год: 2015
страна: Франция
режиссер: Рене Фере
сценарий: Рене Фере
жанр: биография, история, драма, ... слова
сборы в России: $21 269 сборы
время: 96 мин. / 01:36
В главных ролях: Николас Жиро, Лолита Шамма, Робинсон Стевенен
«Пусть грядущие поколения достигнут счастья; но ведь
они должны же спросить себя, во имя чего жили их предки
и во имя чего мучились»
(А.П. Чехов безуспешно пытается втолковать режиссеру смысл своих произведений).
«Талантливый человек в России не может быть чистеньким»
(он же).
«Может!»
(режиссер фильма)
Что, мои дорогие ленивые читатели, которые не хотят сами писать в сообщество, ждете пересказ очередного трэшака? А вот выкусите, сегодня я расскажу вам о Высоком. Надо же и культурой заниматься, чо, ёпта. Мы же культурные люди. И сегодня я расскажу о великом русском писателе. Попался мне недавно на глаза этот фильм - французская кинобиография Чехова. Антон Палыча я весьма уважаю, как национальное, да и общечеловеческое достояние - и поэтому мне было интересно, как там отобразил французский режиссер глубокую жизненную драму великого писателя, его борьбу со съедающей организм чахоткой, душевные муки, блистательное изображение нравов эпохи, великий вклад в литературу и драматургию, трагедию последней любви? Что получилось у французов?
А получилось в итоге говно-о-о... Говнище... Род самого худшего говна из того, что я знаю - даже не отвратительный трэш, который можно яростно ругать, а просто бессвязная мешанина кадров, что и за кино нельзя считать. Но - обо всем по порядку...
Фильм начинается с того, что в дом Чеховых прибывают два непонятных бородатых мужика и застают всю семью дома. Оказывается, это видные литераторы Дмитрий Григорович и Алексей Суворин. Господа бородачи говорят: "Мы прибыли сюда встретиться с писателем, Антошей Чехонте". И вообще, мол, чего вы тут делаете? А компашка им типа: как сказать... Вы смотрели фильм "С широко закрытыми глазами?"
На самом деле они прикалываются. Эта компания - вся семейка сестер Зайцевых братьев Чеховых. Они предлагают господам самим угадать нужного, но потом Чехов снимает, в прямом и переносном смыслах, личину и представляется господам.
Блин, что-то я этой роже маньяка не доверяю.
Итак, господа - это известный тогда писатель Григорович и издатель Суворин. Он рассказывает, что ему так понравился рассказ Чехова в журнале, что он с издателем Сувориным сразу прикатили к Антоше рассказать ему о его таланте. Даже письмо не отправили. Маньяк удивляется и оказывается, что, конечно, Антоша - это его брат, куда более красивый и гламурный. Он рассказывает, что вообще-то рассказы - это больше хобби в свободное от медицины время, а заодно, что он пишет рассказ "Шуточка"... хотя в реальности написал его еще в 1886 г. Итак, Суворин и Григорович требуют от него печататься, за что обещают неплохие деньги - по 15 копеек за строчку. И вообще, хватит мелких форм! - говорят они. Напишите про самоубийство крестьянина! Напишите про свою юность! Напишите комедию в стихах, как Грибоедов В общем, благожелательнейшее отношение. А что в реальности никто к Чехову не ездил, а общались они по переписке - кто там знает.
После этого Чехов бежит обратно, так как старшенький Александр (ну, тот, с рожей маньяка) спорит с отцом, который дурным голосом орет молитвы перед ikonostas.
Но чего взять со старика, он отстал от жизни и не понимает своих детей с сожительством и курением марихуанны. Так что его оставляют в покое, Сашка хлопает Антоху по плечу и советует валить из провинции, а потом все ложатся спать. В постели Чехова спрашивает его друг, Исаак Левитан: "Когда будешь вскрывать трупы? Люблю, когда ты кроишь трупы" "Мертвые не знают стыда... Они так воняют..." (общий смех)
Мертвые сраму не имут? Классная шутка, посоны!
