Наше путешествие в Эльзас и на юго-запад Германии мы начинали и заканчивали во Фрайбурге-им-Брайсгау (далее я всегда буду использовать название Фрайбург, так как полное имя этого города в повседневной жизни никто не использует; да, в Германии существует ещё два Фрайбурга, но один из них по-немецки пишется несколько иначе - Freyburg, а другой настолько мал, что про него вообще никто не знает). И если в первый раз мы останавливались здесь лишь для того, чтобы переночевать, то на обратном пути уже имели достаточно времени, чтобы внимательно осмотреть центр этого интереснейшего города. Так уж получилось, что мы гуляли по нему после нескольких дней в просто-таки невероятном Кольмаре, что не могло не наложить свой отпечаток на восприятие Фрайбурга, но уже сейчас, мысленно возвращаясь назад, я понимаю, что это - красивый и самобытный город, полный великолепной архитектуры, с уникальными объектами и приятной атмосферой. И сейчас вы сами всё это увидите.
Но начать мне бы хотелось с одного недоразумения, до сих пор не дающего мне покоя. А зовётся это недоразумение, казалось бы, банально: транспортное сообщение между
Кольмаром и Фрайбургом. Для тех, кто никогда не смотрел на карту, поясню: эти города друг от друга отделяет всего 45 километров, а также абсолютно «прозрачная» французско-германская граница. Но, несмотря на очевидную необходимость в транспортном сообщении между двумя довольно-таки крупными городами (230 000 жителей во Фрайбурге и 69 000 жителей в Кольмаре), там нет ни прямого железнодорожного сообщения, ни даже автобусного! Попробуйте в любом транспортном аггрегаторе проложить подобный маршрут - он вам выдаст какие-то жуткие объездные пути через
Мюлуз или
Страсбург, занимающие, минимум, 1,5 - 2 часа (при расстоянии, напомню, в 45 километров).
При всём при этом, железнодорожная линия Фрайбург - Кольмар ранее существовала. Построенная в 70-е годы 19 века, она была уничтожена в конце Второй мировой войны. Точнее, гитлеровская армия, отступая назад на свою территорию, в 1945 году взорвала мост через Рейн, по которому и пролегала данная железнодорожная ветка. По окончанию боевых действий мост восстановили, но сделали его автомобильным, а на постройку железнодорожного не смогли отыскать средств. К сожалению, не могут найти их до сих пор - спустя 75 лет после окончания того чудовищного конфликта. И это при том, что наземные части железной дороги находятся в рабочем состоянии и со стороны Германии, и со стороны Франции - не хватает лишь моста! В данный момент местная инициативная группа работает над проектом переправы через Рейн и окружающей её инфраструктуры, который будет рассмотрен властями обеих стран в 2021 году. Но даже в случае реализации наилучшего сценария, железнодорожное сообщение между Фрайбургом и Кольмаром будет возобновлено не раньше 2029 года.
Так как же добраться из Кольмара во Фрайбург (и наоборот)? Неужели, необходимо делать неадекватно большую петлю, о которой я уже упоминал выше? На самом деле, есть один более-менее адекватный способ: от железнодорожного вокзала Кольмара несколько раз в день отправляется автобус до небольшого городка Брайзах-ам-Райн, в котором прибытия автобуса уже дожидается региональный поезд до Фрайбурга. И всё бы ничего, но информации о том, что такой автобусно-железнодорожный маршрут вообще существует, в интернете практически нет. Никакие транспортные аггрегаторы не смогут проложить вам подобный маршрут; исключение - сайт Deutsche Bahn, так как перевозки организуются их силами. И то, билет там приобрести невозможно, а лишь увидеть маршрут и промежуточные остановки. Полное же расписание движения по данному направлению находится в таких глубинах интернета, что перейти на эту страничку откуда-то ещё у вас вряд ли получится, а при прямом запросе в Гугл «Bus Colmar Freiburg»
искомая ссылка находится на второй-третьей странице поиска. Возможно, конечно, что данный маршрут также где-то упоминается на просторах франкоязычного интернета, но очень сильно сомневаюсь, что намного чаще.
