкеров-нацистов!
Ну, конечно, не так эпично...
Тем временем Жуков лично готовит под танки место на смотре и якобы самолично придумывает обозначение Т34. Ну да, ну да. Все по мотивам реальных событий. Танки же безостановочно, как поезда РЖД, едут по дороге в ночной тьме. Но тут их таки догоняет на байках банда нацистов и, в лучших традициях Безумного Макса, пытается незаметно прорезать в корпусе танка дыру автогеном. Видимо, чтобы перетащить танки в Германию по частям - или что, они собираются их тащить до границы мотоциклами?
Разумеется, герои НЕ СЛЫШАТ, КАК КТО-ТО ХОДИТ У НИХ ПО БРОНЕ И РАЗРЕЗАЕТ ЕЕ АВТОГЕНОМ! Потому что тут все, как я уже говорил, аутисты. Включая сценариста. Если вам мало этого бреда, то далее немцы, точь-в-точь как в мультиках, достают огромную бочку со страшным черепом и костями и огромной надписью по-русски (!!!) "ХЛОР". Оказывается, они хотят коварно отравить экипаж через дырку своими страшными газами! Кто там смеялся, что в "Капитан Америка" немецкие бомбы подписаны названиями американских городов по-английски?
Да, я уже говорил, что фильм сделан по мотивам реальных событий? Интересно, в каком мультике происходили эти реальные события? "Чип и Дейл спешат на помощь"?
И все бы у них получилось, но тут резко вспыхивают прожекторы, и танки останавливают на дороге. Испуганные байкеры сваливают в ночь, включая сварщика, который так испугался, что убежал пешком. Оказывается, это вызванные милицией военные перекрыли дорогу противотанковыми ежами, нагнали артиллерией и потребовали от танкистов сдаться. Кто бы мог подумать, что такое случится, да?
Если вы думали, что Кошкин теперь уж точно сдастся, то вы плохо его знаете. Если вы еще не поняли, Кошкин - это не героический конструктор, а больной социопат, который готов поубивать всех за свою навязчивую идею - якобы его танк не пустят в серию, если не попасть на смотр, и Родина лишится великого изобретения! Поэтому он решает давить по газам и идти напролом! Герой - правда?
Но его опередила Гаечка Катаева во втором танке, которая уговорила мехвода идти под снаряды, мол, там сорокопятки - авось не пробьют. Танк действительно идет под снаряды, пушки бахают в упор и!..
Ну, что и... Понятно - нипрабил. Командир артрасчета в ахуе лично бросается за орудие и стреляет по головному. Тоже нипрабил. Зато Кошкин и Ко, которые до этого переругивались, после удара по броне резко согласились, что пора валить в лес. Ха-ха, правда? Обо всем этом докладывают в Москву лично Жукову, который очень рад приключениям своих друзей.
Тем временем герои, которые уже третий день едут без еды, но совершенно по этому поводу не запариваются, остановились отдохнуть у речки. Чекист идет умыться и натыкается на задницу Катаевой.
Типа, мол, глядите - Аглая Тарасова без одежды еще похожа на женщину. Чекист стереотипно ломает сучок, выдавая себя - и убегает. По очередному гениальному решению Кошкина танки едут напрямки через лес, и не-любовники, сидя в очень просторном советском танке, мило о чем-то мечтают...
Итак, танки под уже немного позадолбавший саундтрек едут по немного подзадолбавшим красивым пейзажам в поисках сюжета фильма. Твою мать. Тут пейзажей больше, чем у "Дороги ярости" взрывов. Ну понятно, оно же дешевле - спасибо тебе, русская земля! Но если вам этого мало, можете полюбоваться на весьма убедительные компьютерные танки Т-35 и СМК в Москве. На них, в отличие от экшна, денег хватило - не иначе, опять студия Варгейминг продала старые 3D-модели помогла. И как бы похрен, что СМК ни в каком смотре не мог участвовать, так как единственный образец попилили сразу после окончании советско-финской, где он плохо себя показал - все же на реальных событиях!
Ну, а наши герои во время своего танкового роад-муви поломали мост, и один танк застрял. Можно было бы вызвать помощь или объехать, но... благодаря гениальным решениям Кошкина герои в глуши за много километров от дорог и вокруг только болота и озера... В очередной раз предлагаю вам поаплодировать гениальному инженеру Кошкину. С такими инженерами нам точно больше не придется бояться врагов страны - они причинят нам меньше вреда.
Чекист и один мехвод остаются сторожить танк, а головная машина идет на Москву с Кошкиным, водилой и Катаевой. Она еще так трагично смотрит перед этим на Чекиста, да... Как будто у нее есть хоть одна причина влюбиться в него - ну, кроме того, что он-типа-как-вроде-бы-спас-ее-от-пуль. Они едут-едут, едут-едут, едут-едут, мы едем-едем-едем, в далекие края, веселые соседи и один социопат... В общем, они приехали под дождь, который идет в то время, как в кадр нагло светит солнце, и Катаева отходит в кусты... ну... сами понимаете. И пока она медитирует, мехвод неожиданно оглушает Кошкина. Видимо, до него наконец дошло, с каким кретином он оказался и теперь он пытается просто спасти свою жизнь от очередных гениальных идей сумасшедшего.
