Прекрасный красноярский писатель Михаил Успенский в прошлом году выдал очередную книгу под названием "Богатыристика Кости Жихарева", котрую я сейчас с удовольствием читаю. Кайфово написано, со вкусом. И пркилючения, опять же, а приключения - это всегда хорошо. Но на самом деле книга эта - прекрасное исследование былин. Это натуральный анализ структуры, языка, сюжетов, персонажей устного народного творчества. Ну и конечно же, важный момент - актуальность русского устного народного творчества, которая не зависит от времени создания.
Перед этим я прочитал "Стратегию Левиафана" Максима Кантора, после чего пришлось таки прочесть "Философические письма" П.Я. Чаадаева. Думал отдохнуть, ан нет, не получилось, потому как сказка-то ложь, а былина - совсем другое дело...
И вот вам кусок о князе Владимире, параллели ищите сами, они есть точно, ибо имечко говорящее:
Жизнь реального Владимира, сына великого воина Святослава, достойна и жестоких романов Достоевского, и кровавых шекспировских трагедий.
Младший сын, незаконный, рожденный рабыней, сумел избавиться от братьев-соперников и занять престол киевский. Сохранил при этом чистые ручки: все сделали за него варяги-киллеры. Почитайте летописи и попробуйте свести концы с концами.
То ли сама судьба ему ворожила, то ли был он гений политического расчета. Впрочем, даже судьбе надо помогать.
Но одного великокняжеского престола было Владимиру мало. Ему требовалось создать могучую Державу. А держава - это единовластие и единобожие.
Сперва он попробовал усилить традиционную языческую веру: наставил в Киеве огромных деревянных идолов, Перунов да Стрибогов, призвал жрецов, но… ерунда какая-то получилась. И перед Европой, как всегда, неловко, словно как войти в семью царей-королей-халифов в звериной шкуре и с окровавленной дубиной.
А подходящие религии есть - только выбирай правильно.
Владимир выбрал правильно - единственную веру из всех тогда возможных.
Иудеев он отверг сразу - их древняя религия не помогла этим умникам сохранить ни их прежнюю ближневосточную родину, ни недавний Хазарский каганат.
Принять католичество, «веру латынскую»? Чтобы какой-то дедуля в Риме диктовал тебе, великому князю, свою волю? Да кто он такой, этот Папа? Лучше сиротой остаться…
Присоединиться к исламскому миру? Ввязаться в бесконечные дрязги между потомками пророка Мухаммада, между суннитами и шиитами? Тоже радости мало, своих усобиц хватает… Многоженство, конечно, неплохое дело, но ведь придется отказаться и от выпивки, и от лихой кабаньей охоты. Народ не поймет!
Другое дело Византия с ее православием. Византия, конечно, держава гнилая, но худо-бедно тыщу лет простояла. К тому же соседи. Коварны и ненадежны греки-ромеи, зато давно знакомы. И монахи тамошние ходят на Русь, как домой. И бабушка Владимира, великая княгиня Ольга, крещеная. И церковные обряды у ромеев торжественные, и шитье золотое на одеждах пастырей, и великолепные григорианские распевы, и суровые лики на иконах… Папский Рим-то лежит в руинах - не родились пока там ни художники, ни скульпторы, ни архитекторы, ни композиторы. Скучно!
А уж константинопольские императоры-базилевсы нашей Руси (это именно они, греки, придумали слово «Россия») не указ. Наоборот, то и дело сами помощи просят…
Не ошибся Владимир. Сжег языческих идолов, а деревянного Перуна отправил вниз по Днепру самосплавом. За то и провозглашен впоследствии и Великим, и Святым, и Равноапостольным.
Правда, Держава все равно не задалась.
Сыновей-то у князя много, и все родные, и никого обидеть не хочется…
Но это совсем другая песня.
Ничего из реальной истории Киевской Руси мы в былинах не найдем. И тамошний Владимир-2 ну нисколечко не похож на настоящего Владимира-1.
Нельзя поставить его рядом ни с королем Артуром, ни с Карлом Великим, ни с Гэсэр-ханом, ни с другими отважными, щедрыми и мудрыми властителями из мира эпоса. Уникальная личность. Чисто русское изобретение.
Никакую веру он не выбирает: в былинном Киеве уже есть и церкви, и чудеса, и звон колокольный. Более того, жилище одного из героев находится «У святых мощей у Борисовых», а ведь князя Бориса и брата его Глеба, первых русских святых, предательски убили уже после смерти их отца, исторического Владимира!
