Общественный транспорт в Будапеште

Oct 18, 2012 00:30

Продолжаю серию постов об общественном транспорте в разных городах мира.





То, что Будапешт - столица Венгрии, знают все. Менее известно, что с 1873 до 1918 г. Будапешт был одной из двух столиц Австро-Венгерской империи и одним из самых процветающих городов Европы. Многие архитектурные ансамбли, которыми мы сейчас восхищаемся, построены именно в этот период. Тогда же, в 1896 году, построена первая линия будапештского метро, действующая и по сей день.

Город состоит из двух частей - Буды и Пешта, расположенных напротив друг друга на противоположных берегах Дуная. Основная часть города - Пешт, где живет (по данным Википедии на 2008 год) 1.2 из 1.7 миллиона жителей столицы. В Пеште - парламент, другие правительственные учреждения, офисы крупнейших компаний, магазины, банки, жилые кварталы. В Буде на центральном холме - королевский дворец, у его подножия несколько бестолковых автомобильных развязок, дальше - частная одноэтажная застройка, в основном весьма симпатичная. Не случайно основная часть транспортной системы города - 37 из 40 станций метро, три из четырех линий городской электрички, вся троллейбусная сеть, большинство маршрутов трамвая и автобуса - сосредоточена в Пеште. Зато на будайских холмах, где обычным автобусам-троллейбусам тяжело справляться с крутыми подъемами и спусками, получила развитие всякая транспортная экзотика: фуникулер, зубчатый трамвай, канатная дорога. Но об этом чуть позже, а начнем с самого основного магистрального вида траспорта.


Метро



Будапештское метро имеет три линии. Старейшая - М1 (на схеме показана желтым) - построена в 1896 году и стала первой подземной линией метро в материковой Европе (линия в Афинах, которую я описал в прошлом посте, построена еще раньше, но была наземной). Линия находится полностью в Пеште и первоначально имела 10 станций, расположенных вдоль центрального проспекта Андраши с интервалом от 250 до 400 метров. В 1973 г. достроена одиннадцатая станция - Mexikói út (Мексиканская улица). На линии ходят короткие трехвагонные поезда выпуска 70-х годов прошлого века. Есть проект заменить их на современные (подробности здесь), но многие против этого возражают.

В 70-е годы XX века построены еще две линии. Вторая (красная) линия, обозначаемая на указателях забавным для москвичей названием "Метро 2", пересекает Дунай (к сожалению, под землей) и уходит в Буду, где имеет три станции: Batthyány tér (Батьяни), Széll Kálmán tér (до недавнего времени Moszkva tér - Московская площадь) и Déli pályaudvar (Южный вокзал). Третья (синяя) линия проходит вдоль левого (пештского) берега Дуная, соединяя с центром города отдаленные районы Уйпешт на севере и Кишпешт на юго-востоке. В 2004 году начато строительство четвертой линии, которая, как и вторая, должна пересечь Дунай, но конца этой стройке не видно.

На 2-й и 3-й линиях ходят потрепанные временем пятивагонные поезда типа Е Мытищинского завода со слегка модернизированным интерьером. В сентябре 2012 года их начали заменять на новые поезда Alstom, выглядящие изнутри так:





Обратите внимание на тройной вертикальный поручень напротив дверей. Держаться удобно, но только если нет привычной нам давки, в которой об этот поручень легко удариться головой. Так вот, давки в будапештском метро не бывает! Наполняемость вагонов в пиковое время примерно такая, как на снимке.

Все три линии пересекаются на центральной станции Deák Ferenc tér (площадь Ференца Деака). Вопреки ожиданиям, на этом узле также не возникает толчеи: все спокойно переходят на нужные линии. Почему? В Будапеште не действует привычный нам принцип "метро - наше все". Метро является одним из видов транспорта, и не более того. Кому метро неудобно - ездят на автобусах, трамваях, электричках.

Следует добавить, что в будапештском метро, как и на других видах транспорта, нет турникетов. Вот как выглядит вход на станцию Örs vezér tere (наземная конечная станция 2-й линии):





Охрана у входа есть, она типа проверяет билеты, но если билет далеко и лень его доставать - можно просто пройти мимо.


