предыдущие разборы экранизаций "Острова Сокровищ":
1934 (СССР) |
1990 (США, Великобритания) |
2012 (Великобритания, Ирландия) 1971 (СССР) Между прочим, таверна "Адмирал Бенбоу" действительно существует. Антураж, все дела... хозяин вечно бухой, в пиратской одежде... Вроде как поставлена ещё задолго до написания романа. Фильмы по Стивенсону в ней, конечно, не снимают. Наверно, потому что чересчур антуражна. Там даже пушка есть.
Ну, а мы в очередной раз вперим взгляды в голубой экран. Что там у нас? А там у нас диснеевская экранизация "Острова Сокровищ" 1950 года:
Режиссёр - Байрон Хаскин; сценарист - Лоуренс Эдуард Уоткин; композитор - Клифтон Паркер; производство Walt Disney Productions, 96 минут, цветной.
Можно было бы сразу начать стегаться, но я не стану этого делать, потому что фильм диснеевский, а значит, детский по умолчанию. Поэтому персонажи должны быть колоритными и слегка гротескными. Что, собственно, мы сразу и видим, с самых первых кадров.
В таверну "Адмирал Бенбоу" направляется какой-то одинокий моряк. Я ещё удивился - а где ж его судук? Но тут же сообразил, что раз моряк весь в чёрном и без сундука, то это не кто иной как Чёрный Пёс, а Билли Бонс для экономии плёнки, поди, уже живёт в таверне. Так оно и оказалось. Внешность Чёрного Пса (Фрэнсис де Вулфф) не оставляет никаких сомнений в стиле дальнейшего повествования:
Натуральный Бармалей. Как и положено в детском фильме. Звучит соответствующая музыка, и он требует у Джима сведений о капитане Билли Бонсе. Джим (Бобби Дрисколл), не будь дурак, прикидывается непонимающим и не сдаёт своего постояльца, с которым у него, очевидно, уже сложились какие-то отношения:
Однако Чёрный Пёс, накатив стаканчик рому, замечает торчащий из-под барахла сундук с монограммой "W.B." и стремглав уматывает из таверны к своим подельникам. Со второго этажа спускается Билли Бонс (Финлэй Кёрри), реальный пропойца, с трудом стоящий на ногах, который клянчит у Джима ром; Джим не даёт, ссылаясь на доктора Ливси, однако Билли, всерьёз озадаченный приходом Чёрного Пса, всё же высасывает "с горла" целую бутылку:
Билли Бонс - законченный алкаш, напоминающий сразу папу Карло и его собутыльника Джузеппе, вместе взятых. Он, с трудом ворочая языком, посылает Джима за подмогой, но на выходе мальчик попадает в страшные объятия Слепого Пью (Джон Лори):
Далее следует вручение чёрной метки, и Билли сам отдаёт Джиму карту острова, после чего склеивает ласты от инфаркта. Джим убегает за подмогой к сквайру, пираты ищут карту и не находят; тут появляются "наши", пираты драпают (причём эпизод с гибелью Слепого Пью) остаётся где-то за кадром.
Так, стоп, всё понятно. Перед нами очередное вольное прочтение "Острова Сокровищ". Поэтому следовать страницам романа и кадрам фильма не будем, а просто отметим положительные и не совсем удачные моменты. Ибо их есть - и тех, и других.
Во-первых, стиль. Кому как, а лично мне навеяло что-то типа "Тимура и его команды", "Старика Хоттабыча" (тем более что Джим весьма на Вольку похож), "Армии Трясогузки"... Фильм, повторяю, детский.
Во-вторых, музыка. Это типичная симфоническая музыка, написанная для фильма по законам жанра. Вроде, качественная, а вроде и никакая. Звучит фоном, оттеняя и подчёркивая происходящее в кадре, как это и было везде заведено. То есть зритель понимает: ага, вот тут надо бояться, а вот тут весело, вот здесь романтика, а вот здесь какая-то тайна.
В-третьих, костюмы. Тут всё добротно. Хотя какую экранизацию ни глянь, в каждой костюмы отражают своё очередное видение эпохи художниками фильма. Это заметно и по одежде, и по головным уборам. Однако сделано всё мастерски, жобротно. Кто ж скажет, в чём они там на самом деле ходили.
В-чётвёртых, сценарий. Ну, понятно, что Роберт Льюис Стивенсон. Однако кинотворчество есть кинотворчество, и мало какой какой сценарист или режиссёр осмелится в точности следовать букве исходника. Мы к этому ещё вернёмся, а пока должен сказать, что ляпами и отсутствием логики действия персонажей фильм всё же практически не страдает (об исключениях чуть ниже). Свою линию авторы фильма вывели чётко, и некоторые отклонения от текста романа они сумели неплохо смотивировать.