Ладно, шучу. Какая на самом деле мотивация мехвода, хотите вы знать? Ну... ее нет, на самом деле - просто сценарист от натуги, думая, как бы сделать неожиданный твист, потерял сознание, но не придумал ничего умнее. Поэтому мехвод, связав Кошкина и рванув с места, несет какой-то бред, что начальство не ценит Кошкина, что оно его сожрет, а зато он может работать в неких чистых городах, получать большие деньги и войти в историю. Короче, что-то про бездуховный Запад и поравалить. Кошкин же, каким-то хитрым приёмом закоротив что-то где-то сзади с помощью гаечного ключа, говорит речь - что он работает не на начальство, а на народ, что деньги и награды ему не нужны, и что предателей он не любит. И это лучший отрывок в фильме. Мехвод, разумеется, не оценил и, увидев замыкание, решил со злости убить нашего Данко. И да - он и есть Беспалый, если вы еще не поняли.
К счастью, в самый последний момент его оглушает подкравшаяся с помощью телепортации Катаева-Дураева, которая успела заскочить на броню и единственный раз за фильм сделала что-то хорошее. А где она взяла лопату для удара? - спросит кто-то? Где-где. В кустах, конечно. Рядом с роялем. И вообще, фу, какие вы противные, кино патриотическое - логику спрашивайте у всяких бездуховных Марвелов, понятно?
А в это время у моста, где никакого дождя нет (а-а-а-а-а-а!!!!), Чекист и второй мехвод сидят в танке. Но тут налетает та же банда садомазо-байкеров-нацистов! Герои не имеют о ней никакого представления, но без всякой видимой причины, услышав шум мотоциклов, решают забраться внутрь и сидеть тихо. Телепаты - не иначе!
А в это время в Москве товарищ Сталин с военными лично проводит смотр военной техники, который удивительно напоминает оценку боевых машин в гараже геймеров World of Tanks. Где еще увидишь рядом Т-28, СМК, КВ-2 и САУ-100Y? Они бы туда еще все экспериментальные танки 30-х, типа танка Гротте, или сразу ИС-3 из WoT загнали.
Дойдя до Кошкина и Катаевой, которые добрались до Москвы тем же телепортом, совершенно не устав и не промокнув под дождем, товарищ Сталин интересуется - а где танки? Пока Кошкин пытается придумать отмазу, вдруг раздается победный рык, и на улицу вкатывает Т-34 к полному ахую зрителя. Да что там танк - больше скажу - ДВА ТАНКА! Хотите знать, КАК?! Каааак, Каааарл?!!!11 А вот мехвод и рассказывает. Оказывается, обнаружив брошенный на дороге танк, немцы всерьез начали его вытаскивать... мотоциклами! МОТОЦИКЛАМИ, КААААААРЛ!
Самое удивительное, что у них все получилось! Однако стоит вытащить танк, как наши герои лихо врубили мотор, перевернули их всех за веревки и свалили.
Лысый предводитель банды хотел их с каменным лицом подорвать гранатой, но у него позорно стереотипно захватило ногу тросом, он упал в яму и только тогда за кадром взорвался. Хэппи-энд! А второй танк? А, его вел Чекист, которого обнимает счастливая Катаева. Наверно, они совершенно случайно наткнулись на него в лесу. На резонный вопрос зрителя Кошкина, как они починили танк где Чекист научился водить танк, мехвод цитирует боянистое видео с ютуба, где танкист в армии учил срочников водить: "Медведь в цирке на одноколесном велосипеде умеет ездить, а тут лейтенант НКВД!" Какая "тонкая" отсылка "для своих". Тоньше, чем дирижабль "Киров". А предатель так и сидит в танке, надежно связанный.
В финале танки делают мегаэпичный разворот по улице, все пялятся на них, Сталин говорит, что на этих танках будет строиться весь танковый парк страны, идет кинохроника танков и встреча их жителями освобожденных от фашистов территорий, и даже, сука, в финале крупная надпись "ТАНКИ. Посвящается танкам создателям Т-34". В общем, ехал танк через танк, видит танк в танке танк, сунул танк танк в танк, танк-танк-танк-танк. Короче, патриотизм зашкаливает, выбивает пробки, летит до Луны, а я окончательно понимаю, что режиссеру не нужны бабы - он дрочит на танчики.
И только в сааааааааааааамом конце нам напоминают о "реальных событиях" в основе этого фильма. А конкретно - о том, что был такой пробег по инициативе Кошкина. Правда, о том, что он Кошкин умер после него, потому что ехал не летом, а ранней весной и простудился - почему-то не сказали. Как и о том, что кроме этого, фильм НИЧЕГО с реальностью не имеет. Наверно, забыли.
