За последние несколько дней информация о психологах и психотерапевтах в различных контекстах (и про то, какие психологи неграмотные и опасные и про саморекламу таких психологов) попадалась мне на глаза в ФБ, и такая концентрация заставила меня решиться написать о профессионализме, как в целом, так и конкретно о своем пути в профессии.
Мне казалось, что уже довольно много информации на просторах интернета и в журналах, на что стоит обращать внимание при выборе психолога и психотерапевта. Но не все так просто, ведь человек, находящийся в стрессе, охваченный эмоциями и поиском помощи при выборе психолога может руководствоваться не критическим разумом, а чувствами, пойти за тем, кто в сложный момент скажет: «я все решу», пообещает быстрое и магическое исцеление или просто напомнит ему кого-то из родительских фигура (сработает так называемый перенос). При выборе «целителя» бессознательный выбор может играть гораздо большую роль, чем сознательный. И кто это будет? На кого падет выбор?
Реалии постсоветского пространства таковы, что психология обрела огромный размах, появилось немыслимое количество учебных заведений, школ, направлений и прочее. Так как население этого пространства в большинстве своем очень травмировано, и потребность в помощи велика, а вот регламента оказания психологической помощи, сертифицирования, профессиональных стандартов, этических комитетов в масштабе государства - нет. Все это есть только в в узко профессиональных сообществах, которые входят в состав международных и регулируются ими. Но о сообществах позже.
Первая и неотъемлемая часть профессионального пути - образование. Что такое базовое образование психолога? Это должен быть ВУЗ, в котором есть довольно большой набор дисциплин не только психологических, но и смежных, и плюс большой набор практикумов. Могу сказать, что факультет психологии МГУ, который заканчивала я, - это сильная и хорошая база. Когда я поступала, в Москве было только два ВУЗа, в которых готовили психологов. Соответственно все научные разработки, исследования, открытия - все происходило в этих ВУЗах. Потом открылось много и разных, но все же, думаю, в приоритете те, в которых преподаватели были и есть из МГУ. Это то, что касается Москвы, об остальных городах и регионах ничего сказать не могу, не зная «внутренней кухни».
В МГУ сразу происходит выбор специализации, я выбрала клиническую, что позволило мне изучать не только норму и особенности психики, структуру личности и познавательные процессы при различных нарушениях. У нас были теоретические курсы и практикумы по детской и взрослой психиатрии, неврологии, нейропсихологии, мы изучали строение мозга, психофизиологию, особенности нарушенного поведения у детей и взрослых.
И как оказалось в дальнейшем это все нужно не только для работы в клинике. Все это знать необходимо для правильной диагностики, в том числе и в частной практике. Кстати, в гуляющей в Инете статье «Осторожно, психолог» как раз много нападок на психологов, что они этого не знают. Оказываются знают, но, к сожалению, далеко не все.
Вот небольшой пример из практики. Лет 13-14 назад я работала в частной школе, и классная руководительница привела ко мне девочку 8 лет с неадекватным поведением - она ходила во время урока по классу, разговаривала. И естественно, первое что нужно было сделать - найти причину, т.е. провести диагностику. Несколько слов о диагностике. Она включает сбор анамнеза, наблюдения и правильных подбор тестовых методик для проверки гипотез. По ходу сбора анамнеза (истории жизни) и наблюдения психолог/психотерапевт строит гипотезы относительно диагноза и причин страданий пациента. В данном случае для сбора анамнеза была нужна мама, поэтому на первом этапе я предложила девочке поговорить, поиграть, порисовать, что она хочет. В ходе наблюдения за ней у меня возникла гипотеза о том, что имеет место органическая природа заболевания, скорее всего поражен головной мозг. Выбрала нейропсихологические методики, которые догадку подтвердили. Следующая встреча была уже с мамой, которой я рассказала о своих выводах и предложила провести объективные исследования головного мозга. Мама же в свою очередь сказала, что уже они проведены и у дочки опухоль головного мозга. И что она зная это все равно пристроила ребенка в школу, поскольку не с кем ее оставлять и еще много других жизненных обстоятельств. В итоге встреча была направлена на то, чтобы поддержать мать, помочь справиться с чувством вины и тревогами и т.д., чтобы она начала адекватное лечение девочки. Вот теперь представьте, что делал бы психолог, который этого не знает.
Проводить правильную диагностику и давать на основании ее рекомендации - это то, что может и имеет право делать психолог, у которого есть базовое психологическое образование. Но на основе базового образования психолог НЕ имеет права заниматься психотерапией.