В-пятых, кастинг и игра актёров. Прежде всего: мы не видим привычных некоторых героев Стивенсона. От слова "вообще". Например, матушку Джима. Также отсутствуют О'Брайен, честные морякм Том и Абрахам Грей, слуга Джойс, молодой пират Дик... зато откуда-то появились Уильямс, Хэгготт, Кэди, Болен, Роуч и Скалли. Все они персонажи второстепенные, на них почти ничего не закручено, но вот на кой ляд приспичило их переименовывать, я не совсем понимаю.
Весьма реалистично выписаны сквайр Трелони, доктор Ливси, капитан Смоллетт, мистер Эрроу и Израэль Хендс. Все остальные - явный гротеск. Это бросается в глаза нам, перекормленным более реалистичной синематографией (с 1950-го ж года много воды утекло), но всё же для юной аудитории оно отлично покатит (да, наверное, и катит).
В-шестых, натура, операторская работа и работа монтажёра. Сделали динамичный фильм, что тут ещё говорить. Порой сильно заметно, что какие-то эпизоды сняты явно в павильоне - ну да и фиг с ним, я считаю. Главное, что постарались сделать как надо. Фильм заводит, я вам точно говорю, а это главное.
Вот Джим сообщает сквайру и доктору, что Билли Бонс успел передать ему карту острова прежде чем отбросил копыта:
А вот и сама карта:
В отличие от текста романа, тут сразу написано (на обратной стороне) всё - и как найти, и величина суммы, 700 тысяч фунтов. Почти миллион четыреста килограммов стерлингов 8))) исказить Стивенсона - святое дело для любого киношника.
У меня, кстати, новое увлечение - собирать карты острова Сокровищ из разных книг и фильмов. Интернет даёт такую возможность, и это весьма, знаете ли, увлекательно - сравнивать их и докапываться до фантазии тех, кто эти карты рисовал. Эта фантазия порой больная; в этом фильме примерно средний уровень шизоидности "картографа" или чуть ниже такового.
Я вполне отдаю себе отчёт, что все ждут появления Долговязого Джона Сильвера. И это неудивительно. Long Hohn a.k.a. Barbecue, пожалуй, и в самом деле является главным героем романа, а вовсе не Джим со своими опекунами тире авантюристами. Такую противоречивую натуру, как Сильвер, сыграть непросто, и вот, наконец, мы видим, как это делает Роберт Ньютон:
У ньютоновского Сильвера несусветная мимика, отчаянная жестикуляция и артикуляция (порою почти как мистер Бин), то и дело вылупленные глаза; то он зажмуривает один из них, то оба, то опять выпучивает; а ещё он то и дело помогает себе языком, высовывая его по-всякому, словно старый одноногий пират откровенно шизанулся. Если Джим не вполне натурален, то Долговязый Джон ненатурален вдвойне; однако всё же не будем забывать, что фильм детский. Капитан Крюк вон тоже не сильно похож на реального флибустьера-корсара - и я уж не говорю о всобщем любимце-попрыгунчике с вытатуированным на предплечье воробышком.
Теперь ещё об одном исполнителе, причём исполнителе одной из главных ролей. Это, конечно, шхуна "Испаньола". В фильме её роль досталась типичному купеческому барку:
Оснастка, паруса... даже то, что снималось в павильоне, всё аутентичненько так. За исключением того, что это всё же не трёхмачтовая марсельная шхуна. Ну, да и чёрт с ним. Я и так, наверно, кое-кому поднадоел свой дотошностью.
А, ещё пушка. Она, конечно, не соответствует описанной Стивенсоном, и даже более того: в паре моментов явственно заметно, что она сделана из папье-маше, фольги, жести или чего-то типа. Особенно в эпизоде, когда раненный Израэль гоняет Джима по верхней палубе и чересчур грубо на неё опирается. Её вес - да килограмма три-четыре, не более. Плюс столько же лафет.
Вот Джон Сильвер представляется капитану по случаю прибытия на корабль:
И вот что интересно. Помните, я в одной из предыдущих рецензий уверял, что попугай Капитан Флинт должен быть непременно белым какаду? Так вот, друзья: дулюшки-с. В тексте романа (момент, когда Джим пробрался в блокгауз, а там оказались пираты), оказывается, однозначно написано: "green parrot". Вот так и рушатся стереотипы, медуза в глотку.
