На днях отмечает свой 45-й день рождения одна из современных достопримечательностей Пятигорска - его канатная дорога на Машук. Согласно данным Википедии Пятигорск входит в число всего 20 городов современной России, обладающих таким уникальным городским сооружением (фото 1975г.).
В далеком августе 1971г., когда канатная дорога только открылась, она без преувеличения поначалу явилась местом поломничества и многочисленных отдыхающих и местных жителей. Еще бы - всего за несколько минут подняться на вершину Машука и увидеть своими глазами необычайную панораму предгорий и главного Кавказского хребта во главе с величавым Эльбрусом желали все. Шли годы, но какая то величественная футуристичность самих зданий нижней и верхней станций пятигорской канатной дороги не переставала восхищать взгляд (фото 1987г):
Уж действительно спроектировано c отменным вкусом и построено на многие-многие десятилетия (фото 1989г):
Всякий, решивший воспользоваться канатной дорогой или просто прогуливающийся мимо, невольно обращает внимание на прикрепленную на стене нижней станции неприметную табличку, скупо извещающую об организации-проектировщике и организации, построившей канатную дорогу.
Сразу невольно возникает вопрос - а какая связь между пассажирской канатной дорогой в городе-курорте и организацией, проектировавшей шахты? Но как выяснилось город Пятигорск обязан владением этой красотой не столько целому проектному институту, сколько прежде всего одному человеку, можно сказать неистовому фанату канаток в хорошем смысле этого слова. Речь идет о Вахтанге Марковиче Лежава, фронтовике, ведущем, а потом и главном проектировщике института "Грузгипрошахт" (на фото-справа).
Пару лет назад на одном из интернет-изданий Кавминвод в небольшой заметке ко дню Победы наткнулся на повествование об одном фронтовике с удивительной судьбой. Не буду утомительно пересказывать, а просто приведу ту часть той публикации, которая имеет непосредственное отношение к теме поста:
"....После ранения и контузии в конце войны В. Лежава был демобилизован, в 1951 году поступил в Грузинский политехнический институт на мехмат. По окончании пошел работать в конструкторские организации, а затем и вовсе отправился на Братскую ГЭС, где проектировал различные промышленные объекты. В 1955 году В. Лежава вернулся в Тбилиси. Молодого специалиста сразу же приняли в институт «Грузгипрошахт» на должность инженера-проектировщика. А вскоре его назначили руководителем группы канатчиков-проектировщиков, затем - начальником отдела воздушных и пассажирских канатных дорог института. До конца своей трудовой биографии, 1990-х годов - периода фактического развала института, он работал в должности главного специалиста по канатным дорогам.
Судьба распорядилась так, что главным смыслом и целью жизни Вахтанга Марковича стали проектирование и строительство канатных дорог. Интерес к ним зародился еще во время войны. Он знал, что немцы использовали канатные дороги во время боев за Кавказ в районе Марухского перевала, а также в Мурманской области, у Керченского пролива. Существуют и сведения об использовании канатной дороги через Днепр, в районе Никополя - Каменки-Днепровской... Вообще, канатные дороги, сопровождавшие немецких горных стрелков, не являлись уникальным явлением. Будучи в Европе, В. М. Лежава видел пассажирские канатные дороги в Австрии, в том числе и для горнолыжников. Он мечтал о том, чтобы и на его родине были построены канатные дороги. Видимо, впечатления были столь сильны, что с конца 50-х годов занимался их проектированием не только в Грузии, но и на Северном Кавказе, в регионе Кавминвод, на Черноморском побережье и в союзных республиках. Его проекты уникальны тем, что могли строиться без опор. Они вот уже полвека исправно работают в Пятигорске и Кисловодске. На станции «Машук» сохранили память о В. М. Лежаве, установив памятную доску.
Идея построить канатную дорогу на Машуке возникла в 1957 году, когда В. М. Лежава отдыхал в Пятигорске со своей семьей. Его жене с маленькой дочкой было нелегко подниматься по крутым склонам, вот она и высказала мысль о создании канатной дороги, которая в два счета донесла бы ее в вагончике до вершины. Вскоре эскизный проект был готов и представлен на суд Курортному совету. Проект понравился, его одобрили и стали постепенно воплощать в жизнь. Поскольку В. М. Лежава работал в Тбилисском институте «Грузгипрошахт» (один из ведущих проектных центров СССР), то именно его специалистам совместно с пятигорскими коллегами-геодезистами, а также строителями из «Севкавкурортремонтстрой» и поручили это новое дело. Под строительство Верхней и Нижней станции подобрали площадки, сделали съемки вдоль трассы будущей дороги, сняли поперечные профили Машука. Вскоре началось масштабное строительство, а в 1971 году одна из красивейших канатных пассажирских дорог от бульвара Гагарина до вершины Машука уже заработала. Это была подвесная дорога нового типа для Советского Союза - кольцевого, маятникового. Такие уже сооружались в Европе и США. Два вагончика, вмещавшие по 20 человек и двигавшиеся одновременно навстречу друг другу со скоростью 6 м/с, давали возможность преодолеть расстояние, на которое пешим ходом затрачивались часы. А тут весь путь можно было проделать всего за 3 минуты. Да еще и полюбоваться с высоты птичьего полета видом на город, его окрестности и даже снежные вершины Эльбруса.
Но если кольцевые дороги не были уже чем-то необычным на Западе, то отсутствие опор - новшество, которое принадлежит В. М. Лежаве. Для всех спроектированных им дорог характерно отсутствие опорных башен, причем безопасность была гарантирована. Уверенность давала новая конструкция тормозного устройства - парашютного, которое он разработал совместно со своим коллегой - инженером-механиком В. Д. Соловьевым. Благодаря внедрению этого новшества отпала необходимость разбивать длинные дороги на несколько отдельных участков, движение стало беспересадочным, кроме того, увеличился срок службы дорогостоящего несущего каната. В. М. Лежава использовал эту конструкцию еще в конце 60-х годов при проектировании канатной дороги «Сигнахи - Цнори» над Алазанской долиной, соединившей впервые в истории два города..."
Шли годы. В любые времена, даже в пору экономических передряг, канатная дорога исправно выполняла и выполняет по сей день свои функции, неутомимо доставляя всех желающих на вершину Машука и обратно.
За прошедшие годы сменилось несколько поколений марок машин пятигорского такси, не раз был полностью обновлен парк городских автобусов, трамваев и лишь только небольшие, простенькие, но столь юркие вагончики канатной дороги остаются неустанными тружениками курорта, став неизменной составной частью курортного ландшафта:
Популярность канатки столь высока, что уже многие годы у ее нижней станции успешно работает ресторан, носящий её имя:
Да,со времени открытия станций канатной дороги прошло уже много лет, сильно изменился окружающий их ландшафт, подросшие деревья почти полностью скрыли собой нижнюю станцию
А характерный силуэт верхней станции, наряду с устремившейся в небо телевышкой, давно уже воспринимается как неизменная часть силуэта горделивого Машука:
C днем рождения тебя, КАНАТКА! Желаем тебе еще много десятилетий оставаться в такой же прекрасной форме, четко и главное безаварийно служить родному Пятигорску и на радость всем нам, твоим пассажирам! Пусть бег твоих вагончиков не остановится никогда!