Близкие враги
L'ennemi intime
![](http://st.kinopoisk.ru/images/film_iphone/iphone360_263082.jpg)
год
2007 страна
Франция,
Марокко слоган
«The Scars of war last forever»
режиссер
Флоран Эмилио Сири сценарий
Патрик Ротман,
Флоран Эмилио Сири продюсер
Франсуа Краус,
Дени Пино-Валенсьенн,
Бенедикт Беллок,
... оператор
Джованни Фьоре Кольтеллаччи композитор
Александр Депла художник
Уильям Абельо,
Доминик Каррара,
Мими Лемпика монтаж
Кристоф Данило,
Оливье Гаян жанр
драма,
военный,
история,
...слова бюджет
€ 9 780 000
зрители
![](http://st.kinopoisk.ru/images/flags/flag-8.gif)
409.9 тыс.,
![](http://st.kinopoisk.ru/images/flags/flag-34.gif)
5.8 тыс.,
![](http://st.kinopoisk.ru/images/flags/flag-68.gif)
4.3 тысФильм весьма не новый, и желающие, думаю, его уже видели. Но не грех напомнить о нем еще раз.
Французский антипод "9-й роты"
Пост о "9-я роте" все же не давал мне покоя. После долгих раздумий я решил показать читателям, что такое действительно хорошее военное кино. Надеюсь, мой рассказ будет для кого-то интересным.
Этот фильм - о войне французской армии в Алжире в 1959 г. Алжирская война для Франции - это во многом то же, что Вьетнам для Америки и Афганистан для России. После Второй мировой войны колониальная система мира начала распадаться, и Франция предпринимала огромные усилия, чтобы ее сохранить. Алжир стал одной из таких "горячих точек", где французские войска пытались не допустить независимости - ведь официально Алжир был неотъемлемой частью Франции. Эта война была жестокая, кровавая и беспощадная с обеих сторон. Политические ее последствия тоже потрясли всю Францию - она привела к падению Четвертой республики, а решение о признании независимости Алжира де Голлем вызвало возмущенную реакцию правого офицерства и формирование в нем "Особой военной организации" (ОАС), которая устраивала диверсии, убийства и бунты в Алжире и пыталась уничтожить самого де Голля. Собственно, по мотивам этих попыток и поставлен знаменитый "День шакала". Одним словом, Алжир во Франции помнят хорошо. Для них это даже не столько аналог нашего Афгана, сколько аналог Чечни.
Некоторые мне говорили, что "9-я рота" - это неплохой, в целом, боевичок. Однако нужно понимать - есть такие войны, про которые не надо снимать боевик. Есть войны, про которые можно снимать только драму. Французы это поняли. В фильме нет геройства "простых парней на войне", патриотизма во имя неизвестно чего и так далее. Нет там и чернухи, как в наших фильмах, в стиле "тупые командиры, продажные федералы и негодные стволы". Там есть кое-что похуже. Там есть спокойная, обстоятельная и беспощадная демонстрация того, как война превращает людей в чудовищ. Там есть уничтожения кишлаков, убийства мирных жителей, случайно и неслучайно, пытки, казни и убийства.
Притом французы не рефлексируют. Они не изображают эту войну как самую позорную в свое истории, своих солдат как кучку варваров, а алжирцев как благородных борцов за свободу. Нет, по обе стороны воюют люди - люди, которые логикой войны отказываются от собственных гуманистических идеалов и превращаются в машины убийства. Жестокости войны влекут за собой другие жестокости, другие третьи, и так получается заколдованный круг, из которого не вырваться. При этом, что еще страшнее, воюют друг с другом граждане одной страны, да еще страны, декларирующей равенство и братство - а в равенстве и жестокость чудовищнее. Страшно, но понятно, когда американский военный убивает вьетнамских крестьян. Но каково видеть, как французский офицер расстреливает ветерана, награжденного орденом Французского легиона? А французский солдат-алжирец - издевается на алжирским же инсургентом?
"Близкие враги" - это не задорный боевик про "хороших солдат", как "Грозовые ворота", и не чернушный выкидыш на тему мнимой толерантности. Это - суровое военное кино о людях, которые убивали друг друга и в итоге убили в самих себе все человеческое. О войне, которая перепахала души, и именно поэтому не может забыться. При этом, в отличие от американских военных фильмов, здесь европейское кино. А значит, не нужен формальный хэппи-энд, не нужна вложенная мораль и обличение виновных. Все в фильме говорит за себя. Тем самым "Близкие враги" продолжает традицию французского военного кино - "Пропавший отряд", "Мой полковник", фильмы Шёндёрффера и т.д. Это довольно важно, учитывая, что в "свободном демократическом обществе" 50 лет был негласный запрет на фильмы по этой теме. Собственно, даже парламент Франции только в 1999 г. назвал войну войной: до этого она именовалась "восстановлением общественного порядка".
При этом фильм снимал, как и "9-ю роту", начинающие режиссер, бывший клипмейкер, до этого работавший над проектами Голливуда - и эта "клиповость" местами дает о себе знать, как и страсть к "картинке" и "эффектам", рассчитанным на зрителя. Даже отдельные сюжетные моменты в фильме, кстати, удивительно совпадают с "9-й ротой": например, уничтожение кишлака или сцена, где бойцы вспоминают погибших товарищей. Однако это отличается от "9-й роты" так же, как небо от земли. Совершенно другой уровень. Если "9-я рота" оставила у меня после себя впечатление полусырого недолепленого боевика-воендрамы с дешевыми спецэффектами в одном флаконе, то "Близкие враги" оставили тяжелое чувство серьезной и трогающей за душу трагедии. Потому что режиссер добился главного - ассоциировал себя с главными героями. Я думал, как бы поступил на их мысли. И я искренне переживал финал. Личная оценка - 8/10, а объективно, из-за техники и некоторой неоригинальности сюжета - не меньше 7.