Немного о работе аналитика Probok.net

Apr 15, 2013 14:34

В чем состоит моя работа как аналитика Probok.net? Основная часть работы - подготовка предложений по улучшению дорожной обстановки на отдельных перекрестках и узлах дорожной сети. Вот, например, наши предложения по замкадному участку Каширского шоссе. Вот по этому месту. И по этому.
Оригинал взят из блога моего начальника crusandr в Способы лечения от пробок: методика Probok.net. Часть I

На той неделе Александр Шумский proboknet написал о встрече проекта с врио губернатора Московской области А. Ю. Воробьевым и о подаче подготовленных нами заранее предложений по трем проблемным подмосковным трассам: Каширскому шоссе от МКАД до М4 (в 2-х вариантах: локальном и капитальном, по Носовихинскому шоссе и по Пятницкому шоссе. Мы договорились о том, что начнем помогать области бороться с пробками, как уже помогаем Москве.

Большинство светофорных перекрестков таят в себе массу возможностей для улучшения даже без всякого расширения. Этим просто никто никогда не занимался. Возьмем два самых проблемных перекрестках Каширского шоссе в области - с Володарским (Молоковским) шоссе и с Белокаменным шоссе. Те, кто ездит по Каширке до Видного или по «аэропортовской трассе» в Домодедово, отлично знают, насколько эти перекрестки "убитые", причем не только в часы пик, а значительную часть суток. На примере этих перекрестков продемонстрируем мощь всего лишь 3-х простых инструментов: правоповоротной секции светофора, ТВП (кнопка вызова пешеходной фазы) и изменения разметки по полосам.

Перекресток с Володарским шоссе
Вот текущая схема организации движения на перекрестке.


А вот как здесь организовано движение по фазам светофора. Это называется «схема пофазного разъезда светофорного цикла», в народе «пофазник»:



Проблемы перекрестка
1. Перманентные пробки на Каширском шоссе из Москвы. Прямо едет всего одна полоса! Но проблема не только в том, что полоса одна, а в том, что она очень часто блокирована. Дело в том, что поворот налево на Володарское очень востребован, но карман для ожидающих поворота очень короткий и фаза 2 для поворота налево тоже крайне короткая (12 секунд). В результате хвост ожидающих левого поворота забивает и полосу для движения прямо. И в фазе 1 из Москвы в область просто никто не может проехать!
2. Частые пробки на Каширском шоссе в сторону Москвы. Особенно это характерно, как ни странно, для вечернего часа пик. Причем причина та же - пробка в область! Очень многие пытаются эту пробку объехать и выехать на Володарское шоссе по трассе в аэропорт Домодедово. В результате они запирают и Каширское шоссе в центр, и трассу в аэропорт впридачу:


3. Безопасность пешеходов через Каширское шоссе. Мало того, что вторая фаза очень короткая (12 секунд на переход 4-х полос мало), так еще в этой фазе едущие из Москвы все время норовят проехать прямо, невзирая на красный сигнал светофора. Они, конечно, нарушители, но причина банальна: «хвост» на левый поворот именно в этой фазе приходит в движение, и простоявшие в глухой пробке (порой длящейся 30-50 минут) водители, увы, не всегда смотрят на ПДД и безопасность…

Возможности улучшения
1. Первое, что бросается в глаза - неиспользованная возможность правого поворота с юга Каширского шоссе на Володарское в фазе 3, когда едет в обе стороны Володарское шоссе. Не используется она по простой причине: на светофоре отсутствует правоповоротная секция (загорающаяся зеленая стрелка). Кстати, стоимость этой секции - всего 6000 рублей.
2. Несмотря на автобусные остановки, пешеходов здесь немного, поскольку у перекрестка фактически нет точек притяжения трафика. Но пешеходный светофор исправно загорается в каждом цикле! Зачем? Если пешеходов нет, одновременно с левым поворотом должны ехать авто из Москвы. Для этого надо всего-навсего установить на пешеходный светофор ТВП («кнопку вызова»), нажатием на которую пешеход «включает» себе зеленый, а если кнопка не нажата - пусть в фазе 2 горит зеленый машинам в область!
Кроме того, фазу 2 нужно продлить с 12 до 18 секунд. Этим мы и решаем проблему востребованного левого поворота, и даем больше времени пешеходам.
3. Разметка. Здесь тоже царство нелогичности. Зачем в Москву 2 полосы, если с южной стороны прямо едет только одна? Зачем нужна широченная разделительная полоса с южной стороны? Даже в Москве с интенсивным движением в подобных местах просто двойная сплошная. Очевидное решение: перерисовать разметку, позволив проезжать в область не в одну, а в две полосы! Разумеется, снабдив все это направляющей разметкой 1.7. И продлить, насколько возможно, левый карман для поворота из Москвы на Володарское шоссе!
Оговоримся: здесь прямо за перекрестком автобусная остановка, поэтому при перерисовке разметки очень желательно обустроить карман для остановки. Но не будет беды, если это и не получится: мощного пассажирского трафика здесь нет.

