Сегодня мы с вами взглянем на то, как живёт очередной промышленный гигант Северного Рейна-Вестфалии - Крефельд. Официально он не входит в состав Рурского региона, но очень близок ему как территориально (вплотную прилегает к
Дуйсбургу), так и по духу - такой же мрачный, бедный и неприветливый, как и большинство городов (в особенности, крупных) на Руре. Впрочем, данный пост не будет исключительно негативным - кое-что интересное и привлекательное мне всё же удалось найти даже здесь, но об этом - чуть позже.
Первые «осмысленные» поселения на территории современного Крефельда появились с приходом на эти земли римлян - в 1 столетии здесь был возведён один из прирейнских фортов, который, к сожалению, со временем был полностью уничтожен и не может в полной мере считаться прародителем нынешнего города.
Первые фермы, из которых затем и вырос современный Крефельд, начали появляться в середине 8-го - начале 9-го века, а в начале 12 века на этом месте уже располагался небольшой городок. Правда, городские права (а также права проводить ярмарки и возводить укрепления) Крефельд получил лишь 2,5 столетия спустя - во второй половине 14 века, что на фоне многих соседей являлось значительным отставанием.
В конце 16 века в ходе Кёльнской войны Крефельд был полностью разрушен и лежал в руинах на протяжении нескольких десятилетий. Со временем, конечно, люди вернулись и отстроили город заново, но столь серьёзная историческая травма наложила свой отпечаток на новоиспечённых горожан - во многих последующих конфликтах Крефельд старался придерживаться нейтралитета, в результате чего неоднократно становился убежищем для тех или иных преследуемых групп - меннонитов, квакеров, иудеев и прочих. Именно с представителями этих групп и был связан последующий бурный расцвет Ксантена, сделавший его одним из важнейших и богатейших городов региона в 18 - 19 веках.
Одним из меннонитов, изгнанным из Радеформвальда в середине 17 века, был барон Адольф фон дер Ляйен. Благодаря усилиям его сыновей, в Крефельде были основаны шёлкопрядильные мануфактуры, ставшие со временем одними из крупнейших во всей Европе и принёсшие Крефельду широкую известность, бурный рост и, разумеется, богатство своим создателем. Спустя века род фон дер Ляйен сумел не растерять своего влияния - Урсула фон дер Ляйен, нынешний председатель Европейской комиссии, является женой Хайко фон дер Ляйена - прямого потомка тех самых «шёлковых баронов».
В дальнейшем жизнь Крефельда мало отличалась от близлежащих городов, за исключением того, что он был значительно богаче своих соседей: ткацкое производство, ориентированное на мировой экспорт, приносило в казну и жителям города гораздо больше денег, нежели добыча тогда ещё дешёвых полезных ископаемых, которой промышляли в Рурской области.
Из более-менее любопытных фактов, связанных с историей этого города, можно отметить разве что только то, что в конце Второй мировой войны, когда Крефельд уже был оккупирован американскими войсками, организовать местную временную гражданскую администрацию было поручено молодому Генри Киссинджеру - будущем Госсекретарю США.
Во второй половине 20 века Крефельд, как и многие другие индустриальные города Германии, начал приходить в упадок - стали массово сокращать производство и закрываться как текстильные предприятия, так и гиганты тяжёлой промышленности, всё же возведённые в «шёлковом городе» в прошлом столетии. Сейчас главный производственный «локомотив» Крефельда - крупные химические предприятия, расположенные в окраинном районе Юрдинген.
В наши дни в Крефельде проживает около 230 000 человек.
Крефельдскому центральному вокзалу чудом удалось уцелеть в ходе Второй мировой войны, поэтому сегодня он представляет собой одно из самых красивых зданий местного исторического центра.
На месте бывших городских укреплений сейчас разбиты бульвары.
По вышеприведённым снимкам у кого-то даже может возникнуть впечатление, что Крефельд - вполне неплохой и симпатичный город. А потом сворачиваешь в случайный переулок в самом сердце исторического центра и видишь следующую картину.