О, это же был знаменитый чеховский юмор...
Это ни к чему не ведет, на следующее утро семейка вместе с Левитаном просто уезжает. А к Чехову, пока он пишет, приезжает симпатичная телка, которая называет себя Ликой и говорит, что хочет познакомится с начинающим писателем по профессиональным темам.
Это Лидия Мизинова, певица, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, близкий друг А. П. Чехова. Кстати, это он дал ей прозвище Лики. Правда, с Чеховыми Лидия познакомилась благодаря знакомству с сестрой Чехова Марией, с которой работала в одном училище, и посетила семью она осенью 1889 года. Ну, почти попали.
А Чехов тем временем лечит обычных русских muzhiks.
Нет, на самом деле ни фига. На самом деле пара рваных сцен с мужиками - и вот уже вечер в доме, семейка при свечах бухает и веселится. А Лика пытается завязать разговор со строчащим в книжечку Чеховым. Конечно же, как и водится, "я пришла сюда ради вас!" Оказывается, она влюбилась в него через его рассказы. А я никогда не полюблю! - надувает щеки наш Бох. И в итоге Лика уходит, не отступаясь от задуманного.
На следующее утро Мария говорит Антону: братец, что за фуфло у тебя рассказы? Какой-то muzhik оскорбляет барыню... А какая-то баба прикончила младенца, потому что ей спать хочется... Что за ерунда? Спокуха, пипл хавает - отвечает Чехов, - я такое пеку как блины, лавэ идет. Я тут еще роман написал, "Степь" называется. Пойдет для Суворина. 15-то копеек за страницу, не фунт изюму! Ок, - говорит Мария.
Бац, монтаж!!! Ночь, тьма, Чехов с каким-то мужиком едут по вызову к какой-то крестьянке. Прибежав, Чехов хватает больную девочку, щупает пульс, а потом смотрит вокруг с большими глазами, кагбэ говоря: "Сука, она уже три часа мертва, кто мне заплатит за ложный вызов?" Это опять ни к чему не ведет, монтаж, он у себя в кровати, а его утешает Мария. Бац, монтаж, утро, на прием приходит та же Лика, которая задалась целью женить на себе несчастного врачевателя. Тот отбивается, но у бабы есть беспроигрышный прием: муж уехал в командировку, у меня есть надежная подруга со свободной квартирой! Чехов говорит что-то типа: блин, ну я все равно даже бордели посещаю, а потом хвастаюсь об этом в письмах - почему бы и нет. Трах-трах-трах (следуют сцены сексуального характера).
Что? Сиськи? Ну что вы за люди, у нас тут фильм о великом человеке, а вы о такой пошлости... Что? Перестаньте кричать и кидать камни! Ну ладно, ладно, в фильме есть только это.
Да, согласен, не особо, но больше нету. Бедно на красоту сисек это высокодуховное кино. Могу только предложить скриншот актрисы из другого ее фильма, "Возвращенные".
Вечером семейка ужинает, отец пытается дурным голосом петь молитвы перед едой, но его обрывают. Чехов говорит, что готовится ехать к издателю. Монтаж, он у Суворина. Тот собирается в собственном театре поставить пьесу Чехова. Которую тот должен еще написать. Ну, у меня есть старая вещица, - ломается тот для приличия, а потом МОНТААААААААААЖ!!! И Чехов рассматривает картину Левитана - собственный портрет.