Решения
Вот как будет выглядеть организация движения:


А вот какой получится пофазник:


Обратите внимание на темно-зеленые стрелки. Это добавившиеся по сравнению с текущим пофазником направления или полосы движения.
В фазе 1: мы добавили целую полосу в область. То есть увеличили пропускную способность направления из Москвы в 2 раза!
В фазе 2: мы увеличили время левому повороту в 1,5 раза (с 12 до 18 секунд) в любом случае. Если пешеход нажал кнопку, он комфортно за эти 18 секунд перейдет дорогу, и эффект в фазе 2 для авто на этом заканчивается. Если же пешеходов нет и кнопка не нажата, в этой фазе в течение 18 секунд поедут 2 полосы из Москвы!
(Кстати, обычно "вызывная" фаза просто добавляется в цикл, удлиняя его. Решение по схеме "или-или" в какой-то степени ноу-хау Probok.net ) По крайней мере, когда мы подали несколько похожих предложений в ЦОДД Москвы, первой реакцией было некоторое замешательство: "А можно ли так запрограммировать контроллер светофора?" В итоге выяснили, что все решаемо, просто до нас никто такого не предлагал :) )
В фазе 3: благодаря светофорной секции, в этой фазе беспрепятственно и безопасно все едущие с юга Каширского шоссе смогут повернуть направо на Володарское шоссе. А поскольку правая полоса едет и в следующей фазе, пробки на ней вообще маловероятны.

Таким образом, применив 3 крайне экономичных и быстрых в реализации меры, мы получим следующий эффект:
- Увеличим в 2 - 2,5 раза пропускную способность потока прямо из Москвы
- Увеличим в 1,5 раза пропускную способность левого поворота из Москвы
- Увеличим в 1,3 раза пропускную способность правого поворота из области на Володарское шоссе
- Не ухудшим условия движения потоку прямо в Москву и Володарскому шоссе.

На тех же принципах построены предложения по следующему в область перекрестку Каширского шоссе с Белокаменным шоссе. Только карман здесь не нужен. Долго описывать не буду, и так всё видно :)

Текущая организация движения:


Текущий пофазник:


Предлагаемая организация движения:


Предлагаемый пофазник:


Можно ли еще улучшить оба перекрестка?
Да, разумеется. Это только предложения первого этапа и только по двум перекресткам.
На первом этапе мы предлагаем еще несколько первоочередных предложений по регулировке светофоров, установке знаков, изменению разметки.
На втором этапе мы предлагаем расширение обоих перекрестков и ряда других участков, чтобы увеличить и количество полос прямо в Москву до 2-х (сейчас одна).

Подробности по ссылкам: локальный вариант и капитальный вариант.

Именно эти 2 перекрестка мы предложили губернатору и МосАвтоДору в качестве первых мест оценки эффекта от локальных предложений. Особую актуальность им придает предстоящее окончание реконструкции Каширского шоссе в Москве. Если не принять срочных мер, пробка на областной части сильно усугубится.

Знаете ли вы перекрестки в Москве и в Московской области, где стоило бы применить одну или все описанные меры? Или может быть, какие-нибудь похожие? Если да, присылайте нам свои предложения, возьмем в работу. Чем ближе они будут к описанному формату, тем проще будет нам их обработать!

Московская область, probok.net, автомобиль, анализ перекрестков, Каширское шоссе

Previous post Next post
Up