Как видите, возможность добраться практически напрямую из одного города в другой присутствует, но, тем не менее, я не понимаю, почему бы не сделать её удобней, запустив, к примеру, беспересадочный автобус? Конечно, для Deutsche Bahn это невыгодно, так как им нужно будет увеличивать расстояние автобусного маршрута, при том, что заполняемость поезда из Брайзаха заметно снизится. Но что мешает сделать это какой-либо частной фирме? Это для меня - загадка. Очевидно же, что такой маршрут будет востребован. Вполне возможно, что присутствует некоторое лоббирование текущего перевозчика или законодательный запрет на появление новых, но никаких материалов по этому вопросу я не нашёл. Так что, видимо, никого, кроме меня, это и не интересует.
А теперь обратимся непосредственно к Фрайбургу.
Первые населённые пункты на территории современного Фрайбурга появились в начале 11 века. Правда, ни один из них не имеет никакого отношения к историческому центру данного города: все они развивались параллельно, и лишь со временем были поглощены своим куда более развитым соседом. Сам же Фрайбург начался с одноимённого замка, возведённого в 1091 году, а уже в 1120 году поселение слуг и ремесленников, раскинувшееся у его подножия, получило торговое и городское право.
В дальнейшем активному развитию Фрайбурга способствовала разработка месторождений серебра, найденных в горах неподалёку от города, что также не могло не повлиять и на мировоззрение горожан: фрайбуржцы всегда отличались свободолюбивым нравом и с неохотой подчинялись вышестоящим аристократам, ибо и без оных могли наладить себе достойную жизнь.
Именно с Фрайбургом (формально) связано выступление гитлеровских войск на запад от Третьего рейха: 10 мая 1940 года был совершён авианалёт на город, повлёкший за собой как разрушения, так и человеческие жертвы. Обвинив во всём Францию, Бельгию и Нидерланды, армия Германии незамедлительно вторглась на территорию последних двух. Как оказалось гораздо позднее, та бомбардировка Фрайбурга была лишь провокацией, совершённой самим же Третьим рейхом.
Кстати, интересный факт, который, как я понимаю, не слишком известен на постсоветском пространстве: далеко не все высокопоставленные деятели Третьего рейха были осуждены во время Нюрнбергского процесса или бежали в Южную Америку; более того, многие из них впоследствии заняли видные посты в послевоенной Германии. Один из них - как раз Йозеф Каммхубер, руководивший провокационной бомбардировкой Фрайбурга. После Второй мировой войны он продолжил службу в войсках Западной Германии, а в 1962 году даже получил орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». И, разумеется, это - не единичный случай.
Но вернёмся к Фрайбургу. В 1946 году он был назначен столицей федеральной земли Баден, утратив данную привилегию спустя 5 лет, когда Баден вошёл в состав новообразованной земли Баден-Вюртемберг.
Во второй половине 20 века во Фрайбурге большое влияние обрело движение зелёных, усилиями которых в 70-е годы был поставлен крест на планах строительства местной атомной электростанции,а город приобрёл негласный статус экологической столицы Германии.
Пожалуй, главная достопримечательность Фрайбурга - это так называемые «фрайбургские ручьи» (Freiburger Bächle), представляющие собой небольшие искусственно созданные каналы, протекающие прямо по улицам старого города. История их создания уходит своими корнями в глубокое средневековье. В то время местные жители придумали отводить чистую горную воду реки Драйзам прямо к своим жилищам, так как прорыть ручей оказалось намного проще, чем выкопать колодец - глубина залегания грунтовых вод под центром Фрайбурга составляет 12 метров. Кроме того, тушить пожары, которые, разумеется, не обходили стороной и этот город, было удобней и эффективней водой, которая плещется буквально у вас под ногами, нежели черпать её вёдрами со столь значительной глубины.
В наши дни эти ручьи уже не выполняют своего первоначального предназначения, став просто знаковой достопримечательностью и символом города. Да, на самом деле, они не уникальны - подобные искусственные водоёмы существуют и в других городах Германии, но именно фрайбургские - наиболее известные. Да и говоря о достопримечательностях этого города, всегда в первую очередь вспоминаешь знаменитые ручьи.
Главный железнодорожный вокзал Фрайбурга и исторический центр города отделяют каких-то 5 минут ходьбы. Как считаете, чем можно занять свободное пространство между ними? Конечно же, посадить там виноград!
