есть художник, который нравоучительствует: вот так поступать хорошо, а так плохо.
есть художник, который ничего не обличает, не оценивает, он просто вынуждает быть.
а художник кто такой?
художник- это человек, который восхищается многообразием жизни, поет об этом.
он не оценивает жизнь, он смотрит и фиксирует все на внутреннюю пленку.
потом выдает это в эссе, картине, фотографии, инсталяции, фильме, да мало ли в чем.
читаю Юлю Говорову.
коротенькие эссе.
но дыхание сразу углубляется, замедляется в ритм ее прозе.
она не осуждает своего персонажа, не оценивает, не хвалит.
она восхищается им, как восхищается былинкой в поле или цветком в вазе.
она держит в руках все и пристально разглядывает.
любовно даже.
ну кто я? я это смесь, компот из разных привычек, образа мысли, слов, поступков, обрывков фраз.
вообщем, убери из меня что-то и это буду не я.
а если рассмотришь близко, послушаешь, помолчишь рядом, поживешь хоть версту плечо к плечу- вот и складывается картинка.
кто то невзлюбит, кто то проникнется.
а художник просто будет продолжать восищаться, даже когда расстанемся.
запомнит что то такое, что способно дать честный портрет, безоценочный.
мол, вот поглядите, живет такой человек.
гражданин.
ребенок на детской площадке говорит:
- а моего брата знаете как зовут? Павлик! Павлик гражданин. так мама говорит.
иду по улице: мой ребенок обращает мое внимание на брошенную кем то бумажку.
я сразу поучаю: не хорошо сделал этот кто то.
сразу пытаюсь понять, как и чему можно ребенка научить.
смотрю фильм: а чему он может ребенка научить?
не вижу судьбу, не вижу в себе любви.
а вот если иначе: уподобиться ребенку и обращать внимание, наблюдать.
ребенок смотрит и не дает оценку.
мама дает. он повторяет.
если мама не оценит, то как?
смотри, какие деревья красивые! а вот есть машины, дорога.
смотри бумажки летают. смотри нам мусор мешает под ногами.
или чисто как.
а вот наша любимая дворничка тетя Глаша.
улыбается нам. или хмураят наоборот. ну вот она такая.
и если влюбиться во все это: и в деревья, и в бумажки под ногами, и в тетю Глашу в любом настроении- это настоящий урок безусловного принятия.
и важнее урока нет для меня.
- не бросай бумагу, не мусори!- поучаю я,- нехорошо так поступать.
а что ребенок? молчит.
где любовь к миру? только страх- сделать что то плохое.
я начинаю с любви, как художник.
рассматриваю дорогу, сливаюсь с ней, дышу ею.
идем с ребенком и дышим пяточками, медленно.
вот травинка между плитами, вот жучок ползет.
и совсем не хочется вмешиваться, бумажку точно бросить не хочется.
люблю так идти.
ну что я все о бумажках?
а ведь их тоже можно полюбить! они то все разные.
их даже коллекцию можно собрать.
в памяти- вот тут у порога лежит клочок блокнота.
кто писал? почему бросил? письмо?
а там курил кто то, нервничал- много окурков.
или компании весело было.
я не ищу оправдания. я ищу особенности, ищу что то памятное, отличительное.
это характер. он во всем есть.
когда вот так рассматривавешь все- как йог погружаешься в жизнь.
и она замедляется, тягучая становится.
и сладкая. карамельная.