Звонок сотового телефона разбудил меня в пол первого ночи. «Ты поедешь в Шерегеш?»-«Когда? С кем? На чем?»-«Потом все подробности, просто скажи- да или нет?»-«Конечно да, но надеюсь не прямо сейчас?»-«Завтра все объясню, спокойной ночи…»
Итак, снова Геш. Для сибиряков это уже привычное дело, можно вот так посреди ночи обсудить поездку и снова продолжить сон. Но и представителей европейской части нашей Родины можно все чаще видеть на склонах горной Шории- интерес есть, а информации, как выяснилось, минимум. Не так то просто рассказать о том, что тебе знакомо каждым пеньком, камнем и елочкой людям, которые практически ничего не знают об этом. Это сродни тому, как учить человека писать или читать- ты все понимаешь, а вот с чего начать- непонятно. Поэтому я, пожалуй, просто расскажу вам нашу историю, в надежде на то, что она будет информативной.
За сезон я бываю в Шерегеше по нескольку раз, и каждый раз- это абсолютно другое место. В ноябре- заснеженное, влажное, радующее первым пухляком, но опасно прикрывающее свои многочисленные ручьи и камни. В январе- морозное, солнечное, но непредсказуемое своей резкой переменой погоды, ветрами и внезапными метелями. Ближе к марту- теплое, яркое, добродушное, но редко радующее свежим снежком. В каждом времени есть свои плюсы и минусы, но ехать туда стоит всегда! Не получилось в эту поездку захватить свежего снега и целинных мест? В Шерегеше всегда найдется, чем заняться! Поэтому особо раздумывать мне не пришлось и на этот раз. Никогда не знаешь, когда попадешь туда снова, нужно использовать каждую возможность.
И вот мы выезжаем из Новосибирска на машине моего друга в самый час-пик, когда раздраженные городские жители пытаются пробиться к своим домам, мучаясь в многочисленных пробках. Мы хотели выехать пораньше, но задержались в сборах, а так же в магазине, покупая продукты и вино в дорогу.
Я ездила раньше на машине в Геш не раз, но в этом случае был нюанс- водитель не знал дороги наверняка. У нас была нарисованная от руки карта с весьма сомнительными пит-стопами, абсолютное знание первой части дороги- до Новокузнецка, а так же некоторая фотографическая память моего мозга, нужно сказать- весьма сомнительная, ибо редко трезвая и твердая, как там говорится.
На выезде из города путешественников стабильно провожает колонна киосков с ритуальными товарами. Ну что ж, в добрый путь! Я отписываю SMS мужу: «Нас остановил гаишник за обгон на опасном повороте! Если что, знай- я тебя любила! : )»
Первоначально мы с подругой ехали на заднем сиденье, а впереди- Юра- водитель и Ваня- в качестве штурмана и диджея. Проехав через Ленинск-Кузнецкий, понаблюдав местную новогоднюю иллюминацию, известную на всю Сибирь своей нелепостью, мы добрались благополучно до Новокузнецка, чего и следовало ожидать- Юра сам из «Кузни», живет в Новосибирске, постоянно мотается к родителям.
А вот дальше начиналась зона с белыми пятнами. Ваня по причине вина перестал качественно выполнять свои функции, поэтому меня пересадили на переднее сиденье- следить за дорогой, обгонами (у нас был праворульная Mazda Tribute) и ставить музычку.
Здесь я бы отвлеклась на минуту, акцентировав внимание на том, что 70% водителей на межгороде не отключают дальний свет фар, за что они просто достойны расстрела на месте! К концу пути было ощущение, что сейчас отслоится сетчатка глаза! Может кто-то не знает этого способа, которому я научила нашего водителя в эту поездку. Когда приближается встречный автомобиль, с включенным дальним светом, закройте один глаз, а миновав его, откройте. Тогда зрительный контроль за дорогой останется при вас, а ослепленный глаз быстрее начнет видеть, ровняясь на нормальный.
