В очередной раз сидя на кухне с чашечкой чая и обдумывая впечатления дня, поняла, почему считаю себя скорее думающим человеком, чем эмоционирующим: когда мне что-то нравится или не нравится, я не останавливаюсь на признании этого факта, а стараюсь понять, почему. И, знаете, довольно часто получается.
Что, однако, не означает, что на основании этого могу что-то конкретное сделать :)
Это, кажется, называется "осознанность".
Вроде как количество должно постепенно переходить всё-таки в качество. Хотелось бы.
Чтобы было яснее, чуть раньше он говорит, что привязанность к природе=земле=матери и человек может обрести свою суть, только оторвавшись от неё и сумев сколько-то обходиться без этой опеки-поддержки.
Однако наряду с развитием положительного содержания материнского комплекса мы находим в европейском развитии и сохранение его отрицательных сторон - фиксацию на узах крови и земли, - даже более того, возвращение к ним. Человек, освобожденный от традиционных связей средневековой общины, напуганный новой свободой, превратившей его в изолированный атом, прибегает к новому идолопоклонству крови и земле. Наиболее ярко это выражается в национализме и расизме. Одновременно с прогрессивным развитием, соединившим в себе положительное содержание как патриархального, так и матриархального духа, развивались и отрицательные стороны обоих начал, выразившиеся в культе государства, сочетавшемся с поклонением идолам расы или нации. Фашизм, нацизм и сталинизм - наиболее яркие проявления такого сочетания культов государства и клана, воплощенных в единой фигуре <вождя>, фюрера.
Однако в наши дни новые тоталитарные режимы - отнюдь не единственное проявление кровосмесительной фиксации. Если бы развитие пошло по пути, указанному духовными вождями гуманистической мысли начиная с эпохи Возрождения, то крушение наднационального католического мира Средних веков привело бы к более высокой форме <католицизма>, а именно к человеческой всеобщности, преодолевающей культ клана. Однако в то время как наука и техника создали условия для такого развития, западный мир впал в новые формы поклонения идолам рода, т. е. избрал ту самую ориентацию, которую стремились искоренить пророки Ветхого Завета и раннего христианства. Национализм, бывший изначально прогрессивным течением, пришел на смену узам абсолютизма и феодализма. В наши дни простой человек обретает чувство тождественности скорее за счет принадлежности к нации, чем в результате осознания себя <сыном человеческим>. Такая фиксация искажает дух объективности, а значит, и разум. Он судит о членах своего клана и о <чужих>, исходя из разных критериев. Точно так же извращены и его чувства к чужаку. Все, кто не относится к числу <своих> по узам крови и земли (выраженным в общности языка, обычаев, пищи, песен и т. д.), вызывают подозрение, и достаточно малейщего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Такая кровосмесительная фиксация отравляет отношение индивида не только к чужим, но и к членам его собственного клана, к самому себе. Человек, не освободившийся от уз крови и земли, не родился еще в полной мере как человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена, он не воспринимает себя и своих ближних в их - и своей собственной - истинно человеческой сущности.
Национализм - наша форма кровосмешения, наше идолопоклонство, наше безумие. <Патриотизм> - это его культ. Вряд ли стоит объяснять, что под <патриотизмом> я подразумеваю такую установку, при которой собственная нация ставится выше человечества, выше принципов правды и справедливости, а вовсе не имею в виду исполненный любви интерес к своему народу, означающий заботу о его духовном и материальном благополучии, но (ни в коем случае!) не стремление к господству над другими народами. Подобно тому, как любовь к одному человеку без любви к другим - в действительности не любовь, так и любовь к своей стране, если она - не часть любви к человеку, - не любовь, а идолопоклонство.
Идолопоклоннический характер национального чувства можно наблюдать в реакции на осквернение символов клана, которая существенно отличается от реакции на оскорбление религиозных или моральных символов. Представим себе человека, который вынесет флаг своей страны на улицу одного из городов западного мира и начнет топтать его на глазах у окружающих. Его счастье, если с ним не расправятся на месте. Почти все пришли бы в состояние яростного негодования, в котором едва ли возможны хоть какие-то объективные соображения. Человек, осквернивший флаг, сделал бы нечто невообразимое; он совершил бы не просто одно из многих преступлений, а самое тяжкое преступление, которое невозможно ни извинить, ни простить. Менее сильной, но качественно такой же была бы реакция на человека, заявляющего: <Я не люблю родину>, или говорящего во время войны: <Мне безразлично, победит моя страна или нет>. Такие слова - настоящее кощунство; говорящий их выглядит в глазах окружающих чудовищем и становится изгоем.
Чтобы понять особый характер возникающих в подобных ситуациях чувств, мы можем сравнить вышеописанную реакцию с той, которую вызвало бы заявление типа: <Я за то, чтобы убить всех негров или всех евреев; я за то, чтобы начать войну для захвата новых земель>. Разумеется, большинство людей почувствовали бы, что это неэтично и бесчеловечно.