На самом деле, конечно, в целом центр выглядит не столь удручающе. Его основная часть - это обычные пешеходные улочки с обилием магазинов и невзрачной послевоенной архитектурой.
Гулять по такому городу, правда, неимоверно скучно.
Любопытное решение со стеклянной крышей над тротуарами.
Иногда здесь всё же встречаются дома, которые с натяжкой можно назвать красивыми, но, в целом, я не могу себе представить, зачем кому-то ехать в центр Крефельда с туристическими целями. Один из самых невзрачных городов Германии.
Помимо главного вокзала, лишь ещё одно здание в центре Крефельда можно с чистой совестью назвать по-настоящему красивым. Это - католическая церковь Св. Дионисия. Её едва ли получится назвать очень старой - нынешнее здание было возведено в середине 18 века, хотя одноимённые храмы (и часовни) находились на этом месте уже с середины 12 века.
В транспортном плане Крефельд - это город трамваев. Первые вагоны покатились здесь по своим рельсам уже в 1883 году, а в 1900 году местный трамвай был электрифицирован.
Сейчас крефельдский трамвай находится если не в упадке, то в периоде продолжительного застоя, а городская сеть насчитывает всего 4 линии. На снимках ниже - представители разных поколений легкорельсового транспорта, колесящие по улицам Крефельда.
Ещё несколько видов, характерных для местного центра.
* * *
Район Линн (Linn)
Впрочем, целью нашего визита в Крефельд было вовсе не посещение центра, а осмотр района Линн, в котором отлично сохранилась как историческая застройка, так замок вкупе с поместьем.
Линн был основан на рубеже 11 и 12 веков, а в 1299 году был возведён замок, который мы увидим ниже. Долгое время Линн существовал как небольшой, но самостоятельный населённый пункт, пока в 1901 году не вошёл в состав находящегося всего в нескольких километрах к западу и гораздо более крупного Крефельда.
Сразу же по приезду мы направились к одноимённому замку.
Вместе с прилегающими строениями и парком он занимает довольно-таки большую территорию. Сейчас в нём располагается этнографический музей, посвящённый быту проживавших здесь ранее аристократических семей, а вокруг регулярно проводятся разнообразные мероприятия под открытым небом.
Внутрь в тот раз мы решили не идти, а ограничились лишь прогулкой по парку и наружным осмотром достопримечательностей.
Признаться, готовясь к той поездке я как-то даже и не обратил внимания на сам район Линн - сюда мы приехали исключительно из-за наличия хорошо сохранившегося замка, являющегося, безусловно, наиболее красивой и интересной достопримечательностью всего Крефельда. Поэтому прогулявшись вокруг него, мы отправились на поиски какого-либо транспорта, способного вернуть нас назад к железнодорожному вокзалу. И какого же было наше удивление, когда оказалось, что сам район здесь - в разы симпатичней подавляющего большинства городов данного региона!
Да, он очень маленький - буквально несколько небольших улочек. Но ему повезло сохраниться практически в первозданном виде. Помимо этого, внешне он гораздо сильнее тяготеет к нидерландским городам, нежели к германским. Я бы ничуть не удивился, если б наткнулся на него у соседей, а не здесь, неподалёку от Рурского региона.
Обратите внимание, какие сказочные детали здесь повсюду!
И, конечно же, мои любимые крышки от люков. В Крефельде их - целая россыпь с самой разнообразной геральдикой.
Линн немного скрасил впечатления от посещения Крефельда; если бы не он, то без доли колебания данная поездка была бы отнесена в список моих самых неудачных путешествий по просторам необъятной Германии. А так - я даже рад, что смог воочию увидеть это место. Хотя, конечно, советовать кому-либо посетить Крефельд я не могу - слишком уж безликим оказался его центр, тогда как маленьких симпатичных городков (наподобие Линна, хоть и отличающихся внешне) в Германии - уйма, и ехать сюда целенаправленно явно не стоит.
* * *
Вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное)
пожертвование. Для вас - пустяк, а для меня - стимул писать больше, лучше, интересней!
Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Threads |
Facebook |
VK |
Twitter |
Instagram