Итак, миновав Новокузнецк в объезд, мы начали всматриваться в таблички на трассе. Следующим населенным пунктом на плане числится Кузедеево, рядом с которым есть заправка, после которой нужно повернуть налево на 90 градусов. Там то мы и дольем бак! Заправляемся, двигаемся дальше. Вообще во время передвижения ночью по трассе нужно всегда общать водителя, а то мало-ли- он заснет, или еще что. Но я видимо перестаралась в этот момент. Пассажиры на заднем сиденье дрыхнут, мы ведем какие-то беседы. «Юр, что-то машин нет на трассе вообще…И Мундыбаша что-то все нет и нет, где эта светящаяся часовенка и мост, и сама река Мундыбаш? На плане написано «через пару километров». Да и мест таких я что-то не припоминаю.» - «Эээээ?» Чудом встретив какую-то припаркованную на обочине фуру, решаем спросить- где мы? «Да вы уже на 40 километров в сторону Бийска уехали! Вам надо вернуться назад, там будет заправка и на ней нужно повернуть налево.» И тут до нас доходит вся нелепость ситуации- на заправке Юра закрутился, потерялся в пространстве, и вместо того, чтобы повернуть налево, как написано в плане, мы проехали в другую сторону. А я, по причине длинного языка, заметила нелады с окружающим пейзажем не сразу. В итоге- лишних 80 километров и полтора часа времени. Встали посреди трассы, вышли, выключили фары, свет в машине, смотрим на ярчайшие звезды, не перебиваемые освещением крупных городов, и смеемся- темнота идеальная, как в фильме ужасов. Ваня учится сейчас во Франции, приехал в Россию на новогодние праздники: «Вы знаете? Мои французские друзья сейчас наверное обо*рались бы от страха и паники, а мы вот как…»
Вот он Мундыбаш- поселок, вот речка, далее населенный пункт со странным названием Каз- в плане написано «промахнуться трудно», и правда- сложновато. В самом поселке много крутых опасных поворотов, нужно не сбиться и ехать все время по главной. Потом темный, странный мало заметный поворот направо, без каких-либо указателей. С первого раза кажется, что это просто въезд в какие-то гаражи. Но зато сразу за ним дорога начинает идти все время вверх, становится понятно- мы уже в предгорьях. Следующий пункт- город Таштагол, проехав пост ГАИ, поворачиваем на кольце налево- можно сказать мы уже на месте! Поселок Шалым, у Шорцев всегда такие странные названия! В Шалыме стоят камеры слежения, нужно соблюдать правила и скоростной режим, что сложно после трассы, кажется, что ты ползешь как улитка, а скорость 80 км/час. А за Шалымом- гора Медвежонок, на котором тоже есть трассы для катания и гостинцы, и уже сам поселок Шерегеш! «Ура! Приехали!»- закричали мы, увидев главную местную достопримечательность, которую можно заметить издалека- высокую водонапорную башню. Может, конечно, она и не водонапорная, я не знаю, но шорцы обтянули ее яркими электрическими гирляндами, и ее всегда заметно заранее.
Наша квартира, которую мы сняли на 2 суток, находилась в доме сразу за самым первым и самым известным местным магазином «Кукуруза». Отзваниваемся хозяйке- мы уже подъезжаем. Время- час ночи, но местные готовы принять гостей в любое время суток- это практически единственный заработок здесь помимо шахт и тюрьмы. Раньше, когда туристический бизнес еще только зарождался в этих местах, жить можно было только в таких квартирах. Можно было приехать посреди ночи, постучать в первую попавшуюся дверь и сказать, что нужен ночлег. Хозяева собирали за пол часа вещи, будили детей и куда-то уезжали.
И сейчас бабушка тоже ждет нас. Решаем срезать прямо через двор. Это был опрометчивый поступок, стоивший нам еще 2 часа времени. Непредсказуемый шорский снег скрывает под собой всякие разные ловушки! Оказывается, проезда здесь нет, садимся основательно на днище, прямо посреди поселка, за «Кукурузой» в 5 минутах от своего подъезда и теплой постели! Эпический провал! Откапывали, толкали, тянули, полные кроссовки и джинсы снега, непрекращаемый смех. Очень круто, что водители в таких ситуациях всегда готовы помочь друг другу, причем безвозмездно. Для таксиста на тойоте-универсалке мы оказались не по зубам, а вот Лэнд-крузер вытащил нас за 5 минут!
