9-й район.

Sep 09, 2013 16:58





Ходит байка, что в начале фильма, где псевдодокументально интервьюировались обычные граждане на предмет своего отношения к инопланетянам, им про этот нюанс не предупреждали, а спрашивали про чернокожих сквоттеров Йобурга. То, что их ответы очень удачно наложились на канву фильма - всего лишь совпадение, не правда ли?)

Именно в такой постановке вопроса рождается жёсткий когнитивный диссонанс от сюжетных линий. Что это? Попытка политкорректного ханженства, когда главный герой вынуждено попадает в шкуру «моллюска» - дабы познать муки соседа по разуму или ужас перед осознанием того, что белые гетто - вот путь для проигравших? И не выглядит ли пародией бесплодные попытки как «нигерийской» мафии, так и «белых» исследовательских центров разобраться с инопланетными кунштюками через призму угасания научно-технического потенциала ЮАР в период чёрного антиапартеида?

А сам главный герой? Не ходячая ли карикатура на политику политкорректности и мультикультуризма? Склизкий офисный хомяк, полный двойных стандартов и противоречий. Он мечется и в страхе за свою жизнь, и в ужасе переступить запреты благоразумного и законопослушного гражданина общества. Нет, он не безнадёжен. Где-то глубоко внутри него сидит чувство, которое может стать ему опорой - любовь к жене. Без него - он банальный и скучный труп. С ним - он находит в себе силы сражаться вопреки своему статусному малодушию. Пожалуй, нигде так остро и жестоко не стоял вопрос о самоидентификации современного белого мужчины в условиях офисно-политкорректного болота - слишком уж далеко зашли необратимые процессы, слишком сложно стало вернуться к мужскому бытию.

А боевики из международной компании Multi-National United (MNU)? Злая ирония на лицо: белую власть в ЮАР свалили такие же белые из ТНК ради своих прибылей, растоптали понятие расовой солидарности, бросили белое меньшинство на выживание. Так и в фильме основные вороги ГГ не моллюскорылые инопланетяне, а свои бывшие коллеги - быстренько соорентировавшиеся и оказавшиеся, типа, на правильной стороне баррикады. Как здесь не разочароваться в жизненных ценностях?

А как чудно протроллили они сексменьшинства, когда по сюжету было объявлено, что Викус ван де Мерве - половой извращенец и после половых контактов с пришельцами приобрёл опасную и заразную болезнь. Так и до гомофобства легко докатиться? Куда смотрят правозащитники, геи и демократические журналисты?

Да и с политкошерностью как-то не особо вышло. «Моллюсков» пожалели, создали имидж терпил мучеников и страдальцев, но при этом резко обосрали нигерийцев, которые в южно-африканских раскладах, вот уж, действительно, никак не участвуют. Тем не менее, они и преступники, и каннибалы, а про женщин вообще молчу - типа трахаются с пришельцами. Нигерийцам-то за что досталось? А ведь даже не извинились перед народом Нигерии изверги!

А как трогательно «моллюск» Кристофер Джонс пытается свалить со сраной рашки Азании. Конечно, если спасение есть, то где-то далеко - в прекрасном Валиноре или на худой конец - на далёкой планете, а мерзкие аборигены пускай разбираются сами в своих проблемах. «Пора валить» - весьма знакомая смысловая конструкция, не правда ли?

Впрочем, Кристофера Джонса ещё можно понять - он пришлец, хоть и странный. Вроде бы по виду рабочая особь, а хитрожопый. А какие мысли у автохтона Викус ван де Мерве? Очень простые: вернуть всё назад в «добрые, старые времена». И «моллюск» Джонс это обещает, хотя лично мне трудно понять - какие у де Мерве могут быть «старые времена» после той бойни, которую он учинил над своими собратьями, и, о боже, над своей конторой?! Что скажут работодатели? Мля, да он там на три пожизненных и пять газовых камер заработал! И лучшего прикрытия, чем копаться на помойках со своими новыми «сородичами» - не придумаешь.

Впрочем, это современное поветрие - мечты вернуться в «старые, добрые времена». Им болеют все: и правые, и левые, и банальные обыватели. И это вместо того, чтобы исправить косяки и перекосы сегодняшнего дня и шагнуть в день завтрашний. Но это страшно и надо напрягаться, и даже, о боже, рисковать. А риск это не к политкошерному и мультизадроченному обывателю - это требует свободы воли, которую Л. Гумилёв называл пассионарностью. Но нет ни буйных, ни вожаков, а посему охота укрыться с головой от трудностей и задач современного мира в мирной и спокойной потребительской норке. В этом плане Викус ван де Мерве прекрасен.



В общем, далеко не банальный фильм с множеством потайных смыслов, которые, более чем уверен, не всегда догоняли сами авторы и, тем более, продюсеры, а заложили их в силу штампов и обстоятельств. В общем, и в следующий раз будет за что глазу зацепиться.

ведь могут же!

Previous post Next post
Up