Велотранспорт. Велосипед, как транспортное средство

Jul 27, 2013 19:42


Готовил пост про электровелосипеды и обратил внимание на то, что в городе заметный рост количества велосипедистов. Продажи велосипедов растут, новооткрытый городской прокат велосипедов пользуется спросом, у бизнес-центров оборудованы стоянки велосипедов. Велосипед начинает восприниматься не как игрушка, а как транспортное средство. Специалисты оценивают количество вело в летнем транспортном потоке в 1% (это уже не мало) и потенциал роста процентов до пятнадцати (я думаю, что поток мотоциклистов существенно жиже). Итак, сегодня о велотранспорте.




Я с двухколесным другом на брусчатке Карлова моста в Праге

Светит ли стать велосипедам в Москве реальным средством передвижения, наравне с личным автомобилем, мотоциклом, общественным транспортом, или это всегда будет только развлекуха?

Лет десять назад можно было об этом и не задумываться, сегодня же, часа четыре простояв в пробке, или часа три пообтершись о других пассажиров метро и автобуса, можно попытаться представить альтернативу.

В Европе жители мегаполисов повсеместно пересели на велосипеды не из любви к педалям, или тяги к здоровому образу жизни. То, что мы наблюдаем в центре городов, европейцы прошли в семидесятых годах, накрепко встав в пробки.




Давайте рассмотрим весь сценарий. Во-первых, велосипед малопригоден в качестве транспорта большую часть года, когда метель и морозы. Мало удовольствия сидеть на насесте в минус двадцать пять.

Однако, собственно, морозы и метели в московском климате - три-четыре месяца, осенью и весной есть масса дней, когда перемещаться на велосипеде вполне уместно. Европейцы, кстати, и зимой на шипованной резине много ездят. Я в свое время катал велосипед круглый год (хотя, согласен - это экстрим). И потом, в мегаполисе есть масса мест, где можно сделать крытые "велопроводы". Не так давно прочитал о проекте выделения части транспортного потока с легковыми автомобилями и упаковке его в крытые трубопроводы. Такие трубопроводы существенно дешевле и легче, чем обычные путепроводы. Для велосипедов такие трассы еще в разы легче.

Такие проекты не в пример полезнее, чем "вертикальное озеленение" трасс.





Второй аспект - отсутствие дорожек для велосипедов и опасность в общем. Да - это очень существенно (велосипед по ПДД должен ехать по крайней правой полосе движения, а не по тротуарам). Но дорожки прокладываются, больших инвестиций и сложных инженерных решений это не требует, а привычка к присутствию на дороге велосипедистов - дело времени. Могу констатировать, что за последние десять лет отношение к мотоциклистам стало более адекватным, поток уже становится более безопасным для (вменяемых) байкеров.

Третье - где велосипед оставлять, приехав на работу, или в другое место? Попросту - их тырят. Согласен, велосипедам свойственно уезжать от своего хозяина. Но десять лет назад это была чуть ли не основная проблема для передвижения на мотоцикле. Охраняемую стоянку (или хотя бы стоянку с надежной блокировкой велосипеда) организовать гораздо дешевле, чем автостоянку и места это потребует в разы меньше. Про противоугонные системы для велосипедов надо делать отдельный материал. Поверьте, рынок необъятный и способы сохранения вела в неприкосновенности есть разнообразные.

И вовсе необязательно ехать на собственном велосипеде, возможна система прокатов: взял, проехал и сдал в другом месте.




Четвертое (и почему-то об этом мало, кто говорит) - на велосипеде много не увезешь. Но я думаю, что аксессуарный рынок - багажники, кофры, сумки, кронштейны для велосипедов в преддверии взрывного роста. У меня на мотоцикле, например, очень удобный "унитаз" Givi, пристегиваемый и отстегиваемый одной кнопкой. Практически, портфель. Там обычно - компьютер, может быть костюм, а в офисе я туда могу упихнуть доспехи и шлем.

Пятое - и очень существенное, проехав по городу, покрываешься слоем пыли, копоти и пота. Например, на переговоры в таком виде уже не появиться. Да и в офисе сидеть после прохвата в двадцать километров на велосипеде тоже невозможно, не приняв душ (девушки будут морщить нос от запаха мужчины). Но очень большая часть городских перемещений укладывается в 2-3 километра неспешной езды, и вовсе не обязательно устраивать ралли. В конце-концов, грязи и вони в городском транспорте тоже хватает. Да и сюжет с легкими электровелосипедами не так далеко в будущем. Конечно же, в театр с велосипеда - не комильфо.




Шестое - и где его хранить. Большая проблема с машиной, ей нужна стоянка. Стоянка поменьше и лучше охраняемая, нужна мотоциклу. У меня мотоцикл стоит в гараже в 200 метрах от дома и это проблема - вместо того, чтобы подойти на стоянке к машине, устроиться в салоне и передвинуть рукоятку в положение "Drive", собираясь в поездку по городу на мотоцикле, надо надеть защиту, дойти до гаража, открыть гараж, выкатить мот, закрыть ворота, надеть подшлемник и шлем, только после этого устроиться в седле и нажать "Start". Самокат стоянки не требует и места на балконе не занимает.

С велосипедом придется ехать в лифте, поставив его на дыбы, но самое проблемное - поставить пыльный вел в коридоре, или протащить его через всю квартиру на балкон, где он тоже интерьер не украшает.




Проблемы с использованием велосипеда есть и очень серьезные - грязный и пыльный город, отсутствие инфраструктуры, климат, но в целом дело за сменой моделей и сценариев повседневной жизни.

Саша Сотников на мой вопрос пишет: "Потенциал роста огромен. С каждым годом велосипедов на дороге все больше и больше. Но конечно пользоваться велосипедом полгода в году невозможно, что собственно будет являться стопером для повсеместного использования. Но что в летнее время 5-10% офисных клерков будет передвигаться на велосипеде - реальность. Сейчас у нас на парковке стоит у офиса 5 велосипедов, в офисе около 1000 человек."

Из обсуждения поста про электровелосипеды:

- я частенько вижу дядей на таких велосипедах, едущих по обочине. По Москве кататься отлично. Он уже чем скутер, пролезает в еще более узкие щели, но вот с перевозкой багажа тут уже гораздо сложней, места на велосипеде нету под него




- Но у скутера есть проблема с хранением. Не для квартиры он. Может когда электровелосипеды доведут до ума... Я бы сказал что это для маленького города. В Москве слишком большие расстояния и большой трафик для комфортного использования




городской транспорт, сценарии потребительского поведения, велосипед

Previous post Next post
Up