Заходим в квартиру, все мокрые и уставшие: «Мы «немного» задержались», ржем. «Ничего, ребята, я всегда рада гостям. После вас вот москвичи приедут, потом екатеринбуржцы…» Местные бабушки очень общительные. Еще пара усилий, чтобы выставить ее за дверь, и вот он- долгожданный отдых! Но спать почему-то мы легли не сразу, а в 5 утра. Бутылка вермута немного отвлекла нас, но нужно было согреться и отметить наконец-то наше прибытие.
Несмотря на «ранний» отход ко сну, встали все бодро. Не в 8 утра, конечно, но и не к вечеру, как можно было ожидать после всех этих приключений. В Горной Шории никогда не бывает утренних болезней, вы понимаете, о чем я. Все приняли душ, оделись, загрузились в авто. На подъезде к горе Зеленой видим новую линию SKY WAY, в прошлом году ее не было, стояли только опоры, теперь- это яркие оранжевые закрытые кабинки. Сейчас на трассах сектора А (самого первого разведанного катальщиками ) 13 подъемников (смотрите карту, позаимствованную на сайте mustag.ru, номера для удобства поставлены в соответствии с номерами на карте):
6) новая гондола SKY WAY, длина 2500м., в основном используется для увеселительных обзорных прогулок, народу там пока очень мало;
5-7) линия до вершины из 2 бугелей в левом лесу- нижний бугель 1400м., верхний бугель- 1400м., до их появления там были отличные места для фрирайда, сейчас прорублены трассы и свежего пухляка стало значительно меньше, народу там так же не очень много;
8-9) 2 коротких бугеля посреди левого леса, один- 650м., второй- 850м., которые тоже весьма «подпортили» эти места;
10-12) линия до вершины из двух бугелей на основной трассе- нижний- 1000м., верхний- 1000м., очень старая серия, появилась там вместе с самой первой креселкой, раньше было очень мало выбора, особенно для новичков- либо учиться подъему на бугеле, либо до самой вершины- на кресле на свой страх и риск, зато это было сродни тому, как учат плавать, выбрасывая из лодки на глубоководье- либо поплывет, либо утонет : );
11) первая двухместная креселка сектора А- «синяя», принадлежит системе «Шория-тур», очень медленный подъемник, длина 1980м., время- 20 минут, ведет на самый верх горы к самому первому малюсенькому кафе на вершине- «Стекляшке», это было единственное место, где тогда можно было погреться после весьма бодрящего подъема;
13) малая двухместная креселка, открыта недавно, ведет на середину горы, длина 650 м., используется новичками, которые боятся «на самую верхотуру», и для того, чтобы добраться до подъемников системы «Каскад-подъем»;
14) малый бугельный подъемник, ведет на середину горы, 600м., тоже относительно новая линия, используется новичками, но которые уже умеют пользоваться бугелями и так же для достижения системы «Каскад-подъем»;
15) второе по времени появления двухместное кресло, принадлежащее системе «Каскад-подъем»- «зеленое» или «Еленинское», длина 1700м, доставляет до вершины к большому новому двухэтажному кафе «Трамплин». Скорость намного выше, чем у первой креселки- время подъема 11 минут, есть только одно неудобство- попасть на «Елену» с подножия невозможно. Хотя раньше, до появления малого кресла и при очередях на бугель, бывало поднимались до посадки пешком- в гору минут 10-15. Сейчас для этого берут по одному подъему либо на бугель 14, либо на мини-кресло 13.
16) Еще один подъемник системы «Каскад-подъем»- верхний бугель, ведущий в правый лес и на объездную трассу, длина 980м., чуть-чуть не достигает вершины горы;
17) Внимание! Новый подъемник системы «Каскад-подъем»- четырехместная креселка, с ветрозащитными колпаками, длина 980м.. Ведет к знаменитым целинным полям правого леса, открыта в этом году. Раньше туда можно было добраться только на снегоходе. Хорошо это или плохо- решать вам, но целины становится все меньше в Шерегеше, благодаря ее доступности большему количеству народа.