А вот и сам центр! Разумеется, он, как и все крупные немецкие города, очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, но многое было восстановлено (а что-то - даже и уцелело), поэтому гулять там очень приятно!
Одно из таких уцелевших зданий - это Фрайбургский собор, построенный в 13 веке в готическом стиле. По счастливому стечению обстоятельств он совершенно не был затронут бомбардировками, разрушившими практически весь остальной центр, что дало ему возможность стать старейшим оригинальным готическим храмом Германии. Кроме того, с 1827 года он является резиденцией епископа.
К сожалению, в ситуации с собором мне не повезло дважды.
Во-первых, площадь вокруг собора - на редкость маленькая, и чтобы снять оттуда весь храм вместе со шпилем, нужен широкоугольный объектив (от использования которого на снимке будет ряд известных искажений). Поэтому, дабы хоть как-то запечатлеть шпиль, пришлось искать его в промежутках между домами на прилегающих улицах. Получилось так себе, но хоть какое-то представление о данном объекте можно составить.
Во-вторых, из-за реставрации шпиль был «украшен» строительными лесами, что создавало ощущение, будто кто-то накрыл собор исполинским колпаком. На самом деле, этих «полей» на шпиле не должно быть.
Как я уже говорил, площадь вокруг собора - довольно небольших размеров, но от этого - не менее красивая. Правда, в этот раз я не могу сказать, что центральная городская площадь, по совместительству, ещё и самая красивая: обычные улочки исторического центра меня впечатлили, пожалуй, сильнее.
Но, вот, старинный купеческий дом (Kaufhaus), построенный в первой половине 16 века, выглядит, конечно, просто бесподобно! Ярчайшая (во всех смыслах этого слова) точка на карте Фрайбурга!
Неподалёку от Соборной площади есть ещё одно здание, выкрашенное в ярко-красный цвет, но выглядит оно уже несколько проще.
Во Фрайбурге, что необычно для крупных городов Германии, прекрасно сохранились некоторые элементы средневековых городских укреплений. А, точнее, пара городских ворот: Мартиновы ворота или Мартинстор (Martinstor)...
...а также Швабские ворота или Швабентор (Schwabentor).
Кроме того, в правой части данной фотографии можно увидеть розовато-белый дом, на котором красуется надпись «HOTEL». Примечателен он тем, что является старейшим в Германии гостевым домом, выполняющим свою функцию и по сей день (начиная с 1120 года).
Неподалёку от исторического центра возвышается ещё одна одинокая башня - Башня Кеплера или Кеплертурм (Keplerturm), которую я сперва принял за очередную деталь бывших фортификационных сооружений, но, как оказалось, построена она гораздо позже - в 1907 году как... школьная башня. При этом, изначально она была гораздо выше, но 1928 году из-за угрозы обрушения её высоту уменьшили на 30 метров. В 90-е годы прошлого века школу снесли, а квартал застроили современными зданиями, но башню-таки оставили на долгую-долгую память.
Улочки старого города.
Белоснежный дом.
Кстати, а вы в курсе, что часы с кукушкой - это один из главных символов Шварцвальда (горный массив и исторический регион, на территории которого располагается Фрайбург)? Поэтому местные сувенирные лавки изобилуют данным видом товаров. Замечу также, что часы стоят совсем не дёшево, но это, конечно, настоящие произведения искусства!
Ещё один региональный символ - рейнская мозаика из гальки, образцы которой украшают тротуары в историческом центре Фрайбурга. Иногда на ней изображены цветы или орнамент, иногда - символ ремесла, которым занимался хозяин стоящего рядом дома.
А тут у нас - пополнение в мою коллекцию крышек от канализационных люков. Очень симпатичный экземпляр!
Как-то, знаете, уютно здесь, хорошо!
Прямо через исторический центр Фрайбурга пролегает сразу несколько трамвайных линий, прекрасно вписывающихся в облик города.