Сказители свободно перемешивают времена и эпохи…
Хоть и зовут былинного князя «ласковым» да «Красным Солнышком», но авторитета у него никакого нет. Богатыри запросто могут ему заявить на военном совете:
А ты Владимир князь да Святославович,
Убирайся ты ко своей княгины Апраксенье-то,
И ты ей же да все распоряжайся же,
А до нас тебе да все же дела нет.
Не мешай только! Потому что воюют они
…Не для-ради князя Владимира,
Не для-ради княгини Апраксии,
А для бедных вдов да малых детей!
Вот так. Потому что без богатырей Владимир-2 жалок и беспомощен. Стоило Илье ненадолго отлучиться (выгнал его князь, послушавшись наветов «бояр косопузых») - и Киев-град уже оккупировало Идолище поганое…
Илья, переодевшись для конспирации каликою перехожим (им везде ходить не возбраняется), проникает в город. Там он является в палаты белокаменные, призывает «во всю голову», «криком богатырскиим» побежденного князя и просит у него милостыню Христа ради, для Ильи Муромца.
Князь открывает «окошечко косящато» и жалобно говорит:
Уж ты гой еси, калика перехожая,
Перехожая калика, переброжая!
Я живу-то все, калика, не по-прежнему,
Не по-прежнему живу, не по-досельному:
Я не смею подать милостинки все спасеною;
Не дает-то ведь царище все Идолище
Поминать-то он Христа, царя небесного,
Во-вторых-то поминать да Илью Муромца.
Я живу-то князь - лишился я палат
белокаменных;
Ай живет у меня поганое Идолище
Во моих-то во палатах белокаменных;
Я варю-то на его, все живу поваром,
Подношу-то я татарину все кушанье…
И утирает слезы, должно быть, грязным белым фартуком… И выходит на улицу, поправляя поварской колпак…
(Ох, не забывали русские мужики, как их светлые князья в Орде перед ханами-то кувыркались…)
…Богатырское сердце отходчиво. «Калика» называет свое настоящее имя.
Ведь тут падал Владимир во резвы ноги:
«Ты прости, прости, Илья, ты виноватого!»
Конечно, разобрался великодушный Илья с оккупантами по-своему - Идолище вылетело из палат, проломив собой стену белокаменную, а с остальными тоже разговор короткий был - улочки, переулочки…
«Если трус - значит, и жадина», - говорит героиня хорошего детского рассказа. Все правильно. Стоит кому-нибудь на княжеском пиру легкомысленно похвалиться своим богатством, как Красное Солнышко тут же, не вставая из-за стола, посылает к хвастуну рейдерскую бригаду, наказывая «описать» все имущество - то есть отнять к нему в казну. Кстати, «описать имущество» - очень даже современный юридический термин. Долгонько живет!
Может Владимир-2 ограбить гостя, а может и в погреб посадить - чуть миновала беда, наглеет «ласковый» князь, сразу власть показывает… До новой напасти.
Ну уж и сказитель не упустит случая подковырнуть киевского владыку. Когда Илья демонстрирует публике плененного Соловья, а тот пускает в ход свой убийственный свист, то
…Владимир князь-то стольнокиевский,
Куньей шубонькой он укрывается…
Есть и погрубей извод: прохватил со страху понос Красное Солнышко…
Несчастлив бедняга и в семейной жизни. То его Апраксия на глазах у супруга обнимается с Идолищем, то милуется с Тугарином-Змеем. Сдается, и Алеша Попович тут преуспел, не говоря уже про неотразимого красавчика Чурилу Пленковича…
Не щадят былинники речистые Владимира Красное Солнышко! Обливают грязью светлый его образ! Подкуплены золотом заморским, не иначе!
Ну и зачем, спрашивается, нужен такой владыка - жалкий трус, жадный дурак, жестокий самодур и убогий рогоносец? В «богатырских» мультфильмах он и то симпатичнее!
Нужен все-таки, пес окаянный. Как государственный символ. Чтобы все не развалилось. Не князя уважают, а стол-престол его. Дорожат централизованной властью. Авось, на смену дураку когда-то и приличный человек придет…
На этом «авось» все у нас и держится.
Былинный Владимир-2 - пример того, как русский народ относится к власти: признавать, так и быть, признает, а все-таки презирает… На крайний случай - анекдоты сочиняет. Не уважает.
Хоть мы и прогнали Орду, но порядки-то ордынские никуда не делись…
кач тырпыр