Трамвай

Один из основных способов перемещения по городу. В Будапеште находится (по данным Википедии) самая загруженная трамвайная линия в мире - полукольцо, огибающее центральную часть Пешта от моста Маргит до моста Пётефи (условный аналог московского Садового кольца). По этому кольцу с интервалом 1-2 минуты ходят 54-метровые трамвайные поезда Siemens Combino маршрутов 4 и 6. Вот как выглядят эти монстры:









По сути - еще одна линия метро, только наземная.
На остальных линиях ходят вагоны попроще, но тоже удобные:




Несмотря на то, что не все трамвайные линии обособлены (на одной из картинок выше показан трамвай на совмещенке), трамваи не стоят в пробках и беспрепятственно следуют по своим маршрутам. Все они имеют двери с обеих сторон. На остановках открываются двери с той стороны, где находится платформа. Большая часть конечных остановок представляет собой оборотные тупики. Например, на площади Батьяни:




Но есть и привычные нам разворотные кольца. Например, на бывшей Московской площади (ныне Széll Kálmán tér), где соединяется несколько линий:





Недалеко от этой площади начинается еще одна необычная трамвайная линия. Это зубчатый трамвай маршрута 60. Вот его конечная остановка, совмещенная с депо:




Широкий салон позволяет перевозить велосипеды:




Однопутная линия с разъездами на некоторых остановках взбирается на будайский холм Сечени, куда из-за крутизны склона не мог бы забраться трамвай обычный. Верхняя конечная станция выглядит так:





Автобус и троллейбус

Как в любом крупном городе, в Будапеште много автобусов, особенно на окраинах. Среди них есть как привычные нам Икарусы, так и более новые модели, например Вольво. На большинстве линий ходят автобусы большой вместимости, маршруток нет. Есть несколько маршрутов, где ходят автобусы несколько меньшего размера, в том числе с одной пассажирской дверью, - они ходят в Буде, забираются на замковый холм к королевскому дворцу (и на другие холмы) и крутят там по узким улочкам, где полноразмерная гармошка не могла бы развернуться. Некоторые маршруты имеют "двойников" с буквой Е (экспресс), которые идут с меньшим количеством остановок. Среди экспресс-маршрутов особенно важен для туристов 200Е, соединяющий конечную станцию 3-й линии метро Kőbánya-Kispest с международным аэропортом.

На крупных узлах, где сходится много маршрутов, сделаны удобные схемы и указатели. На всех остановках вывешены расписания, и они, как правило, соблюдаются.





Кроме обычных, в Будапеште есть также ночные автобусы. На фотографии сверху номера обычных автобусов показаны синим, ночных - черным.

Троллейбусов в городе немного, и все они сосредоточены в Пеште.


Электрички HÉV

В Будапеште два вида пригородных поездов. По путям общего назначения курсируют поезда государственной железнодорожной компании MÁV. Кроме того, есть четыре отдельных линии, соединяющие станции будапештского метро и другие городские пересадочные узлы (но не вокзалы) с ближайшими пригородами. Эти линии, которые легко перепутать с трамвайными, образуют систему HÉV.
  • Линия 5 - от станции метро Батьяни до города Сентендре в излучине Дуная;
  • Линия 6 - от площади Vágóhíd до г. Рацкеве
  • Линия 7 - от площади Boráros tér до промышленного района Чепель
  • Линии 8 и 9 - от станции метро Орш везер тере до города Гёдёллё, известного барочным дворцом императрицы Сиси, с ответвлением на городок Чёмёр
Трех- и шестивагонные зеленые электрички ходят с утра до вечера каждые 10-15 минут, а по линии на Чепель - каждые 7 минут. Дневного перерыва нет.







Головной участок линии на Сентендре с первыми двумя станциями - Батьяни и Margit híd (мост Маргит) - подземный. С подземной конечной станции Батьяни организована удобная одноуровневая пересадка на метро. На Орш везер тере пересадка не столь удобна: обе станции (метро и HÉV) - наземные, но между ними подземный переход через оживленный перекресток. Но это все равно удобнее, чем у нас на Петровско-Разумовской, в Царицыно и прочих подобных местах.


Пригородные поезда MÁV

Сеть железных дорог опутывает весь город. Есть места, где кроме как на поезде не доедешь. Например, как попасть с Уйпешта в Аквинкум? Через мост Арпада с многокилометровым перепробегом? А зачем, если есть железная дорога? е. Линия однопутная, неэлектрифицированная, поезда ходят примерно раз в полчаса. Поезда вот такие:




И опять-таки нет дневного перерыва!


Речной транспорт

Будапешт - город на Дунае. Естественно, по реке ходит много всевозможных корабликов. И некоторые из них используются в качестве городского транспорта! Это маршруты 11, 12, 13. Транспортное значение этих маршрутов невелико в первую очередь из-за скорости: на велосипеде по набережной явно быстрее, да и пешком ненамного дольше получится. Тем не менее




А теперь взгляните на эту картинку. На ней изображена остановка. Какая - автобусная, трамвайная? Нет - остановка теплохода!




Еще есть пригородная линия по излучине Дуная на Вац - Вышеград - Эстергом, действующая только летом.


