ДОЛГОЕ ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРА.

Feb 25, 2017 14:33

Оригинал взят у pasha_popolam в ДОЛГОЕ ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРА.
Из истории экранизаций одного известного произведения.

В 1839 году товарищ готический писатель По опубликовал свой готический креатив - «The Fall of the House of Usher», в ряду других подобных, диковинка особо как бы и не отличалась, но факт остается фактом, грустная повесть о психосоматических приключениях невротика-аристократа почему-то особенно полюбилась киноделами столетие спустя. Утомившись считать экранизации, я остановился на семи, хотя подозреваю что список не полный. Первый поднял тему потомственный француз Жан Эпштейн в 1928 году, и тут надо признать, что первая попытка, собственно оказалась и самой аутентичной. Кроме шуток, все более поздние последователи, просто нервно курят в сторонке, более яркого, изобретательного видеоряда и харизматичных актеров, совершенно определенно нет ни у кого из них.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МОЛЧИ МАРШАК или В ТЕМНОМ ЧУЛАНЕ.


Падение дома Ашеров / La Chute de la Maison Usher 1928

Во-первых, в фильме нет ничего лишнего, собственно Ашер, его жена (по рассказу сестра), наконец Хаус, который сам по себе как бы «персонаж». Три второстепенных персонажа: друг дома Аллан, слуга и доктор, настолько же органичны, насколько ярко, оригинально и ненавязчиво выписаны. Конечно же, это надо видеть, «грязь блестит как антрацит», полудикие глаза радушного хозяина, крючковатые пальцы листающие старинный

фолиант, с «оглушительным грохотом» падает… весь рыцарский доспех… и наконец, рушится поместье… полное ощущение что оно рушится… серьезно полное, хоть собственно ничего и не показано. В общем, совершенно абсолютное эстетическое удовольствие в духе начала прошлого века создал потомственный француз Жан Эпштейн, на минуточку учитель Луиса Бунюэля. Наверное, поэтому никто даже и не думал попытаться повторить целых тридцать два года «подвиг разведчика», пока не появился по настоящему циничный и беспринципный, бандит, пират и простой голливудский режиссер Роджер Корман.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЛУЧШЕ СИНИЦА.

Роджер Корман, как известно был большим по…фигистом, видимо поэтому он очень любил По, являлся фанатом писателя и эксплуатировал его творчество по полной, в 1960 году он снял поистине эпическое полотно с оригинальным названием «Дом Ашеров», при помощи четырех-пяти актеров, пары тысяч баксов и десяти кило паутины. За две недели все было кончено, при том что в обеденные перерывы, на сдачу от гамбургеров, он фигачил еще пару полнометражек в тех же декорациях. Итак:


Дом Ашеров / House of Asher 1960

Все совпало, встретились три человека Роджер Кормен, Винсент Прайс и Ричард Мэтисон и заручившись двумястами тысчонок зеленых приступили к делу. Для начала, в гнездилище порока они отправили некоего бодрого перца - мистера Винтроу, да не просто так, а к невесте и по совместительству сестре, собственно Ашера - Мэдлин. Эх По, не повезло тебе при жизни иметь таких соавторов, за две недели они здорово раскрыли тему, досказали все недосказанное и доломали все не доломанное. Винсент Прайс, своей непревзойденной по унылости манерой игры, конечно здорово передает изначальную готическую атмосферу. И давайте будем честными до конца, не станет сама собой заваливаться архитектурная постройка, и дело вовсе не в отсутствии капремонта, проклятая наследственность, вереница не очень добропорядочных предков, многочисленные портреты коих в экспрессивной манере Васи Ложкина, без сомнения в этом убеждают. Сожженный к чертям в финале сарай еще не раз пригодится (не пропадать же добру), в последующих не менее значительных шедеврах товарища Кормана.
Не прошло и двадцати двух лет, как руины были откопаны и реставрированы, это сделал без сомненья, очень смелый, с позволения режиссер - Джесс Франко.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОВИ ЕЕ, КОТЯРА!


Месть в доме Ашеров/ Невроз: Падение дома Ашеров/Revenge in the House of Usher/Neurosis the Fall of House of Asher 1982

Нет, не уйдет синица от справедливого возмездия, зачем сожрала ты несчастная, зерно? В цепях и мехах, пронзенная напильником, ты будешь умирать медленно, стоная сладко сладко… Да… че это я… а, ну да ужасный доктор Орлофф… Джесс Франко… он снял 193!!! фильма! Он снял «Барон фон Клаус - садист», он снял «Дьявольский доктор Z», он снял «Ночь кровавого монстра», он снял «Она убивала в экстазе», он снял… «Робинзон и его дикие рабыни»!!!.... что вы еще хотите? Думаете сабж успокоился? Как бы не так! После «Девственницы живых мертвецов» и «Жадных до секса», он еще снял «Нежная и развратная Эммануэль», «Удовольствие на троих» и «Распутные монашки»… Но уже где-то после «Леди порно», «Голые марионетки в подполье» и «Ильза - свирепая тюремщица», постепенно стал приходить к вечной классике, «Конвой девушек СС» и «Белая богиня каннибалов», вкупе с «Сексуально неуравновешенной женой» стали той отправной точкой, пройдя которую можно было уже браться за… «Девочку для съема», «Секс это безумие», «Озеро девственниц» и «Могилу живых мертвецов»… и вот накопив столь серьезный культурный багаж, уже таки снял наконец и про Ашера. В этой, практически «хронике», Франко подробно показал нам все величие европейской культуры, науки и социальной политики. Все просто, в течение стремительных полутора часов нам популярно объяснят, почему здание рухнуло. Первое, беспримерный подвиг во имя науки доктора Ашера, неоцененный коллегами. Да он умерщвлял женщин, но, во-первых, женщины были легкого поведения, во-вторых, это было ради науки и в-третьих, чтобы продлить жизнь любимой дочери Мелиссы. Добрый доктор заманивал девушек в свой замок, и отдавал своему слепому слуге, чтобы тот, искусно вогнав иглу в сонную артерию жертве, соединив другой конец трубки с … короче он жертву с Мелиссой иголками с трубками соединял и под громкие предсмертные (но сладострастные) крики жертвы, Мелисса оживала тоже со стонами, но только уже просто сладострастными. Как это все знакомо, высосать всю кровь у конкурентов, ради прогресса и культурного развития. Но согласитесь, очень уж пресно, коллега Биркиншоу добавил креатива.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. БУЛЬДОЖЬЯ ХВАТКА.