Трамвай, без сомнения, является здесь главным видом общественного транспорта. Он появился во Фрайбурге довольно поздно (в сравнении с большинством других европейских городов) - в 1901 году, но уже сразу на электрической тяге. Спустя почти 120 лет существования пять регулярных машрутов и один исторический охватывают почти все районы города. Кроме того, фрайбургский трамвай стал одним из символов возрождения данного вида транспорта в Германии, так как, наряду со своим собратом из Карлсруэ, быстрее других пережил упадок середины прошлого века, и уже в 80-х годах стал прирастать новыми линиями.
Давайте-ка напоследок ещё раз взглянем на этот приятный город.
И вот, уже в самом конце прогулки, когда весь город осмотрен, а в ногах почти не осталось сил, мы двинулись в сторону вокзала. Времени хватало и на то, чтобы неторопясь достичь цели, и даже на то, чтобы перекусить каким-нибудь кебабом. Я на всякий случай достал загодя распечатанные билеты и... ТВОЮ Ж МАТЬ, ПОЕЗД УШЁЛ 2 ЧАСА НАЗАД! Как же я мог перепутать 5 часов вечера и 15 часов дня?! Но я же смотрел... Я же запомнил... 5 часов вечера было же...
Мы стремглав помчались на вокзал! Ведь нужно как-то уехать домой именно сегодня (а я напомню, что нам предстояло проехать полстраны - из Фрайбурга в Дортмунд). Да, билеты на скоростные поезда в день их отправления стоят совершенно неадекватных денег, но если уж сам оплошал, то будь добр заплатить и пару сотен евро за свою ошибку. А, быть может, удастся договориться в сервисном центре хоть о какой-нибудь скидке? Да, они не обязаны, но попытаться-то можно.
С этими мыслями я, весь взмыленный, влетаю в офис привокзального сервисного центра, даю свой билет и, пытаясь отдышаться между фразами, начинаю на эмоциях излагать свою проблему. Консультант берёт мой билет, смотрит на номер поезда, потом на меня, потом снова на номер поезда и снова на меня. И заявляет, что не понимает, в чём моя проблема. Я в шоке. Начинаю снова объяснять, что поезд наш ушёл, мы одни в чужом городе и вообще все такие бедные и несчастные. На что она снова говорит, что не видит никакой проблемы, так как поезд наш никуда не ушёл, а отправляется только через полчаса. Я в ещё большем шоке. Тычу ей пальцем на время отправления, написанное в билете, на что она отвечает: «ну, какая-то ошибка в вашем билете».
За оставшиеся полчаса мы перекусываем кебабом, после чего спокойно садимся на поезд и уезжаем домой.
Но что же за история с этим билетом? Почему на нём стояло неправильное время? И откуда в моей памяти засело правильное (поезд действительно уходил в 5 часов вечера)?
А виной всему - нелепейшее стечение обстоятельств. Как раз незадолго перед нашим путешествием заокеанские программисты что-то напортачили, из-за чего короткий промежуток времени существовал конфликт между браузером Google Chrome и файлами с разрешением pdf. Проблема заключалась в том, что текстовые pdf-файлы, открываемые непосредственно в браузере, на мониторе отображались корректно, но при печати этих документов на принтере некоторые символы на каждой странице заменялись на произвольные. Обычно подобную подмену можно было легко определить, просто бегло взглянув на текст, но мне в данной ситуации выпал, как говорится, один шанс на миллион (к сожалению, со знаком «минус»). Вы только вдумайтесь: из всего текста, что находился на билете, подмена символа пришлась именно на время отправления, и не просто на какую-то явно неуместную букву или знак, а на 5 вместо 7 (то есть, было 17 часов, а стало 15). Какова вообще вероятность такого события? А, как видите, всякое возможно.
Что самое смешное, я знал об этом конфликте ещё до поездки, но, собираясь второпях (утром, за несколько часов до отправления, мне ещё нужно было сдавать экзамен), я не взглянул на распечатанный билет, а уже во Фрайбурге, предавшись панике, напрочь забыл о данном нюансе. Но, к счастью, всё закончилось успешно, и о Фрайбурге у нас остались исключительно положительные воспоминания.
P.S. Подписывайтесь на мою
ежемесячную рассылку. Это - не просто стандартный спам, а каждый раз - небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.
Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное)
пожертвование. Для вас - пустяк, а для меня - стимул писать больше, лучше, интересней!