Тема уже остыла, но сюжет продолжает интересовать. В последний день октября в Тольятти в парке Победы от 200 до 500 (данные соответственно МВД и организаторов митинга) человек вышли на "Митинг протеста". Любопытны здесь сразу несколько моментов.
Во-первых, во времена контроля над заводом рыцарей в плащах и кинжалах о забастовках и митингах и речи не было. После перехода в руки Ренониссана и после того, как самые беспросветные времена остались позади, профсоюз "отпустило".
Второе. Митинг, хоть и очень немногочисленный, состоялся при активном участии КПРФ. И как бы ни было смехотворно количество участников, десяток СМИ очередной раз оповестило весь мир о существовании на ВАЗе независимого профсоюза ("Единство", а есть еще и "зависимый", который людей на митинг не выводил), его председателя и ячейки компартии в Тольятти.
Третье. Забастовки и протесты обычно характерны для периодов бурного роста рынка, когда производство перенапряжено и от объемов выпуска зависит доля компании на рынке. Во времена очевидной депрессии работники должны бы сидеть тихо и говорить шепотом, т.к. экономическая логика диктует необходимость сокращения производства, а с ним и персонала.
Митинг против массовых увольнений в период, когда, собственно, самые массовые увольнения закончены (сегодня на заводе работают 67 тысяч человек, что вдвое меньше численности в начале реформ на Вазе).
До конца года, насколько я понял, администрация больше не планирует сокращать рабочих. Профсоюз хочет, чтобы в случае сокращения это были бы большей частью менеджеры и служащие. Активисты профсоюза упирают на то, что менеджеры слишком шикуют, а рабочим приходится отдуваться. В числе претензий фигурируют "шикарно обставленные кабинеты" и "дорогостоящие перелеты", "дорогие автомобили", "обстановка в кабинетах начальства". Лидерам профсоюза не нравится то, что "сотрудников не допускают к контролю действий, которые АвтоВАЗ предпринимает ради экономии денег". Просто народное предприятие. Менеджмент под колпаком у профсоюза.
Рациональное зерно в аргументах профсоюза есть - если продажи машин сокращаются (и завод вынужден ужиматься), то виноваты в этом менеджеры и маркетологи, не сумевшие принять тех решений, которые позволили бы сохранять продажи на должном уровне. Следовательно, экономить надо на них и их же гнать в шею. Логика революционных матросов налицо: заводы - рабочим.
Короче, с точки зрения пиара в СМИ мероприятие состоялось. И по-моему, мы присутствуем при рождении еще одной категории хозяев жизни - профсоюзных лидеров.
P.S. Бо Андерссон планирует в следующем году тотального экономического спада увеличить производство (а следовательно и прогнуть рынок на продажи) около 700 тысяч автомобилей. Не иначе, у него есть секретное оружие...
Фото взял с
http://www.tlttimes.ru/blog/polit/110449.html