Еще немного врачевания - Чехов рассказывает сказку малолетнему мальчугану с посылом, что курить вредно. И это моментально действует. Вот так показана сила слова великого писателя. По возвращении домой... откуда бы ни было Чехов натыкается на Левитана, который устраивает с ним скандал. Он прочитал какую-то книгу, в которой был рассказ "Попрыгунья". В общем, это экранизация известной истории о том, как Чехов
изобразил в нем тайную любовь Левитана с Софьей Кувшинниковой. Прикол в том, что за сцену до этого Левитан общался абсолютно нормально с Антошей, так что либо он прочел это за несколько часов, либо у нас тупо вырезали кусок действия. Впрочем, думаю, вы уже поняли, какой тут монтаж. Ах да, еще - рассказ опубликован в 1892 г.
После этого Чехов очень логично решает посетить Сахалин, куда поехал весной 1890-го. И после очередного траха говорит голой Лике, что не любит ее, это, мол, все воспоминания детства. В ответ Лика устраивает с ним бег наперегонки по дому голышом. Ведь вы же именно этого ждете от фильма про Чехова, правда? Как он бегает голым, как он трахает баб, как он пьет водку? Ну круто же!
Ой, думаю, голых догонялок мало. Давайте Чехов будет еще бегать за своей сестрой, которая читает его записную книжку!
Эх, лепота. Жаль, саундтрек из ситкомов 90-х не поставили, вообще чума была бы.
Чехов у Суворина рассказывает замысел третьего акта "Чайки" (написана и опубликована в 1896 г.). Суворин говорит, мол, ориджинально. А давайте я вам ради такой радости подарю имение, мне не жалко. (Следует несколько безмолвных сцен под фортепьяно в русском имении, снятом где-то во Франции). Резкий обрыв, брат Чехова Николай, который ничем не запомнился за все это время, болеет какой-то чахоткой, а врач Чехов кладет его в постель, поцеловав... в лобик. А Лика прислала письмо, что муж прочухал про роман и увез ее, но я тебя все равно люблю. И как бы по хрен, что замуж она вышла только в 1902 году, а до этого еще в 1894 г. Чехов свел ее с купцом Потаниным, который ее перевлюбил себя, поматросил и бросил. Нужна же любовная линия. Нет, не развить персонажа, а для сисек. Тут приходит письмо, что ему присуждена Пушкинская премия (1888), а заодно с ним хочет встретиться Толстой. Хотите знать, как выглядит Толстой?
Это Толстой?!! Нет... Погодите-ка, это же Борис Бритва!
На сам деле это некий актер Фредерик Пьеро. Одно лицо, правда? Он рассказывает Чехову, которого видит первый раз в жизни, как по молодости пил, гулял, курил шмаль, а теперь вот взялся за ум. И вы, говорит, берите с меня пример (оба пьют vodka мелкими глоточками, как виски). Ведет себя, кстати, здешний Толстой весьма суетливо, так и ждешь, что начнет бить костылем людей и гладить детей по головке, как в анекдотах.
Коляша тем временем нарезал кони, так что все плачут и начинают есть. После крупных планов на лица братьев Чехов решает - а гори оно все огнем! И жжет в камине рассказы. Ухожу, мол, из профессии, остаюсь врачом! Где тут логика? Ну, все просто, на самом деле (громкий звук лесопилки). Вот где. Григорович с Сувориным снова его навещают (эва сколько у них свободного времени) и приказывают писать любой ценой! Но Чехову по хрен и он решает сыграть в революционного комиссара.
Маяковский одобряет
На самом деле он так готовится к поездке на Лубянку на Сахалин. Перед поездкой к нему заходит Лика, сбежавшая с маскарада, и обещает его ждать... Да, в те времена обычное дело перед поездкой на Сахалин. После чего крупным планом показывают безлюдные красивые виды Сахалина, который удивительно напоминает южную Норвегию.
А каторжан тут гонят прямо в исподнем.
Чехов идет к... не знаю, кому - на генерал-майора Кононовича, главу острова, некийбородатый мужик в партикулярном платье в своем богатом доме не похож. В общем, Чехов просит разрешения поговорить с каторжанами. Ему с удовольствием разрешают, а заодно предлагают переночевать у них. Ночью какой-то мужик тайком утаскивает его сапоги, а на вопрос писателя отбрехивается, что хочет их почистить - вот какая была у нашего супергероя Антон Палыча популярность.
