Платные парковки: надо ли и в каких случаях?

Jan 07, 2017 21:25


Тема платных парковок стала настолько горячей, что любой общественный активист вынужден иметь по ней свое мнение. А мне, транспортнику, и подавно положено.

Так вот. Платные парковки вводятся там, где спрос на парковку заведомо и намного превышает предложение. В Москве это в первую очередь центр, но и отдельные зоны за его пределами: места концентрации офисов, торговых объектов, транспортные узлы. Места, перегруженные автомобильным трафиком.



Какой выбор у человека, если он привык ездить на машине в такую зону, а там ввели платную парковку? На первый взгляд, вариантов два:

А. Приехать на машине и оплатить парковку.
Б. Приехать общественным транспортом.

С точки зрения городской власти, оба варианта хороши. Вариант А пополняет городскую казну (тут можно вспомнить кипрские офшоры и другие способы направить денежный поток в частный карман, но этим должны заниматься правоохранительные органы). Вариант Б разгружает улично-дорожную сеть от движущихся и припаркованных автомобилей и (пои правильно установленных тарифах) обеспечивает наличие парковочных мест для тех, кто готов за них платить. Однако чтобы это работало - надо, чтобы общественный транспорт в этой зоне не просто был, но и улучшался, и чтобы это улучшение было заметно жителям. В Москве, где отмену маршруток заметило больше людей, чем запуск пассажирского движения по МЦК, с этим проблемы.

Но на самом деле кроме вариантов А и Б есть еще три.


В. Приехать на машине, припарковать ее за пределами платной зоны.
Г. Приехать на машине, закрыть номера бумажкой или иным способом уклониться от платы за парковку.
Д. Не приезжать совсем.

Все эти варианты плохи как для того, кто их выбирает, так и для общества в целом.
Кто-то выбрал вариант В - паркуется вне платной зоны. Теряет время сначала на поиск парковочного места, потом на дорогу пешком от этого места до точки назначения. Если таких людей много, и они паркуются во дворах соседних домов - жители вынуждены огораживаться от них шлагбаумами. Установка шлагбаумов стоит денег, сами они мешают проходу людей, особенно маломобильных (а это не только инвалиды, как принято считать - это в первую очередь женщины с детскими колясками). Более того - значительная часть установленных сейчас шлагбаумов незаконна, ибо огораживает землю, не находящуюся в частной собственности жителей дома. Уже есть решения судов о сносе таких шлагбаумов. В общем - ущерб для всех. Как свести его к минимуму? Делать зоны платной парковки в крупных сгустках деловой активности, чтобы средний радиус такой зоны выходил за рамки пешеходной доступности от места парковки до дверей офиса. Если где-то стоит одиночное офисное здание в жилом районе, то создавать около него зону платной парковки бессмысленно.

Вариант Г даже комментировать не хочу. Кто нарушает, тот должен быть наказан. Если городская власть сознательно оставила лазейку для нарушителей - такая власть недостойна управлять городом, ее надо сносить.

Ну и напоследок вариант Д - вообще не приезжать. Легко видеть, что он плох для всех. Граждане не получают нужных им услуг, бизнес теряет клиентов и разоряется.

Отдельная тема - больницы. Туда попадают не по своей воле. Если человек тяжело заболел и вынужден лечиться в больнице, то его семья несет тяжелые финансовые невзгоды - как из-за расходов на лечение, так и потери доходов самого заболевшего и тех, кто за ним ухаживает. Не слишком ли жестоко заставлять такую семью платить еще и за парковку около больницы? Думаю, должен быть какой-то механизм, позволяющий пациентам и их родным парковаться около больниц бесплатно.

Таким образом, можно сделать вывод.
Платные парковки следует вводить в зонах притяжения потоков, где спрос на парковку намного превышает предложение. При этом городская администрация должна предвидеть распределение выбора автомобилистов между вариантами А, Б, В, Г и Д. Платная парковка целесообразна в случае, если основная часть автовладельцев выберет варианты А и Б, немногие - вариант В, а варианты Г и Д удается полностью или почти полностью исключить. Для этого требуется одновременное выполнение следующих условий:
- зона притяжения потоков достаточно большая, ее радиус больше, чем расстояние разумной пешеходной доступности от места парковки до места назначения;
- зона нормально обслуживается общественным транспортом, причем его качество повышается;
- приняты меры против неплательщиков.
Если хотя бы некоторые из этих условий не соблюдены, платная парковка вызовет неприятие со стороны жителей, но не выполнит свою задачу - сокращение автомобилепользования.

Все сказанное относится к платным парковкам в зонах притяжения, куда люди приезжают в течение дня. Платные парковки в жилых районах - отдельная тема, намного более тяжелая. Возможно, я к ней еще вернусь.

парковка, автомобиль

Previous post Next post
Up