Мистер Эрроу, помощник капитана (Дэвид Дэвис):
Хорошо сыгранная роль. В книге ему уделяется очень мало места: только то, что он в море всю дорогу бухал и в итоге исчез. В фильме же всё не совсем так. Сильвер решил от него избавиться, потому что мистер Эрроу по своему положению слишком близок к команде и может заметить чего-то не то. И даже заметил ножик за поясом Джорджа Мерри, хотя иметь оружие на борту строго воспрещалось. Получился скандал (заодно мы знакомимся с фигурой Джорджа Мерри), и Сильвер решил мистера Эрроу убрать. Для этого он подговорил Джима спереть у господ бутылочку рома, полил этим ромом сливовый пудинг для озябшего в шторм мистера Эрроу, а потом влил в него и весь пузырь. Как именно мистер Эрроу оказался за бортом, мы так и не понимаем (Сильвер и Мерри вроде всё время остаются в кадре), но таки чувствуем, что кормить акул он отправился не просто так.
Мистер Эрроу всё время расхаживает с нагелем в руках, стуча им по спинам нерадивых матросов. Нагель часто используется в фильме как оружие - чего почти не увидишь в других экранизациях.
Есть и ещё пара эпизодов, отсутствующих у Стивенсона. В то время как некоторых ключевых стивенсоновских нет в фильме вообще. Например, нет момента, когда Сильвер на берегу агитирует честного моряка по имени Том присоединиться к шайке. Нет момента, когда Бен Ганн кричит голосом капитана Флинта. Нет момента, когда Бен Ганн пристукнул спящего пирата у костра.
Зато ещё в "Подзорной трубе" Сильвер дарит Джиму маленький пистолетик в футляре - с пороховницей, пулями и прочими причиндалами. Мол, это подарок сэра адмирала Хока, держи, мой мальчик, ты будешь настоящим моряком.
Кстати, Джим, который старательно трудился у себя в таверне и даже (по фильму) на один вечер заменил Сильвера в "Подзорной трубе", на корабле откровенно лодырничает. Что выглядит слегка странновато для юнги, да.
А вот суровый капитан Смоллетт (Бэзил Сидни)
Джентльмены бухают в каюте подводят итоги серьёзного разговора. Капитан Смоллетт, доктор Ливси (Дэнис О'Ди) и сквайр Трелони (Уолтер Фитцжералд):
Ещё один клоун персонаж - Бен Ганн (Джеффри Уилкинсон). По Стивенсону, он проторчал на острове три года; по фильму - пять; а по мне так и все десять, ему до полного съезда с катушек осталось ну совсем чуть-чуть:
Чересчур гротескный тут Бен Ганн, вот что я вам скажу, друзья. Даже для детского фильма. Лично мне не покатил почти никак.
А вот кто не гротескный (или почти не гротескный), так это Израэль Хендс (Джеффри Кин):
Красавчик, что и говорить. Симпатичен и брутален. В красном колпаке, между прочим. Видимо, наличие пирата в красном колпаке является отличительной особенностью романа Стивенсона, но О'Брайена авторы фильма из списков вычеркнули, надеть колпак на пирата, которого зарезал Хендс, почему-то не захотели и в итоге напялили его на самого боцманмата.
Кстати, боцман Джоб Эндерсон (по роману ключевая, в общем-то, фигура) в фильме показан простым пиратиком (его играет Стивен Джек). Простодушным лопухом. Который ещё и дал свою Библию изорвать на изготовление чёрной метки для Сильвера (вместо классического Дика).
Ну, зубы, да. У всех голливудская улыбка. А что? Докапываться так докапываться... Кто ещё не привык? ;)
Теперь мой любимый эпизод, который я так люблю обсасывать - это бегство господ-авантюристов с корабля на берег под пушечным прицелом Израэля Хендса. Начнём издалека.
Ещё когда пираты только усаживались в шлюпки, чтобы съехать на берег, Джордж Мерри с Хендсом уже успели учудить, устроив на борту так не нужную Сильверу заварушку. Тут же были загнаны и заперты в трюм, и таким образом заговор раскрылся прямо на глазах у Сильвера. Сильвер, недолго думая, приставляет к горлу Джима нож и под прикрытием заложника спокойно уходит на берег. Там Джим убегает в лес, поймать его не сумели.
Господа-авантюристы грузят шлюпку необходимым барахлом и уходят на ней. Пираты выбираются из трюма и накатывают пушку. Происходит небольшая дуэль: со шлюпки стреляют из мушкетов (разумеется, честно мажут, в т.ч. и сквайр), а Израэль третьим ядром накрывает шлюпку у самого берега. Вопросов практически нет, всё нормально. Ну, почти всё, ага ;)))
Переговоры Сильвера со Смолеттом в блокгаузе дивно хороши. И последующий бой тоже. Смотрится нормально. Сильвер уже, кстати, выглядит вовсе не дурачком, хотя все эти его ужимки остаются. Он меняет свою натуру, внешне оставаясь практически прежним - и это надо ж было суметь так сыграть...