Гостиницы в городе нет. В общественном собрании мне позволили отдохнуть после обеда в зале с низким потолком -- тут зимою, говорят, даются балы; на вопрос же мой, где я могу переночевать, только пожали плечами. Делать нечего, пришлось две ночи провести на пароходе; когда же он ушел назад в Хабаровку, я очутился как рак на мели: камо пойду? <...> Пока я плыл по Амуру, у меня было такое чувство, как будто я не в России, а где-то в Патагонии или Техасе; не говоря уже об оригинальной, не русской природе, мне всё время казалось, что склад нашей русской жизни совершенно чужд коренным амурцам, что Пушкин и Гоголь тут непонятны и потому не нужны, наша история скучна и мы, приезжие из России, кажемся иностранцами. В отношении религиозном и политическом я замечал здесь полнейшее равнодушие. <...> Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется и трахнет! Или придешь к знакомому и, не заставши дома, сядешь писать ему записку, а сзади в это время стоит и ждет его слуга -- каторжный с ножом, которым он только что чистил в кухне картофель. Или, бывало, рано утром, часа в четыре, просыпаешься от какого-то шороха, смотришь -- к постели на цыпочках, чуть дыша, крадется каторжный. Что такое? Зачем? "Сапожки почистить, ваше высокоблагородие" ("Остров Сахалин").
Теперь время поговорить с преступниками. Чехов начинает соцопрос и опрашивает людей о жизни здешней. Первым отвечает Александр Друзь некий старикашка, который рассказывает, как их били-пороли-гнобили в землянках и т.д. Это очень сильно перевранный кусок из "Острова Сахалин", где это говорит каторжанин Василий Игнатьев, но без описания зверств. Отдельное спасибо отечественному переводчику, который перевел прозвище изуродованного порками Игнатьева как "Прелесть" - так тяжело было найти в сети книгу и узнать, что его звали "Красивый?" Нет, блин, Прелесть. Идеальное прозвище зека. Прелесть, блеать.
Какая-то страшная баба, дочь... того мужика в начале, тут учительствует и жалуется Чехову, что у всех детей вши. Развитие темы? Ноль. Чехов вместо обследования детей гуляет и опрашивает семью девушек, дочерей проститутки. Развитие? Ноль. Вместо этого нам показывают, как несчастных каторжан мучает их начальник. В форме курсанта летного училища времен Брежнева.
Конечно же, великий писатель очень страдает за простой народ.
И какого хрена начальник кричал: "Ты себе делаешь хуже?"
Как наказывают плетями, я видел в Дуэ. Бродяга Прохоров, он же Мыльников, человек лет 35 -- 40, бежал из Воеводской тюрьмы и, устроивши небольшой плот, поплыл на нем к материку. На берегу, однако, заметили вовремя и послали за ним вдогонку катер. Началось дело о побеге, заглянули в статейный список и вдруг сделали открытие: этот Прохоров, он же Мыльников, в прошлом году за убийство казака и двух внучек был приговорен хабаровским окружным судом к 90 плетям и прикованию к тачке, наказание же это, по недосмотру, еще не было приведено в исполнение. Если бы Прохоров не вздумал бежать, то, быть может, так бы и не заметили ошибки и дело обошлось бы без плетей и тачки, теперь же экзекуция была неизбежна.
<...>
И, похлопав арестанта ладонью по лбу, смотритель говорит наставительно:
-- А всё отчего? Оттого, что хочешь быть умнее себя, голова. Всё бегаете, думаете лучше будет, а выходит хуже.