Ну что же, подведем итоги. Уж не знаю, зачем господин Дружинин решил выпендриться и заявить, что фильм тоже "по мотивам реальных событий", не хуже ультраправдивых "28 панфиловцев". Совершенно очевидно, что в фильме от реальности только танковый пробег, название танка и имя конструктора - и все. Остальное - это чистый кинокомикс в духе Индианы Джонса, игнорирующий реальность, только с патриотическим пафосом сталинских времен. Ну, комикс и комикс, почему бы и нет - само по себе это не плохо. Вот только проблема в том, что даже как комикс или приключенческий вестерн а-ля "Неуловимые мстители" фильм не работает. Комикс должен работать как захватывающее приключение, где ради интереса можно простить ему неправдоподобность. Вот только у фильма с этим негусто - из экшна тут что? Танковый дрифт, простые перестрелки и падения с лошадей. И все. Можно было бы объяснить это малым бюджетом, но, прости-господи, "Неуловимые мстители" в 60-е больше экшна показывали.
Вдобавок сценарий фильма слишком глуп и слаб даже для кинокомикса. Мало того, что он набит откровенной чепухой типа немецких диверсантов и скрывающихся белогвардейцев - после этого сюжет "Бесславных ублюдков" кажется не таким уж нереалистичным. Но сюжет фильма еще и просто не продуман, сделан на живую нитку, набит сценарными дырами, роялями в кустах, глупостями и просто несвязностью. С главными героями не лучше: актерская игра в большинстве средняя (на Тарасову вообще смотреть было противно), так как характеры героев весьма схематичные и играть им особо нечего; образ Кошкина больше смахивает на социопата, чем на героя трудового фронта; любовная линия поверхностна настолько, что непонятно, была ли она там вообще; и даже протагонисты выглядят скорее карикатурно и жалко, чем внушительно. Короче, ни экшна, ни интриги, ни нормальных персонажей. Извините, но у нас уже есть опыты псевдоисторических кинокомиксов и получше - "Турецкий гамбит", в первую очередь. Да даже третья часть "Неуловимых", при всей нелепице, выглядит более качественной.
Все это не значит, что у фильма вообще нет достоинств. Нет, они есть - во многом те же, что и в "28"-ми. Здесь отличная операторская работа с красивым визуальным насыщением - хотя, к сожалению, за недостатком сюжетной фактуры ее приходится компенсировать пейзажным порно, а звукорежиссура традиционно посредственна. Также здесь вполне драйвовый саундтрек на все случаи жизни, хотя к концу он уже начинает надоедать. И, конечно, тут отличный реквизит и костюмы, все танки в виде полноразмерных макетов или вполне приличной графики сделаны хорошо и добротно. Но, как вы понимаете, для хорошего кино, даже развлекательного, этого мало.
По крайней мере, одна претензия снята. В отличие от "28"-ми, тут невозможно критиковать авторов за деполитизацию истории и умолчание советского прошлого. Фильм целиком и полностью посвящен именно этому. Здесь все, абсолютно все воспевает Красную Армию, СССР, советский народ, Ворошилов намеренно заменен на Жукова как более крупного ныне авторитета, даже НКВД и товарищ Сталин показаны умеренно положительно, как защитники интересов советского народа. К сожалению, авторы тут ударились в другую крайность. Своим колоссальным патриотическим нагнетанием, пафосом, приемами советских патриотических фильмов и примитивных послевоенных приключенческих и шпионских лент, наивностью героев, примитивностью их образов игры и простотой постановки они сделали фильм местами удивительно похожим на помпезные фильмы сталинских времен. Там тоже идейность была важнее художественности, езда танков важнее персонажей, а заканчивалось все патриотическими демонстрациями. Особенно это было очевидно в начале, где красивые виды завода контрастировали с примитивными диалогами - в полном соответствии с традициями соцреализма. Я смотрел на это со смесью удивления и смеха, даже подозревал, что авторы всерьез стилизовали фильм под соцреализм. Но, видимо, это все-таки получилось ненамеренно. Очевидно, уровень таланта Кима Дружинина просто не позволил ему создать фильм, который по уровню диалогов, актерской игры, связности сценария и режиссерской постановке превосходил бы фильмы 30-х годов. А это, как вы понимаете, далеко не плюс. Да и финал, где ни слова не было сказано о смерти Кошкина, заставляет предположить, что Дружинину гораздо интереснее клепать танчики во славу патриотизма, чем вспоминать о том, какими жертвами оплачен этот тяжелый труд. А ведь трагическая гибель Кошкина, надорвавшегося при работе на благо страны - выглядит посильнее, чем комикс с казаками, немцами-байкерами и черепашками-ниндзя. Как мне думается.
Заключая - эксперимент получился не совсем удачным. Превратить реальное историческое событие в повод для кинокомикса не удалось. Комикс вышел несвязным, местами скучноватым и не слишком захватывающим, с танками, которые действительно сыграли лучше людей - что контрастирует с патриотическим пафосом. Не уверен, что фильм удовлетворит кого-нибудь, кроме фанатов танчиков и WoT - разве что совсем сопливую школоту. Сам по себе кинокомикс это не плохо, но использовать для такого результата реальную судьбу реальных людей - наверно, не очень красиво. Не пора ли уже отходить от фантастики господам Дружининым и Шальопам и снимать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО правдивое кино, раз уж они такие патриоты? Подумайте над этим.
Click to view