Для того, чтобы стать психотерапевтом любого направления нужно дополнительное образование. Учась на 3 курсе, мы уже это начинали осознавать и активно стремились найти дополнительные практические возможности в виде тренингов, практических курсов, психотерапевтического обучения. Надо понимать, что академическая психология была сильной в Советской Союзе, но тогда не было психотерапии ни в каком виде. Официально это было запрещено. Все психотерапевтические школы возникли и развивались на Западе. Там же были созданы институты и сообщества для обучения, регламентации и аттестации психотерапевтов. Поэтому первые профессиональные психотерапевты/психоаналитики учились на Западе. Это могла быть семейная психотерапия, гештальт-терапия, бихевиоральная, когнитивная, психоаналитическая психотерапия или психоанализ. Эти направления в психотерапии - основные, остальные направления либо отпочковались от этих, либо вообще никакого отношения к психотерапии не имеют. Обучение в этих школах имеет схожую структуру.
Чтобы овладеть психотерапевтическим методом надо пройти личную психотерапию в обязательном порядке, вести случаи под супервизией, защитить их, а также пройти теоретическое обучение именно в данном направлении (от года до 4 лет). Наряду с этим психотерапевты посещают на свое усмотрение конференции, выездные школы, встречи сообществ из разных городов и стран для обмена опытом, кто-то пишет статьи. Обычно обучение проходит в рамках профессионального сообщества. Сообщества образовывали вначале те специалисты, которые прошли обучение за рубежом и под патронажем международного сообщества создавали на новой земле свое. Другое дело, что потом стали расти как грибы разные сообщества без какого-либо патронажа.
Лично я выбрала для себя психоаналитическое направление, вначале обучалась психоаналитической психотерапии, потом психоанализу. Я отношусь ко второму поколению психоаналитиков - т. е. к тем, которые учатся у тех, кто учился за рубежом. Обучение происходит по стандартам IPA- Международной Психоаналитической Ассоциации
http://www.ipa.world/. До недавнего времени IPA курировала московскую группу, с прошлого года Московское Психоаналитическое Общество получило самостоятельный статус и стало частью IPA. В Литве психоаналитическое сообщество еще находится под патронажем и контролируется IPA. В различных странах соц.лагеря эти сообщества находятся на разной стадии своего развития. В некоторых странах все только начинается, как например, в Беларуси.
В каждом психотерапевтическом направлении есть такие профессиональные сообщества, которые поддерживают высокие стандарты и курируются международными институтами. Поэтому когда Вы ищете психотерапевта имеет смысл выяснить в каком сообществе он состоит. Почему так важно грамотное и высокопрофессиональное обучение в психотерапии? Потому что основным инструментом понимания проблем пациента и основным инструментом воздействия на пациента является психика терапевта. Поэтому чем лучше этот инструмент, тем больше шансов получить хороший результат. Психика и пациента и психотерапевта - очень сложная организация, включающая огромный пласт бессознательного, т. е. того, что мы не осознаем. Например, немногие знают, что есть такое понятие как ятрогения, т. е. внушенное врачом заболевание, и что пациент бессознательно может демонстрировать те симптомы, которые у него «видит» психотерапевт. И вообще, между двумя психиками в кабинете психотерапевта происходит много различных коммуникацией не только словесных (вербальных), но и на другом, эмоциональном, не осознаваемом уровне. Поэтому психотерапевт обязан как можно больше знать о своем бессознательном, и о том, какое разнообразие психик могут демонтировать приходящие к нам за помощью люди. Поэтому плавно перейду к работе.
Это и мой путь и тот путь, который, мне видится, наиболее обогащающий специалиста. Потому как для профессионала важно не только обучение, важна практика. А значит, хороший специалист должен иметь опыт поточной работы. В клинике, в поликлинике, в школе, в интернате, в саду, в центре помощи, благотворительных организациях и пр. - там, где есть возможность работы с большим количеством людей, потому как двух одинаковых психик нет, и для того, чтобы чувствовать пациента, нужен уже готовый к восприятию аппарат, и он в таком опыте расширяется. Здесь уместна аналогия с врачом, без поточной работы стать хорошим практиком невозможно. И когда эта работа подкреплена практическим обучением, можно пробовать многое, супервизировать сразу же сложные случаи - это такая постоянная и внушения и внутренняя работа, которая позволяет стать профессионалом.
И верно также то, что изменения в психике не происходят за один раз. Но как работает каждая психотерапия - это отдельная тема.
Что касается моего личного пути: после университета я работала в психиатрической клинике, потом в двухчастных школах, потом в психологическом центре, параллельно потихонечку набиралась частная практика. Обучение шло параллельно. В 2009 году я защитила диссертацию, материал на которую набирала в психиатрических клиниках и в НЦПЗ (а это 40 пациентов,с которыми проведена не просто диагностика, а работа). Честно могу сказать, что, кто прошел подобный путь, а таких специалистов немало, являются честными высококвалифицированными профессионалами своего дела. И эти специалисты есть и в Москве и в Питере и в Вильнюсе и во многих других странах и городах. О других специалистах делайте выводы сами.