Поезд страха

Dec 18, 2015 09:25



название: Horror Express
год: 1972
страна: Великобритания, Испания
слоган: «Can it be stopped?»
режиссер: Эухенио Мартин
сценарий: Арно Д’Юссо, Джулиан Зимет
бюджет: $300 000
время: 88 мин. / 01:28
В главных ролях:

Кристофер Ли
Питер Кушинг
Телли Савалас
Альберто де Мендоса
Сильвия Тортоса
Хулио Пенья
Анхель дель Позо
Хельга Лине

"Поезд страха" (он же "Поезд ужаса", "Экспресс ужаса", "Проклятье над поездом") - один из полузабытых провинциальных ужастиков, чье название мало чего скажет даже любителю подобной экзотики. А ведь это действительно довольно нетривиальный фильм. Во время просмотра я сначала думал, что меня ждет хреновый второсортный испанский хоррор-трэшак, пусть и с хорошими заграничными актерами. Однако оказалось, что все намного интереснее. Во-первых, это не просто трэшак, это еще и клюква, причем настолько редкая, что она не имеет даже своего названия. Что-то вроде "дореволюционная-дальневосточная". Обязательными ее элементами являются Сибирь, русский снег, дикие казаки в огромных папахах, поезда, царские аристократы, полоумный священник, православные монастыри и тому подобное. Самый известный пример - мультфильм "Анастасия", а также еще всякие новеллы про Унгерна, Колчака и тому подобное. Вот этот фильм как раз из той же серии. Во-вторых, все это сплетено с мистикой, зомби-тематикой и даже научной фантастикой! Хотите посмотреть, что получилось? Так узрите же!

1906 год. Геологическая экспедиция во главе с Александром Секстоном (в исполнении Кристофера Ли) находит в глухом районе Китая вмерзшее в лёд некое гуманоидное существо. Грязное, волосатое и мёртвое. Кристофер Ли... То есть, Секстон считает, что обнаружил уникальную находку, переходное звено эволюции. Он запирает ее в ящик, и артефакт перевозят в Китай на русскую станцию. Чтобы отправить ее через Сибирь на "Дальневосточном поезде".




Обратите внимание, поезд-то явно настоящий!




Русский начальник станции говорит, что мест нет. Ведь это же Россия, край, полный vodka, samovar и взяточничества.




Тогда высокомерный Крис... Давайте я буду называть Секстона Кристофером Ли, о-кей? Тогда Кристофер Ли, как и положено высокомерному надменному англичанину, просто сметает со стола начальника все вещи. Тот в шоке, но тут внезапно входит... э... русская охрана КВЖД?!!




Не такая уж она и русская по виду...
- Капитан Онегин Oregin! - отдает честь усач. - Генерал Vagina приказал мне отыскать вас и оказать всяческую помощь!

Кристофер Ли получает билет в один конец и идет на станцию. Вместе с ним едет и его старый знакомый, случайно встреченный им у начальника - доктор орнитологии Уэллс с ассистенткой, седой дамой - мисс Джонс. Играет друга Кристофера Ли друг Кристофера Ли Питер Кашинг, как и во всех трэшаках, в которых снимались друзья Кристофера Ли.

Но вот чего друзья не знают, так это того, что произошло на станции! А там случилось нечто непонятное! Какой-то китайский вор в хорошем костюме вежливо сказал бугаю у ящика: "Вас просят вот там" "Где?" "Там" Прием сработал и дебил-охранник пошел на станцию, а воришка стал спокойно взламывать замок ящика. Но когда бугай вернулся, он обнаружил вора с белыми белками вместо глаз, лежащим на земле и заботливо укрытым покрывалом. Естественно, место преступления оцепляют русские soldats с vintovka, а на место трагедии прибегает неизвестно откуда взявшийся полоумный священник, который начинает истово молиться, поститься и слушать радио Радонеж кланяться и креститься двумя пальцами.




Знакомьтесь - ключевой персонаж фильма, священник с обычной русской фамилией Пурджадлов.




Играет его любимец советской публики по фильму "Королева Шантеклера" выдающийся аргентинский актер Альберто де Мендоса. Также на станцию приходит инспектор полиции NeMiroff.




Ништяк винтовочка!

Пурджадлов ведет себя неадекватно. Убеждает всех, что тут "пахнет сатаной", что ящик проклятый и в доказательство мелом рисует на ящике крест. Мел не рисует. У-у-у-у! Страшно? "Мылом намазал, аферист! Ерунда, дешевый трюк!" - резонно отвечат Кристофер Ли. Мироффу он говорит, что в ящике минералы и ничего интересного, давайте быстро грузите ящик, тупая солдатня, зачем я вам деньги плачу! Ящик грузят в вагон и на этом инцидент считается исчрепанным. Все вышуказанные герои садятся на поезд и едут через Сибирь. Включая Пурджадлова и даже Мироффа.

Кристофер Ли удовлетворенно смотрит в окно на вокзал, но тут сзади, со стороны ящика раздается тихий протяжный звук. Доктор Уэллс говорит: "Извините, не сдержался" удивленно смотрит на него. Не теряя спокойствия Кристофер Ли проверяет замок и убеждается, что он вполне крепкий. Тут как раз заходит русская графиня польского происхождения. С типично польским именем Ирэн Петровский.




- Что-то испугало Anitka! - говорит она с милой глупой улыбкой. - Что у вас в этом ящике? - спрашивает она у обычного русского konduktor.




Кристофер Ли, улыбаясь бабе и выслушивая ее глупые комплименты англичанам (самая любимая в Польше нация, если ей верить), уводит графиню. Уэллсу он говорит, что в ящике минералы, мамой клянусь, да. Но Уэллс знает, что дружбан любит брехать, поэтому он дает кондуктору деньги, чтобы он кормил эту тварь в ящике, а заодно просит его заглянуть туда и посмотреть, что за НЁХ везёт его друг.

Ночью кондуктор выкручивает шурупы из ящика, видит гуманоида и, пожав плечами, отходит пить vodka. И пока он не видит, совершается одна из самых страшных сцен фильма, которая очень пугала в 90-е десятилетних детишек! Волосатая лапа древнего гуманоида взламывает замок отмычкой из гвоздя! У-у-у-у! Страшно?




Кондуктор бросается наперерез, пытается удержать цепь, но тут НЁХ врубает гипноз!






У кондуктора идет кровь из всех дырок, глаза становятся белыми и он сваливается трупом. У-у-у-у-у!
Пурджадлов тем временем, поступивший на службу к графу Петровскому (больше похожему на престарелого педика в розовом пиджаке), активно молится за души пассажиров хозяев в их богатом вагоне, увешенном золотом и иконами.




Но откуда-то слышен свист - мелодия детской колыбельной, с какого-то дуба выбранная авторами фильма в качестве главного саундтрека фильма. Пурджадлов понимает - зло еще здесь!!! А поезд продолжает мчаться через испанскую пустыню, которую с помощью ночной съемки неубедительно пытаются выдать за снежные просторы Сибири...




Тело кондуктора, заботливо уложенное в ящик, потом находит Мирофф. Кристофер Ли отказывается комментировать ситуацию, признается, что в ящике был мертвый гуманоид, так что Мирофф сажает его под арест в купе, а сам с двумя солдатами обыскивает поезд.




После этого гуманоид с пластилиновым лицом не палясь шастает по всему поезду и, видимо, даже по крыше, убивая подряд несколько человек. Никто не может ему помешать, тем более, что иногда в поезде коридор погружается во тьму - видимо, поезд регулярно мчит через тоннели. Да, мчит через тоннели минут по пять, такие вот в Сибири тоннели. Также присутствуют еще очень страшные сцены типа "НЁХ стоит над спящими детьми", "НЁХ показывает волосатые лапы в кадре", "НЁХ скрывается втайне за стенкой от людей и дрочит".

Уэллс вместе с мисс Джонс устраивают вскрытие трупа кондуктора и обнаруживают, что у него исчезли извилины. А как всем хорошо известно из курса анатомии, извилины - это знания, поэтому гуманоид, получается, высосал все воспоминания из башки убитых. Как? - спросите вы? Как-как... через глаза, разумеется!




Вот что значит в буквальном смысле - "мозги спеклись"!

Тем временем гламурная рыжая безбилетница, проникшая на поезд благодаря доброте глупого мистера Уэллса, накрашивает глазки и идет в вагон с трупаком, чтобы вскрыть там сейф и спереть тайный сверток графа Мириама Петровского!




Конечно, рядом торчал гуманоид. Пара-пара-пара-пуп - и в вагоне новый труп!
Но тут внезапно в поисках бабы заходит Уэллс. Гуманоид пытается и его замочить, но врывается Мирофф с пистолетом и стреляет в скотинку! Древняя обезьяна врубает гипноз, у инспектора желтеют глаза и идет кровью нос - но он даже под гипнозом находит силы поднять пистолет и валит Кинг-Конга окончательно! А потом теряет сознание.




Все, конец! Расходимся!

Ага, щас. Если бы. Разумеется, все не могло закончиться так просто. Инспектор приходит в себя в купе, укрытый одеяльцем, смотрит под него на свою руку и под угрожающую музыку резко запахивает одеяло обратно. О ужас, неужели гуманоид сумел переселиться в него и отрастил ему такую же волосатую лапу, и теперь инспектор будет маскироваться под человека, убивая людей? Ну не знаю, не зна-а-аю... Может быть...

Кристофер Ли, которого абсолютно не трогает смерть нескольких человек, раскрывает фишку с воспоминаниями, которую мы уже все давно поняли и они идут к Петровскому относительно его свертка. Оказывается, это образец твердой как алмаз суперпрочной стали, которую разработал граф. Шпионка охотилась за ним, но главное, т.е. формула стали - в его голове! - гордо говорит Петровский. Пурджадлов продолжает компостировать всем мозги, убеждая, что Сотона еще жив! Живе Сотона! В подтверждение слов тухнет свеча, падает икона, крупный план наезжает на расширенные от кокаина зрачки Пурджалова и творятся прочие хоррор-непотребства.

Далее британцы решают - а почему бы нам не вскрыть глазные яблоки гуманоида. Они достают из них глазную жидкость, смотрят под микроскопом... И обнаруживают... Бгагагагагаааа!.. Бгагагагагааааааааа!.. Так, не смеяться. Не смеяться, я серьезно... Бгагагага! Ой... Так, так, спокойно. В общем... Они обнаруживают в глазной жидкости гуманоида картинки из прошлого. Птеродактили, динозаврики и какое-то мутное пятно, которое доктора наук принимают за вид планеты из космоса. "Видимо, зрительная память этого существа находилась не в мозгу, а в глазу!" - важно говорит Кристофер Ли.



А если бы зрительная память была в мозгу, тогда что? Вы бы его в кинопроектор зарядили?
Пурджадлов от демонстрации этих картинок охреневает, начинает говорить про глаз Сотоны, а потом тыбздит его во время очередного проезда поезда через сибирские тоннели.




Мисс Джонс в поисках Пурджадлова заходит в последний вагон-кладовую с трупаками, рассказывает об этом инспектору. Мол, мы видели картинки - я, Стектон, Уэллс и графиня. Ага, - кивает тот, а потом вырубает свет и гипнозом мочит бабу под ту страшную музыку с треньканьем, которая звучала в 90-х в Ералаше, помните?




Ту-ту, ту, ту-ту! Ту-ту, ту, ту-ту! Как говорят у нас в Испании: "Аста ла виста, сука!"