Еще немного рваных кадров, где рвет Чехова от этого фильма туберкулеза, еще немного унылой ходьбы по острову и офигительных историй от абригенов, представляющих из себя перевранные цитаты из книги. Чехов заодно рассказывает свою краткую биографию училке, а потом за кадром читает отрывки из той же книги. Но, судя по всему, книгу режиссеришка не читал. Какая-то девка заявляет: "Как вы могли предполагать проституцию на Сахалине? Она запрещена много лет и наказывается плетью!"
А подневольное состояние женщины, ее бедность и унижение служат развитию проституции. Когда я спросил в Александровске, есть ли здесь проститутки, то мне ответили: "Сколько угодно!" {Полицейское управление, впрочем, дало мне список, в котором было только 30 проституток, свидетельствуемых еженедельно врачом.} Ввиду громадного спроса, занятию проституцией не препятствуют ни старость, ни безобразие, ни даже сифилис в третичной форме. Не препятствует и ранняя молодость. Мне приходилось встречать на улице в Александровске девушку 16-ти лет, которая, по рассказам, стала заниматься проституцией с 9 лет.
Наконец Чехов возвращается домой (длинная сцена приветствия семьей). Он говорит им всем: я видел страшные вещи, надо бороться за этих людей, поможем детям! Будем помнить, что дети - цветы жизни. Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям. Только детям, и никому другому. Вы меня понимаете?
Потом он долго и нудно озвучивает за кадром какой-то рассказ в честь училки. На приеме у Суворина он рассказывает о том, как пишет о Сахалине, но тут приступ чахотки, у Чехова течет кровь изо рта, как у меня из глаз при просмотре этого говна, и Суворину приходится тащить его в постель. Но ничо, - говорит тот, - я привык. Оно и видно.
А вот и тетя Ася... То есть, Лика приехала. Она хнычет у него на груди, и пересказывает ту историю, как ее поматросили, и она вернулась к мужу. Не провожайте меня, лошади мои у калитки - щебечет она и убегает. Кабздец! Отличная реплика для пьесы! - решает Антоша и вставляет это в "Чайку". Орел! Посмотрев репетицию пьесы в театре, Чехов, однако, недоволен и читает длинную лекцию о том, как надо играть. И вот гранд-финал. Чехов сидит дома, читает письмо, которое ему прислал Толстой: вы знаете, как я вас уважаю! Я всегда говорил, что вы осел. Пьеса гамно, но вы должны сохранить себя для истории. Старый пень! - с улыбкой думает Чехов и выпивает йаду шампиньона, после чего откидывает копыта. Конец.
Вот такой вот он, "Чехов" 2015 г. Мне попадались отзывы, что фильм плох - но я не думал, что настолько. Совершенно безжизненная и скучная дешевая поделка с перевранной биографией и полным отсутствием актерской игры. Больше добавить нечего. Даже лень напоминать о реальном характере Чехове, его великом вкладе в искусстве, высоком гражданском подвиге - такая поделка и так слишком много слов заслужила. Остается только добавить, что режиссер Рене Фере всю жизнь был автором малобюджетного кина и главой маленькой киностудии, где работали его собственные родственники.
Первый фильм Рене Фере «История Поля» выходит в 1975 году, когда режиссёру 30 лет. Фильм снят благодаря небольшому спонсорской поддержке режиссёра-документалиста Николя Филибера и имеет как коммерческий успех (его посмотрели 50 тысяч зрителей)[2], так и достаточно положительные отзывы критики - философ Мишель Фуко пишет на фильм весьма хвалебный отзыв. За картину Рене также получает премию Жана Виго. Первый фильм автобиографичен - в нём Рене рассказывает о своей истории пребывания в сумасшедшем доме (с).
К сожалению, полететь в Париж, прихватив с собой биту, и объяснить автору, почему его фильм плохой, уже не получится - он помер за месяц до премьеры, что объясняет наплевательское отношение к монтажу.
Что ж, зато это повод рассказать о других байопиках о Чехове, кои действительно существуют. Но об этом -
в следующем посте.