Оригинал взят у
rustam_kurbatov в
За легализацию исторической антропологии9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник. Да государственная программа. Да, единый экзамен. Но - это не истори
История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход - уже устоявшаяся истина, в школе - недопустимая ересь.
Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства». Наша задача - показать, что в школе может преподаваться Другая история...
Обычная жизнь обычного человека... Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховную власть или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку - «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.
Но - еще один шаг! Не просто история человека - а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир
Мир Глазами Ребенка - вот программа-максимум для школьного курса истории. Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество - вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка