1 часть обзораБЕЛАЯ ГВАРДИЯ
Серия 3-4
Продолжим.
Войска Петлюры подходят к Киеву. В вагоне кто-то (да-да, имени не называют) раздаёт ЦУ полковнику Козырь-Ляшко (да, именно так даже в сериале его называют) и прочим, при этом пользуя карту на немецком языке.
Рушник, оселедец - всё на месте. И горилка будет.
А тем временем в городе Киеве полковник Малышев юнкеров распускает. Прочувственная речь, все в замешательстве, в смятении, но делать действительно нечего, раз уж гетман сбежал, немцы свалили. Сцена реально хорошая. Один Най-Турс, который торчал на улице, клал на всех и уходит в город.
Затем Пореченков и Стычкин печально бредут по Городу, пока их не зазывает цирюльник с предложением и погоны спороть, и усы подстричь, ибо петлюровцы офицеров не любят. Куда деваться, приходится согласиться….
Причём весь Киев УЖЕ в курсе произошедшего, уже выражает недовольство, но ведь Най-Турс только что прошёл, однако о нём ни слова.
Тем временем Най-Турс идёт себе с юнкерами по улице и, ВНЕЗАПНО!
Стоят там всадники Козырь-Ляшко и ждут Най-Турса, как будто знали, что он щас припрётся. Его приветствуют парочкой выстрелов.
Так как все тут благородные и честные, то петлюровцы дают Най-Турсу время подготовиться. А затем Сашко просится в атаку.
Итак, длинная узкая улица, с одной стороны Най-Турс и примерно два-три десятка солдат в два ряда с винтовками и пулемётом, причём, судя по расстоянию, Най-Турса должно было хорошо слышно. Разумеется, надо поскакать на противника с саблями наголо! Эм, а из чего вообще стреляли в Най-Турса?
Результат немного предсказуем.
Козырь-Ляшко в ярости от смерти своего любовничка Сашко и сладострастно стегает кнутом своего подчинённого!
Тем временем Най-Турс узнаёт, что только он держит оборону, а остальные разбежались. И тогда он громко и на всю улицу (а вдруг Козырь-Ляшко не услышит) приказывает всем срывать погоны и сваливать, прятаться. Сам же Най-Турс остаётся у пулемёта, а с ним за компанию и Николка.
Козырь-Ляшко решает, что один раз не показатель и бросается во вторую атаку с саблей наголо. Тактика оправдала себя: Най-Турс вновь всех положил, на этот раз из пулемёта. Козырь-Ляшко, правда уцелел.
Так как юниты у полковника кончились, то к нему спешит подкрепление в виде пушки, которая метким выстрелом накрывает пулемётную точку.
Этот выстрел наконец-то будит Хабенского, который всё начало серии не появлялся. В общем, никто его не разбудил, предыдущие выстрелы тоже не разбудили, всё самое интересное (и хорошее, что было в сериале) Хабенский проспал. Елена в истерике (все остальные уже убежали), но Хабенский тоже убегает и прибегает к полковнику Малышеву. Видать, стрельба на улице, разбегающиеся юнкера и словоохотливые граждане ему ничего не сказали, так как ему всё выкладывает полковник, который словно специально ждал Хабенского, после чего стреляется.
Да, ровно перед самоубийством полковник изрекает по роману: - Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков.
Излишне говорить, что это был штабс-капитан и и застрелился в другом месте, при иных обстоятельствах, а полковник Малышев сбежал. Впрочем, такая отсебятина вполне оправдана, на мой взгляд.После всего этого очухивается Николка и помирает Най-Турс, причём без единой раны, на одежде только потёки какие-то, а так целёхонький.
После чего Николка - в бега. Украинцы рубят еврея. Хабенский шляется по городу. К Козырь-Ляшко, горюющему по Сашко приводят юнкера и вырезают у него на плечах погоны, «повышая» до капитана. В общем, все заняты делами, хаос и погром, грабежи и убийства.
О, наконец-то просыпается Кваша и зачитывает бесполезный кусок из романа, поскольку то, что Хабенский бродит по Городу, что как бы и так очевидно. И он внезапно натыкается на телепортирующихся из ниоткуда петлюровцев. Серьёзно, он вот этих должен был сразу заметить, и ещё у него за спиной из ниоткуда появились. И все по нему мажут.
Преследуемый фонтанчиками от пуль, Хабенский бежит-бежит, его ранят и тут его затаскивает к себе - вот это поворот - женщина Шполянского, Юлия Рейсс. Вообще, в сериале люди редко обращаются друг к другу по имени, из-за чего это самое имя запросто может раз мелькнуть, и на этом всё.
Кстати, попрошу запомнить фотографию Шполянского - дальше с ней будет идиотская сцена, ближе к концу сериала.
Тем временем возвращается в дом Николка, но не задерживается и уходит к Най-Турсам, горестную весть передавать. Показ хаоса, кстати, на этом прекращается. Всем грустно, Най-Турса находят в морге, среди груды тел, Николка возвращается….
И вот звонок в дверь. Все в напряжении, открывают, а там….
ЛАРИОСИК!!!
Бляяяяять….. И актёрская игра, знаете ли… никакая. Вот так и ждёшь от этого Лариосика какой-нибудь подлянки, иль он там ночью всех пережжет и будет таков.
Следом приходит Хабенский, раненый и больной. Его выходят, а тем временем Лариосик крушит сервиз и так фальшиво извиняется, что ни на грош не веришь.
Долго ли, коротко ли, а подходят и остальные участники. Пореченков и Стычкин (бритые), Шервинский…. Как выпали из сериала, так и появились. Ещё история с Лисович происходит. Болтовня, болтовня, выяснение отношений, бла-бла....
Но вот Николка отлучается, ибо слух по городу разнёсся: сам Петлюра придёт! Собирается весь народ на майдан…
И Шполянский объявляется, вместе с Русаковым и Вышиванкой (тот за кадром). Причём между Русаковым и Вышиванкой происходит небольшая стычка на почве любви Вышиванки к украинскому народу.
Николка залезает на стремянку к бабе, чтоб лучше видеть, а та требует с него гроши за использование VIP-места, заодно воодушевлённо подлизывая Петлюре. Да весь народ воодушевлён, приветствует загодя… эх, напоминает мне это что-то…
Петлюра не приходит, а вот Козырь-Ляшко приезжает отпевать своего ординарца Сашко. Толкает прочувственную речь (на собравшийся народ - ноль внимания), мол, и Сашко первым святым Украины станет, как доблестно погибший в бою вместе с Небесной сотней. А тут и Вышиванка на трибуну взбирается и начинает прилюдно лизать жопу украинцам и Петлюре лично, на мове.
Не учёл, бедолага, что мова его, на взгляд Козырь-Ляшко, лажовая, за что и был забанен саблей. От такой жёсткой модерации и грамма-нацизма народ начинает разбегаться. А Шполянский, всё это время торчащий на колокольне, вместе с подельниками начинает листовки разбрасывать за власть большевиков. Только ведь народ-то весь разбегается, а Козырь-Ляшко ещё стреляет, так что на кой хер…
БАЦ! Мы в доме Турбиных. Хотите знать, чем всё кончилось на майдане? Да хрен вам. Вновь болтовня, болтовня, выяснение отношений затянутая и неинтересная, вроде бы и по книге, но на экране смотрится хреново. Тут просыпается Кваша и милосердно отматывает время на три месяца вперёд, за сорок семь дней (!). Фраза как-то коряво построена, «через сорок семь дней» Турбин выздоровел, но за это время прошли январь, февраль и март.
В книге же было так.
Пэтурра. Было его жития в Городе сорок семь дней. Пролетел над
Турбиными закованный в лед и снегом запорошенный январь 1919 года,
подлетел февраль и завертелся в метели.
Второго февраля по турбинской квартире прошла черная фигура, с обритой
головой, прикрытой черной Шелковой шапочкой. Это был сам воскресший
Турбин. Он резко изменился. На лице, у углов рта, по-видимому, навсегда
присохли две складки, цвет кожи восковой, глаза запали в тенях и навсегда
стали неулыбчивыми и мрачными.
В гостиной Турбин, как сорок семь дней тому назад, прижался к стеклу и
слушал, и, как тогда, когда в окнах виднелись теплые огонечки, снег,
опера, мягко слышны были дальние пушечные удары. Сурово сморщившись,
Турбин всею тяжестью тела налег на палку и глядел на улицу. Он видел, что
дни колдовски удлинились, свету было больше, несмотря на то, что за
стеклом валилась, рассыпаясь миллионами хлопьев, вьюга.
А ёлка всё стоит.
Выздоровевший Хабенский вновь готов практиковать. И к нему захаживает Русаков. Что за эти месяцы творилось - да кому оно надо. Русаков, походу, разочаровался в Шполянском и несёт про Антихриста из Москвы, что красные - посланники Ада, и всё в таком духе.
Шервинский всё играет и поёт.
И Пореченков толкает речь, что к Деникину надо сваливать, мол, красные придут скоро и вообще всем головы поотвинчивают, а потом всех в ЧеКу и в расход! А что петлюровцы? А ничего, порубали там кого-то... пох, короче. Стычкин ещё усиливает накал, мол, союзнички на Деникина с Белой Армией ставят, значит, надо к ним, они-то большевиков всех и... того. А то из Москвы неприятно несёт так, знаете ли. Пореченков заодно и Лариосика агитирует к Деникину бежать, и тот радостно соглашается.
Нет, у него явно что-то на уме!
После этого к Хабенскому приходят петлюровцы - мобилизация врачей. И Хабенский, не желая подставлять семью, уходит с ними. Больница расположена всё в том же здании, где юнкера учились и их расформировали. И вот Хабенский лечит самого Козырь-Ляшко, который печально смотрит на... на....
Да это же мозги полковника Малышева, который застрелился... месяца три назад. А выглядит свежо. М-да.
А потом… да, это уже экранизация рассказа «Я убил». Только вот…. Не верю, что Хабенский мог на такое решиться. Не тот характер, не те условия, к тому же, он о семье-то мог подумать?! Ну, хоть показать, что ему не всё равно, что с его близкими будет… а, похер, он идёт и убивает Козырь-Ляшко, после чего укрывается у коллеги в подвале, при этом петлюровцы очень долго ломали хлипкие двери, после чего им надоело и они ушли. Ломали, похоже, как-то так.
Click to view
Потом Хабенский сбегает на следующее… утро? Или через два дня? Короче, бродит он невесть зачем по Киеву и видит: красные идут!
Красные идут, да.
И вот несколько красных останавливаются возле памятника и начинают. Стрелять. По. КРЕСТУ!!!
Ах, да, безбожники же. В город вступают, где кто-то может остаться. Но нет, надо остановиться и по кресту пострелять, а то ведь петлюровцы всего лишь людей убивали, а эти нехристи по кресту стреляют. Потом один из них замечает Хабенского, и все стреляют уже в его сторону… или по украинским флажкам да ленточкам?
Ну, попадают они во второе, а Хабенский торчит так и лыбится. Хм, не в него стреляют? Но в его сторону…. Ай, это же красные варвары, не ищите логику. В итоге Хабенский печально уходит и идёт к тому, возле которого его Николка встречает. И да, город словно вымер.
И тут-то Николка всё и выкладывает Хабенскому.
В общем, семейку заблаговременно предупредили о подвиге Хабенского, и их всех забрал к себе Шервинский. Потом, утром Шервинский всех отвёз в Екатеринославль, а уж оттуда намерен в Одессу. Сам Николка сваливает туда же вместе с Най-Турсами.
И тут Хабенский понимает, что его попросту бросили. Ну, да, опасность, но… а с кем это они уехали? А чего бы Хабенского не подождать?! Не, нафиг, раз уж шляется где-то, то и хрен с ним. Хабенский тоже кладёт на них хрен и говорит Николке, что он пойдёт к бабе, которая ждёт его. Три месяца. Ага. Дождалась.
Хабенский проводит с нею ночь, а затем.... Да, у кровати всё это время, как и три месяца назад, стояла фотография Шполянского. И внезапно, Хабенский берёт и разбивает рамку с фотографией Шполянского, а саму фотографию рвёт! Эт что, как Шполянский посмел быть у этой бабы, когда на неё Хабенский глаз положил, так, что ли?!
Но вот утром домой заходит Шполянский.
"Чё припёрся"? Как бы спрашивает Хабенский Шполянского.
Ведёт Шполянский себя, надо сказать, достойно. Конечно, угрожает револьвером Хабенскому,но тот, всё же, нагло себя вёл, как будто ничего не случилось.
Но тут уже Шполянскому баба грозит пистолетиком.
И тот понимает, что ему эта изменница нафиг не нужна, пусть жизнь Хабенскому травит. Или тот ей травит. Или оба друг другу травят. В общем, Шполянский уходит, Хабенский и баба в унынии, просыпается Кваша… и зачитывает биографическую справку Булгакова! Оно понятно, что автор сам был свидетелем описываемых им событий, но смотрится совершенно излишним. Ей-богу, нельзя было просто окончание книги зачитать, благо, это было бы идеальным завершением, даже на фоне постных рож Хабенского и бабы?!
Итог.
Сериал не удался. Как экранизация - он плох. И дело даже не в отсебятине то тут то там, то в переиначивании сцен (так, да не так, нэ так всё было), а в том, что получилось нечто рваное, невнятное и сумбурное. Куча действующих персонажей, часть которых появляется и исчезает, и вновь появляется или не появляется никогда - нечитавшему немудрено запутаться и крикнуть "Кто все эти люди?!", но даже читавшему будет не так просто, ибо часть персонажей по имени просто не называют, а тут ещё и отсебятина.... Русаков, положим, в книге появляется только под конец с речью про Антихриста, (и без фамилии, кстати), причём в сериале "книжное" появление уж больно контрастно с его ранним появлением. И Мышлаевский не толкал речь про Деникина и красную сволочь, но тут заделался монархистом. И не покидали они Киев.... Блин, да концовку вообще перекрутили невесть зачем, хотя да, модно же про злых-презлых большевиков, что даже семейка Турбиных и друзья не пожелала с ними остаться... бросив своего брата. Да.
И ещё одна проблема: актёры. Кто-то действительно попал в образ, навроде Серебрякова (Най-Турс), пусть его и сделали более героичным, чем в книге. Бондарчук в роли Шполянского оказался неплох, хоть и брал больше харизмой. Гармаш (Козырь-.Лешко), как всегда, хорош, переигрывая всех и вся. А вот Пореченков (Мышлаевский), Ефремов (Николка) - мимо, не соответствуют. Брюн (Лариосик) это вообще издевательство.
И всё остальное примерно на том же уровне: где-то неплохо и даже хорошо, но в основном паршиво.
Что же до "украинофобии", в которой обвиняли сериал... Я бы не сказал, что она там присутствует, если только не быть сторонником украинских националистов. Но время, выделенное на всех этих петюровцев, можно было бы потратить на раскрытие персонажей - больше проку.
Напоследок, кусок разгромной рецензии.
Как цинично выглядят все эти фразы по поводу украинского языка и Украины в сериале, спродюсированном человеком, который на украинском канале занимался именно "украинизацией" всего и вся, доходившей до абсурда. Что Роднянскому над Булгаковым поиздеваться? Как два пальца, извините, это самое... Главное, кассу снять, ничем не рискуя - осваивая теперь уже российские бюджетные деньги и, разжигая ненависть между Украиной и Россией, наживаться на этом адском огоньке.
http://www.segodnya.ua/culture/showbiz/ictorii-olecja-buziny-belohvardejtsy-camozvantsy-v-vocmi-ckuchnykh-cerijakh.htmlИрония судьбы ещё и в том, что это написал Олесь Бузина, чьим убийцам потом будут аплодировать....
Как экранизация - сериал плох. Как самодостаточный продукт - тоже. Сумбурный и невнятный сценарий, подбор актёров по звёздности, нелепо используемый закадровый текст. В плюсах разве что некоторые актёрские работы, три-четыре сцены, чтение Квашой романа и титры. И декорации, пожалуй.
4 из 10.