Пурджадлов, ставший свидетелем, ВНЕЗАПНО делает суперповорот, невиданный в хоррор-фильмах! Он переходит на Темную сторону силы! Отдает глазик, который тут же сжигают в печи, кланяется до земли и молит взять его в слуги. Ты слишком туп, чтобы быть моим слугой, ничтожество! - говорит господин Мирофф надев кожаное белье.

В поезде начинает шириться паника! Пассажиры набиваются в салон-вагон и требуют остановить поезд, но Мирофф со своими солдатами угрожают им расправой в случае бунта!

Думаете, далее чудовище будет охотиться на тех, кто видел его картинки в глазах? Иначе зачем это Джонс сказала в кадре? Но нет, это кино очень любит неожиданности. Вместо этого наши англичане начинают осматривать глаза пассажиров с лупой в поисках убийцы. Ну а что, вдруг сработает? Последним, конечно, проверяют инспектора и, конечно, ничего не находят. Они же не знают, что смотреть надо в темноте, так лампочки круче выглядят.

А тем временем поезд мчит к месту, где его должны встретить власти - к маленькой сибирской stantsiя...




На которой квартируют kazaki.




- Поезд будет тут через сорок минут! - говорит telegrafist.




- Сорок? - спрашивает голос сбоку, из-под белой шкуры.
- Да, ваша честь, тут так написано... Шифром, как бы на другом языке!
- Я слыхал о телеграфе, папаша. И о поездах, и об электрическим токе, - отвечает предводитель казаков.

Так мы знакомимся с самым крутым и самым замечательным персонажем фильма, каждая сцена с которым стоит всей ленты целиком. Прошу любить и жаловать - капитан KAZAN. Человек, полностью соответствующий своей фамилии. Настоящий сибирский мужик. Из породы тех военных, которые могут махом выпить четверть самогона, остановить коня ударом кулака и согнуть подкову двумя пальцами. Ведет себя спокойно и уверенно в любой ситуации. Настоящий русский офицер!




- Пошли телеграмму. Скажи им, что капитан Казан знает, что у лошади четыре ноги, а у вора две руки. Это также верно, как и то, что дьявол должен бояться честного русского казака. Вот так, дружок.

Мирофф тем временем шастает по поезду и донимает ученых вопросами. Сначала он допросил какого-то русского инженера, можно ли преодолеть гравитацию. Тот в ответ начал ему задвигать ему про своего учителя, Tsiolkovski. У вас есть сомнения, что Циолковский, который впервые опубликовал свою работу о реактивном движении в 1903 году, мог обсуждать такое со своим учеником в 1890-е? Напрасно, фильм гарантирует это.




Потом Мироф заходит к Кристофер Ли. Как успехи на ниве науки? - говорит он. Мне удалось многое прояснить! - пафосно говорит надменный англичанин, чертя что-то за столом. - Исследовав жидкость из глаза чудовища я понял, что оно имеет инопланетное происхождение! Он посетил нас миллионы лет назад и жил теперь, переселяясь в живых существ, в том числе найденного мною гуманоида. Теперь он вселился в одного из нас и ищет путь домой. - Из вас бы вышел хороший сыщик, вы выяснили все, кроме личности убийцы! - говорит человек, который все время ходит по поезду с рукой в кармане, подозрительно оглядывается и оказывается всегда рядом с трупами, что ни у кого не возбуждает подозрений. - Всему свое время! - гордо отвечает Кристофер Ли.



Потом Мирофф допрашивает Петровского о стали, но тут поезд тормозит у станции и в вагон заходят заиндевевшие от холода казаки, держа наперевес карабины. Да. Обычные испанские карабины маузера образца 1895 года.




Поезд почему-то едет дальше. За кадром при этом тренькает что-то типа "Эй, ухнем" с обкорнанным припевом. А казаки собирают всех пассажиров в салон-вагоне.




Все этим недовольны.
- Перед вами графиня Ирен Петровская! А я граф Петровский! - кричит граф в kosovorotka.




Ну это ж совсем другое дело!




Графья вне подозрений! - галантно признает KAZAN. Проводите их в вагон!