Дом Ашеров/ The House of Asher 1989

Побольше необычных персонажей. К доброму дядюшке Ашеру приезжает племянник Райан, но не один, он привозит с собой невесту Молли. Дотошный зритель скажет: «девка в замке быть уже должна изначально, зачем тащить с собой в мухосрань невесту»? «А затем», ответит отец британской демократии. Ашер у нас злодей и насильник, что стоило ему понасиловать девку, будь она в доме давно, не дожидаясь преклонного возраста? Хотя, собственно есть еще служанка, изверг слуга и
глухонемая дочь слуги, но видимо, все они для такой важной миссии не очень подходили. А еще в
доме, на антресолях афтар поселил второго Ашера, на всякий случай брата первого, этот второй ваще отморозок, к руке у него привязана электродрель, коей он любит делать всякие поделки из дерева и женских голов. Еще Биркиншоу придумал весьма оригинальный и вместе очевидный способ борьбы с Ашером, кроме собственно упавшей на сабжа балки, ему на голову надо вылить баклажку духов! Аревуар, теперь наверняка задохнется. Персонажи дома Ашеров Биркиншоу разудалы, циничны и кровавы как и положено в кинематографе веселых восьмидесятых.

ГЛАВА ПЯТАЯ. ЛЯГНУЛ ТАК ЛЯГНУЛ.


Падение гниды Ашера / The Fall of the Louse of Usher 2002

Лучшие дни мэтра Рассела давно миновали, но этот мощный старик, основательно проспиртованный еще в середине прошлого века, решил напоследок снять таки по настоящему крутой киношедевр. Поверьте, превзойти степень маразма, треша, угара и содомии фильма Биркиншоу, было тяжело, почти невозможно. Но вы плохо знаете Кена Рассела. В свои семьдесят пять лет он не только далеко переплюнул означенную планку, но и сам принял участие, в качестве актера в этом безобразии. Значит так: во-первых Родерик Ашер здесь рок-звезда, он замочил свою жену, как и положено по статусу,
отковыряв у нее глаз и тут же его сожрав, но поверьте, все это совершенно не важно, ведь все что его
ожидает в психиатрической клинике доктора Каллигари (сам Рассел), стоило зверского преступления. Здесь в весьма фривольном белом халате и шприцем в руке, бегает сексуальная медсестра, которая при случае может отстегнуть свой протез, а зубы оставить в стакане, еще мы увидим женские бои без правил, веселую, везде сующую свой нос египетскую мумию, и гориллу с дистанционным управлением. Ну что еще нужно что бы спокойно встретить старость.
Идиллию и логический финал поломал(а) Хейли Клоук… Кто он(она) вообще такой(такая)? Объяснит кто-нибудь? Откуда он(она) вообще взялся(взялась)?

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ХВАТИТ ДОИТЬ!


Дом Ашеров/ The House of Asher 2006

Своим романтически-эротическим низкобюджетным триллером в духе нулевых, сабж, кто бы он не был, мужчиной или женщиной, окончательно опошлил классическое произведение. Рик Ашер - романтический юноша писатель, заманивает в свое поместье с двуглавыми орлами, романтическую девушку Джулю Михальсон, якобы на похорона своей сестры, например. Никаких изнасилований не будет, даже не надейтесь, все будет вполне естественно и благопристойно. Подумаешь, писатель колется, тоже невидаль, это еще не повод кочевряжится. Вот двуглавые орлы кругом могли вызвать подозрение, но не вызвали… до поры. А когда вызвали, было уже поздно, во-первых фильм уже заканчивался, во-вторых, героиня что называется, залетела, например. В общем, там какой-то хитрый генетический казус присутствовал (на что настойчиво намекали двуглавые орлы), по традиции рождались разнополые близнецы, но род продолжался только по мужской линии. Нет, я не спорю, само по себе обстоятельство жутчайшее, кроме того эти орлы-мутанты… В общем понимайте как хотите, но фактически эта вот Джуля Михельсон, с перепугу всех Ашеров переклоцала, вкупе с прислугой, оставшись надо полагать, единственной наследницей нехилого поместья, плюс к этому, целых два здоровых, румяных младенца.
В заключение хочу выразить надежду, что фильм этой самой Клоук (на самом деле жутко унылый), явится совершенно новой отправной точкой в деле продолжения разрушения домовладения товарища Ашера. Новое столетие открывает совершенно фантастические перспективы в животрепещущих вопросах могил, гробов, склепов, капитального строительства, ЖКХ, генной инженерии и социальной фантастики, в глобальном, так сказать, общемировом масштабе, в свете глобального же кризиса идей, тем и оригинальных сюжетов.

image Click to view

киносравнения, забугорная дичь, книга - лучше, трэшак, обзоры из личных архивов, зачем это сняли?, киномафия, франШиза

Previous post Next post
Up