Как известно, я несколько недолюбливаю Северный Рейн-Вестфалию. Происходит это от того, что во многих городах здесь полностью уничтожены их исторические центры, а общая бедность региона не позволяет создавать новые интересные объекты. На этом фоне Дюссельдорф выглядит настоящим оазисом, в котором вашему вниманию предстанут как бережно сохранённые кусочки немецкой истории, так и интересные современные архитектурные и урбанистические решения. Оно и понятно - столица региона.
Дюссельдорф, в отличие от многих своих соседей - город сравнительно молодой; он был основан лишь в середине 12 века (к примеру, расположившийся неподалёку Кёльн существовал ещё до нашей эры), а статус города получил спустя ещё 100 с лишним лет. Потом начались традиционные для немецких городов взлёты и падения: то один граф устраивал там свою резиденцию, то другой его потом выгонял, и так по кругу из века в век. Вообще, существует ли какой-нибудь более-менее крупный немецкий город, в котором не устраивал оплот своего правления очередной аристократ? Не помню, чтоб мне такой попадался.
Тем не менее, практически всю свою историю Дюссельдорф находился в подчинении. Свои первые «столичные» права ему удалось получить лишь в начале 19 века, когда его назначили столицей одноимённого округа в составе Пруссии.
Во время Второй мировой войны Дюссельдорф, имевший на своей территории не слишком много объектов промышленности Третьего рейха, подвергался не столь тщательным бомбардировкам со стороны союзников - за годы войны было разрушено «лишь» около половины дюссельдорфских зданий. Благодаря этому там ещё есть, что посмотреть.
В послевоенное время Дюссельдорф развивался практически лишь как административный и экономический центр регионального значения. В период расцвета Рурского региона важную роль играл дюссельдорфский порт на Рейне, в данный момент уже утративший своё значение. С него мы и начнём наше знакомство со столицей Северного Рейна-Вестфалии.
Некогда индустриальная территория превращена сейчас в один из самых дорогих районов города.
Здесь современная архитектура соседствует с элементами портового прошлого.
Старое сооружение дополнили новыми элементами. Получилось не очень красиво.
Главная и наиболее известная достопримечательность дюссельдорфского порта - это комплекс зданий «Новая таможня». Несмотря на свою популярность, меня они сильно не впечатлили. Главный минус комплекса - на него нужно смотреть непременно издалека: вблизи, кажущиеся плавными, линии зданий выглядят словно рубленные топором, а внешняя отделка за 20 лет (дома построены в 1998 году) почернела и начала отваливаться.
А теперь перенесёмся в центр.
Человек, прибывший в Дюссельдорф на поезде, может сперва растеряться: а где же хвалёная красота? Куда я попал?
Как это часто бывает, привокзальный район здесь выглядит максимально просто. Но уже спустя минут 10 неспешной ходьбы начинают встречаться вкрапления красоты.
Ещё ближе к историческому центру находится самая дорогая улица города - Königsallee с каналом посредине.
Ну а прямо за аллеей начинается самый, что ни на есть, исторический центр Дюссельдорфа.
Городская ратуша - одно из старейших зданий Дюссельдорфа.
Так уж сложилось, что в Дюссельдорфе нет какого-то грандиозного собора, как это обычно бывает в немецких городах. Зато здесь есть много небольших, но красивых церквушек. Например, церковь Святого Андрея выполнена в стиле, больше присущем восточной Европе. Сразу появляются ощущения, будто бы попал в Литву или Польшу.
Внутри просто невообразимо красиво!
А невзрачная с виду базилика Святого Ламберта притягивает внимание своим закрученным шпилем. Кстати, считается, что это - старейшее здание Дюссельдорфа, так как построена она в 1394 году.
Ещё одна важная городская достопримечательность - набережная Рейна. Раньше здесь пролегала оживлённая автомобильная дорога, но потом её «закопали» в двухкилометровый тоннель, и теперь прогулки по набережной доставляют сплошное удовольствие.
Здесь же находится старый порт, носящий в наши дни исключительно декоративную функцию.
Ещё немного дюссельдорфских деталей.
В Дюссельдорфе имеется как трамвайная сеть, так и сеть метротрама. К сожалению, для столь интересного и значимого города они выглядят совсем простенько.
По части трамваев мне хочется отметить то, как здесь ухаживают за полотном: издали газон кажется чуть ли не идеальным. Вообще, на мой взгляд, выглядит очень красиво, когда трамвай едет не по асфальту или утрамбованному грунту, а по зелёному травяному ковру (да ещё и с цветочными клумбами по обе стороны полотна).
Метротрам же здесь настолько простой, что в нём вообще нечего выделить. У меня создалось впечатление, что зачастую даже в городах Рурского региона сеть метротрама выглядит современней и интересней.
И, напоследок, дюссельдорфская фирменная крышка от люка.
Дюссельдорф входит в мой личный топ интереснейших городов Германии (пусть и далеко не на первых позициях). Я однозначно рекомендую его к посещению, но нужно рассчитывать, что 1 - 2 дней на него хватит «за глаза».