Хлебнув водки, капитан KAZAN обходит тяжелым шагом пассажиров, угрожает им, целует руки дамам, мимоходом дает саечку в живот нагличанам, чтобы не зазнавались и обещает найти и покарать иностранных шпионов! Красава мужик, правда?
А вы, значит, инспектор полиции? - спрашивает он. Да, я инспектор Мирофф, - отвечает тот. Miroff! - радуется KAZAN. - Какая прекрасная русская фамилия!

Он обнимает его и целует по-russki. Чмоки-чмоки-чмоки!




Но все же конфискует для порядка у Мироффа его испанский браунинг.




Ну, кто тут вор? Давайте, говорите, я вытрясу из него правду! - требует он от инспектора. Пурджадлов нервничает и оскорбляет капитана. А капитан KAZAN не любит, когда его оскорбляют. Он смотрит на казаков, и те понимают - надо арестовать Пурджадлова. Тот в ответ отбивается крестом и обещает их сглазить! "Вы будете гореть в аду!" - обещает им слуга межгалактического Сотоны.




Но капитан KAZAN знает, что делает! Он крестится, целует крест, а потом... конфискует и его. А потом порет нехорошего священника pliotka в качестве профилактики.




Несмотря на свои методы, капитан KAZAN - далеко не глуп и очень проницателен. Почему он хотел вас защитить? - спрашивает он у Мироффа. Тот не знает, что ответить, но тут Кристофер Ли, до которого таки дошло выключает свет и все видят терминаторьи глазки инспектора. Тот паникует, расталкивает казаков и пытается сбежать. Не теряя присутствия духа, капитан KAZAN в полном спокойствии всаживает ему броском в спину kinzhal и стреляет из его же браунинга!




Все же чудище обло, стозево и червонооко кагбэ из последних сил (с) убегает в другой вагон, а за ним и Пурджадлов. Он молит на коленях тварь войти в него и даровать его могущество. Конечно, перед смертью не спорят и вот Пурджадлов превращается... в чудище с теми же лампочками в глазах... у-у-у-у-у! Страшно?

Все пассажиров отводят в задний вагон, а казаки по главе с KAZAN занимают позиции. Чудище перерубает провод пожарным топориком (да, красным пожарным топориком) и вырубает им свет. Казаки палят из всех стволов по проходу, оставляя в коридорной стенке вагона напротив три отверстия от пневматической винтовки. Саспенс-сцена - казаки стоят и оглядываются, ожидая нападения. Тьма. Крупные планы. Переглядывания. Испуг на лицах. Даже KAZAN слишком серьезен. Но!.. конечно же, чудище напало из-за спины!




Резко прокачавшее скилл чудище теперь спекает мозги за секунду. Поэтому толпе казаков с ружьями и шашками нечего противопоставить и они все погибают. Даже несчастный капитан KAZAN не смог выдержать этой борьбы. Прощай, верный солдат России-Матушки - ты будешь вечно жить в наших сердцах!




Пурджадлов заходит к Петровскому и мочит его с непередаваемым пафосом. Потом хватает графиню, но тут входит Кристофер Ли, который чувствует себя Эшем из "Зловещих мертвецов" - в одной руке ружье, в другой бензопила лампа, чтобы гипноз на свету не работал...




Зис ис май пум-стик!

Чудище признается, что оно - особый энергетический представитель из другой Галактики, забытый товарищами на Земле два миллиона лет назад, пытается откупиться, обещает открыть тайны Вселенной. Конечно, англичанин неподкупен. Тогда тварь начинает мерно качать головой и мычать, на что тупой британец просто с удивлением смотрит. Такое в ужастиках не прощается! Понятно, что это было неспроста и начинается... "Ночь живых мертвецов"!