Джим тырит челнок Бена Ганна и плывёт делать обрезание "Испаньоле". Смысл сего действия понятен с трудом - ну разве что лишь потому что так написано в романе. Дело в том, что "Испаньола" еле пролезла в эту Южную бухту (нам её показывают почти целиком), и вывести её обратно в океан достаточно проблематично. Тем не менее, он гребёт двумя вёслами (при отсутствии уключин, ага), легко перерезает левый якорный канат и влазит на борт.
Там, естественно, драка за ром. Хендс убивает второго пирата, замечает Джима и гоняется за ним. Джим забирается по вантам на салинг, получает нож в левое плечо и вгоняет пулю в лоб Хендса. Хендс падает в воду, при этом ещё и крепко стукнувшись о руслень. Классическая сцена, хорошо снято. А вот дальше чешуя.
Чешуя, потому что всё это происходит вот сразу же, ночью. И уходит Джим с "Испаньолы" тоже ночью, правда, не забыв при этом спустить "Весёлого Роджера" и поднять "Юнион Джек". Корабль остаётся (sic!) в этой же бухте, просто сев с креном на мель у песчаного берега. Он хорошо виден как пиратам, так и компании сквайра. Кроме как дать всем понять, кто в данный момент хозяйничает на корабле, иного смысла действие не несёт никакого.
Экстерьер "Весёлого Роджера" доставляет, ага. Словно восьмилетний ребёнок рисовал. Упившись ромом. Ладно :))
Сильвер потом вылазит на крышу блокгауза и долго орёт в пространство на весь остров, вызывая доктора. Выглядит удивительно, но что ещё более удивительно, так это то, что доктор его слышит и даже отвечает и потом приходит... Вот такая плюха.
Джордж Мерри (Ральф Трумэн) - типичный дебил-уголовник. Он всё время быкует, идя на конфронтацию с Сильвером, и всё время вынужден съезжать с базара, потому как проигрывает Долговязому Джону вчистую. Всё нормально, да, но таки малость переиграно. Законы детского кино рулят.
А это Джон Сильвер увидел яму, где когда-то было закопано золото Флинта:
Вот он же - смотрит на сокровища в пещере Бана Ганна:
А вот и дежавю:
%)))))))
Зачем я отвлёкся? А затем, что фильм имеет концовку. И само собой, не такую, как нарисовал нам когда-то Стивенсон.
Во-первых, капитан (закономерно подмявший своим авторитетом сквайра) отправляет того вместе со слугами на корабль, чтобы заковать там Сильвера в кандалы для виселицы. Перед отходом шлюпки следует занятный диалог Сильвера с Джимом, в котором Долговязый Джон просит Джима принять у него в наследство попугая - типа, меня повесят, сбереги птицу. Джим отказывается, и ему явно жаль дядю Джона, которого вздёрнут в Доке Казней. Потом они все садятся в шлюпку и гребут к "Испаньоле". Сильвер неожиданно выдёргивает у Джима из-за пояса маленький пистолет, обезоруживает сквайра (отбирает у него большой пистолет), выкидывает сквайра и слуг за борт, сажает Джима на румпель и приказывает ему держать на выход из бухты: "Тут недалеко до Ямайки! (Во даёт!) На выходе из бухты я тебя высажу". Сам садится на вёсла, лицом в корму. В шлюпке, конечно, ни еды, ни воды, ни табака, ни рома (куда он там плыть-то собрался?), а только большой сундук - надо полагать, с дублонами. Джим под дулом двух пистолетов исправно рулит куда велено, но всё-таки хитрит и втыкает шлюпку носом в песочек куда раньше, чем надо Сильверу. Уже за ним вооружённая погоня, и он просит Джима столкнуть шлюпку подальше в воду (ему с костылём никак); Джим упирается, Сильвер упрашивает, в итоге мальчик всё же помогает ему смыться. Мы видим, как Сильвер поднимает на шлюпочке парус и счастливо машет рукой:
А подоспевший доктор изрекает: "Вот жулик! Но я почти готов пожелать ему удачи". Джим смотрит вослед Сильверу, его распирает романтика, и он счастливо улыбается. The Happy End.
В общем, моя оценка - 7 из 10. Пусть детки посмотрят; всё ж хорошее кино, несмотря на сказанное (и не сказанное) выше. Романтика, приключения, захватывающе. Этого не отнять.
ваш искренне -
Флибустьер