С недавних пор в Шерегеше исследуется другая сторона горы Зеленой- так называемый сектор Е. В нем пока только три подъемника:
1) гондола, 3200м., с закрытыми от ветра кабинками, дает возможность катания по отратраченным трассам с искусственным оснежением, или по очень хитрому и непредсказуемому лесу сектора Е. Здесь еще мало народу решается катать вне трасс, поэтому возможность словить целину намного выше, чем на той стороне горы. Здесь действительны карточки системы «Шория-тур», а так же собственные одноразовые карты. Это главное неудобство Шерегеша- нет единой карточной системы на все подъемники, некоторые имеют даже свои отдельные кассы.
2) бугель, 980 м.
4) смешанный гондольно-кресельный подъемник SKY WAY, длина 2500м. Так же дает доступ к пухляку и нетронутым лесам, но спуск намного короче, чем на первой гондоле, поэтому мне приятен более- ноги не успевают устать, и ты получаешь удовольствие от спуска до самого конца. Здесь меньше людей, поэтому даже ближе к вечеру, в непраздничные выходные, мы смогли найти свежеотратраченные места на основных трасах и пухляк- среди елочек.
3) судя по карте в секторе Е строится кресельный подъемник на соседнюю вершину.
До постройки на этой стороне первых подъемников, мало кто решался кататься в тех неизведанных местах. Один раз в первый год катания, я забрала слишком влево, увлекшись полянками и свежим снегом, тогда я еще не понимала, куда меня занесло. Сейчас, лучше ориентируясь на той стороне горы, я могу сказать, что выехала в то место, где сейчас находится 4 гондольно-кресельный подъемник. Несколько часов я бродила там по грудь в снегу, пытаясь выбраться. Там можно было встретить диких зверей, даже сейчас их следы можно заметить в тех лесах. В связи с потеплением климата, в прошлом сезоне медведи-шатуны выходили прямо к трассам сектора А, так что не нужно забывать, что находишься ты все-таки в горах, хоть и становящихся менее дикими с каждым годом, но все еще не менее опасных. Помимо природных неприятностей- ручьев, еле присыпанных снегом, и камней, на каждом шагу поджидают ловушки техногенного характера- вырытые для опор (или каких-то других людских целей) глубокие ямы, изредка встречающаяся то там, то здесь металлическая арматура, сумасшедшие снегоходчики, другие любители экстримальных видов спорта и прочие прелести. Нельзя сказать, что, например арматура- это повсеместное явление, но нужно держать ухо востро!
Эта два выходных дня мы выбрали для катания в секторе Е. Проведя там весь день, мы вынуждены были возвращаться на основные трассы Зеленой, чтобы совершить последний спуск к машине и уехать в поселок. Каждый раз это делалось с ужасом и отвращением- к концу дня трассы сектора А напоминают месиво, спуск неприятен и вообще непонятно, как там еще можно кататься- люди, снегоходы, мусор. Есть возможность проехать на машине из поселка в сектор Е напрямую, но я, если честно, не знала дороги и не стала рисковать.
Итак, наше очередное путешествие в страну гор подходит к концу. Возвращение домой всегда быстрее пути куда бы то ни было, может быть потому, что к дому ты всегда знаешь дорогу. Вот и мы доехали до Новосибирска быстро, легко и без приключений. Но мы еще вернемся не раз! И снова повторюсь- в Шерегеш стоит ехать всегда, потому, что не знаешь, когда это произойдет снова, а он такой разный, такой близкий, но такой непредсказуемый. Каждый день там- это очередное знакомство, не более того, мало кто может действительно похвастаться тем, что горы приняли его. И хотелось бы напомнить- давайте беречь то, что мы имеем, пока это у нас есть! Шерегеш- такой гордый, такой красивый и такой беззащитный перед людьми. Но ни на минуту не стоит забывать, что мы- в гостях. Проявите уважение хозяину. Недавно прочитала небольшой рассказ о древних шорских шаманах, для которых гора Мустаг, соседняя с г.Каритшал (Зеленая), была родовой. Они боялись ее, уважали, чтили. Жить рядом со священной горой - и радость и страх, гора могла решать, сколько оставалось жить шаману, отбирая у него годы жизни за ошибки, провинности или следуя своим каким-то соображениям. Сейчас очень мало кто верит в силу гор.
Более подробно про Шерегеш, так же можно узнать из прошлогодней статьи- здесь:
http://www.girlfriendshome.ru/articles/195.html