Да, все убитые оживают и пытаются убить Кристофера Ли. К счастью, они слепы, поэтому британец с графиней после впечатляющей схватки с казаками в вагоне прорываются к своим. Тем временем чудище убивает машинистов и захватывает поезд, который сквозь метель мчится навстречу ужасу! У-у-у-у-у!!! Дикий страх, невыносимое напряжение, кошмар и ужас! Но тут на каком-то далеком полустанке получают приказ из Москвы (да, из Москвы, не Петербурга) отправить поезд с обрыва. "Что это значит? Может быть, началась война?" - удивленно говорят железнодорожники в 1906 году, когда никакой войной, конечно, на Дальнем Востоке и не пахло.




Приказ есть приказ и поезд действительно с помощью направленной стрелки под дикое напряжение и кучу саспенса отправляют с обрыва. С обычного. Сибирского. Обрыва.




Пурджадлов орет: "NOOOOOO!..", но не успевает и падает в пропасть! И поезд взрывается! Да, вы не ослышались, поезд взрывается вместе со всеми вагонами!




Но все остальные выжили, потому что Уэллс после дикого напряжения и саспенса на экране отцепил замыкающий вагон. Вагон замирает, конечно, на самом краю в самый последний момент. Пафосный взгляд англичан и испуганный - графини вниз на взрывающиеся вагоны. Свистеж из музыкальной темы фильма - и конец.

Вот вы и посмотрели не самый известный испанский ужастик. И знаете, я должен признать, что это один из самых необычных и интересных второсортных трэшаков, которые я видел. Он, конечно, не страшный, если вам не 12 лет, хотя, должен признать, местами создает напряжение и неудобство. Но зато сколько в нем иных достоинств. Оцените хотя бы тщательность исполнения и вложенный в него бюджет. Одних только масок с лампочками тут три штуки и каждая из них выглядит круче маски Терминатора из фильма 1984 года - серьезно. И это за какие-то 300 тысяч долларов - даже по тогдашним меркам ничтожные гроши. Такой подход внушает уважение, это вам не современные ужастики, где режиссеры думают, что достаточно взять трясущуюся камеру, сэкономить на гриме и показать любую фигню, и у зрителя прокатит. Клюквы для Испании, незнакомой с Россией, тут, надо признать, гораздо меньше, чем в других фильмах того времени. А уж сюжет, несмотря на всю идиотию, не может не запомниться. Ну как можно было догадаться сплести мистику, зомби, инопланетного духа и всунуть это в сеттинг дореволюционной России с казаками и священниками в поезд, мчащийся по Сибирским просторам! Да и актеры играют на пять, кроме графини с деревянной рожей. Готов допустить, что в 1972 году, когда ужастики не отличались особенной проработанностью, а о России на Западе ничего толком не знали, это смотрелось куда впечатляюще.

В общем, при желании можно посмотреть. Хотя бы ради капитана KAZANа, он того стоит. Только предупреждаю, что первый час скучноват, слишком много устаревшего саспенса и затянутости в сценах. Но тут уж ничего не поделаешь, все испанские ужастики на моей памяти такие.

В заключение - цитаты из фильма, которые я невозбранно потырил из Википедии. Подтверждаю, что это лучшие цитаты во всем фильме, которые восхищают до глубины души.

* Ирина Петровская: «Мой муж… говорит, что в XV веке ваш король Генрих предал нас русским. Это так?». Александр Секстон: «Надеюсь, что Ваш муж и Вы, мадам, примете мои искренние извинения».
* Инспектор Миров: «А что если один из вас и есть чудовище?». Доктор Уэллс: «Чудовище? Мы оба англичане!»
* Ирина Петровская: «Я буду жаловаться Императору, Вас сошлют в Сибирь!». Капитан Казан: «Я и так в Сибири!»
* Доктор Уэллс: «Может быть монах невиновен?». Капитан Казан: «Ну, станет одним невиновным монахом меньше».

P.S. Спонсор данного выпуска - компания "Аэрофлот"!

image Click to view


забугорная дичь, трэшак, позитив, бугога!!!, жЭсть, ведь могут же!, циничный пересказ, клюквища

Previous post Next post
Up