Будайская транспортная экзотика

Как я уже писал, на будайских холмах есть несколько необычных транспортных систем. Самая доступная и заметная для туристов - фуникулер от берега Дуная к королевскому дворцу.




Транспортное значение нулевое, чисто развлекалочка для туристов. От начальной до конечной точки маршрута можно пройти пешком за пять минут.

Но подальше от центра есть и более протяженные и полезные системы. Одну из них - зубчатый трамвай - я уже описал. Она ведет на холм Сечени. А дальше можно уехать... на детской железной дороге! Такая симпатичная узкоколейка на тепловозной тяге вьется по холмам.









Если сойти с поезда на станции Jánoshegy (Иванова горка) и подняться на одноименный холм высотой 527 метров (высшая точка Будапешта), то можно осмотреть Елизаветинскую смотровую башню начала XX века, а обратно в город спуститься... на канатной дороге! Средство передвижения, привычное для горнолыжников, в Буде за умеренную плату (800 форинтов) доступно всем. Кто не испугается ;)))




От нижней станции канатки до Западного вокзала можно доехать на автобусе 291.

А вот полная карта Будапешта со всеми маршрутами общественного транспорта (занимает 4.2 мегабайта).


Система оплаты и виды билетов

Система оплаты проезда подробно описана на сайте bkv.hu, откуда я и беру информацию. Существуют следующие виды билетов:
  • Разовый за 320 форинтов - действует на одну поездку в метро, трамвае (в том числе зубчатом), автобусе, троллейбусе или электричке HÉV (но не MÁV) в пределах административных границ Будапешта. В том числе и для поездки в аэропорт.
  • Разовый на метро за 260 форинтов - действует только на метро, позволяет проехать не более 3 остановок, в том числе с пересадкой - 2 остановки по одной линии, одну по другой.
  • Пересадочный за 490 форинтов - действует на тех же видах транспорта, что и разовый билет, и позволяет пересаживаться с одного вида транспорта на другой в течение 90 минут.
  • Суточный за 1550 форинтов - действует в течение суток на тех же видах транспорта, что и разовый билет, а также на речных теплоходах (но только в рабочие дни).
  • Трехсуточный за 3850 форинтов - то же, но в течение 3 суток.
  • Недельный за 4600 форинтов.
  • Месячные, годовые и так далее.
Курс форинта в 2012 году - примерно 7 форинтов за 1 рубль.

А теперь эта прекрасная картина будет испорчена большой ложкой дегтя.

Способы продажи билетов

Как и в большинстве крупных городов мира, билеты на общественный транспорт в Будапеште продаются в кассах и автоматах. Кассы есть только в метро, их мало и они рано закрываются. Автоматы есть в метро и кое-где в других местах (например, в вестибюле гостиницы CEO Conference Hotel, где я жил). Но на остановках трамваев и электричек я автоматов не видел (возможно, кое-где и есть).

Есть разные виды автоматов, которые отличаются выбором продаваемых билетов. Например, автомат в вестибюле гостиницы принимает только монеты и выдает только разовые билеты.





В метро стоят более сложные автоматы. Они позволяют выбрать нужный вид билета (но не любой - я ни разу не видел автомат, продающий 490-форинтовые пересадочные билеты), принимают кроме монет банкноты в 500, 1000 и 2000 форинтов, выдают сдачу (но только монетами).




Автоматы очень капризные. Одну и ту же денежную бумажку приходится заталкивать разными сторонами десятки раз, прежде чем он ее примет. Монеты тоже не всегда принимает с первой попытки (но в конце концов принимает). Я потратил не меньше 15 минут на битву с автоматом на Орш везер тере, прежде чем вынудил его выдать мне желанный трехсуточный билет. Не случайно местные жители неохотно пользуются автоматами. Часто можно видеть очередь в кассу за билетами, а рядом свободный автомат.

Поэтому рекомендую всем туристам, приезжающим в Будапешт, сразу при первой возможности идти в кассу метро и покупать там билет на весь срок пребывания в городе. Если и не сэкономите деньги, то время и нервы - однозначно!

А городским властям рекомендую привести в порядок билетные автоматы, настроить их так, чтобы принимали бумажные деньги с первой попытки, и расставить на всех остановках рельсового транспорта (а желательно - и на автобусных остановках тоже). Без нормально работающих автоматов я не могу с чистой совестью утверждать, что в Будапеште хорошая транспортная система.

Дунай, канатная дорога, метро, электричка, троллейбус, детская железная дорога, трамвай, Будапешт, теплоход, Б, пригородный поезд, зубчатый трамвай, транспортные системы городов

Previous post Next post
Up